Аккорды и их названия: как научиться читать

Содержание

Аккорды и их названия: как научиться читать

Аккорды и их названия: как научиться читать

Продолжая тематику предыдущей статьи «Как читать ноты?» , рассмотрим вопрос: «Как читать аккорды?» Этим вопросом задаются достаточно большое число начинающих музыкантов. В большинстве своем – это люди, которые делают первые шаги в обучении игры на гитаре или фортепиано.

Для того, чтобы понять как читать аккорды необходимо разобраться с написанием и построением этих самых аккордов.

Аккорд – это созвучие, которое состоит как минимум из трёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Названия аккордам даются от базового звука (он находится ниже остальных).

Аккорды обычно обозначаются буквами латинского алфавита: мажорный аккорд – заглавной буквой, минорный – прибавлением строчной буквы m. Вот так:

С – до-мажор; Cm – до-минор;

D – ре-мажор; Dm – ре-минор;

E – ми-мажор; Em – ми-минор;

F – фа-мажор; Fm – фа-минор;

G – соль-мажор; Gm – соль-минор;

A – ля-мажор; Am – ля-минор;

H – си-мажор; Hm – си-минор;

B – си-бемоль-мажор; Bm – си-бемоль-минор.

Существуют более сложные виды аккордов, такие как септаккорд.

Септаккорд представляет собой четырёхзвучие, располагающееся по терциям.

Fmmaj7 – большой минорный септаккорд;

Fmaj7 – большой мажорный септаккорд;

Fm7 – малый минорный септаккорд;

F7 – малый мажорный септаккорд.

Цифры, использующиеся в написании аккордов обозначают ступень данной гаммы, знаки «-» и «+» возле цифры ставятся для обозначения понижения или повышения данной ступени.

Кроме обычных аккордов, название которым даётся от базовой ноты, существуют обращенные аккорды.

Обращённый аккорд – это аккорд, базовым (нижним) звуком которого является терция или квинта основного трезвучия.

Хочется отметить, что самые распространённые трезвучия построены на первой, четвертой и пятой ступенях. Они используются в подавляющем большинстве произведений. Это так называемые «три аккорда».

Для того, чтобы научиться читать аккорды вам необходимо выучить латинские обозначения, а также изучить соответствующую литературу. Лично я рекомендую, для начала, книгу И. В. Способин «Элементарная теория музыки», которую вы можете получить нажав на кнопку «Рассказать друзьям» в конце статьи.

Отличным вариантом для изучения аккордов будет использование программы Guitar Pro.

Эта программа обладает встроенной функцией определения аккордов с использованием различных вариаций.

Для более удобного использования аккордов в написании электронной музыки современные виртуальные студии, такие как FL Studio, имеют наборы готовых аккордов в меню редактора отпечатков клавиш.

Используя подобные программы и соответствующую литературу у вас сам собой отпадёт вопрос: «Как читать аккорды?» Только постоянная практика, закреплённая теорией (понимание и знание) принесут свои плоды.

Как читать аккорды?

Продолжая тематику предыдущей статьи «Как читать ноты?» , рассмотрим вопрос: «Как читать аккорды?» Этим вопросом задаются достаточно большое число начинающих музыкантов. В большинстве своем – это люди, которые делают первые шаги в обучении игры на гитаре или фортепиано.

Для того, чтобы понять как читать аккорды необходимо разобраться с написанием и построением этих самых аккордов.

Аккорд – это созвучие, которое состоит как минимум из трёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Названия аккордам даются от базового звука (он находится ниже остальных).

Аккорды обычно обозначаются буквами латинского алфавита: мажорный аккорд – заглавной буквой, минорный – прибавлением строчной буквы m. Вот так:

С – до-мажор; Cm – до-минор;

D – ре-мажор; Dm – ре-минор;

E – ми-мажор; Em – ми-минор;

F – фа-мажор; Fm – фа-минор;

G – соль-мажор; Gm – соль-минор;

A – ля-мажор; Am – ля-минор;

H – си-мажор; Hm – си-минор;

B – си-бемоль-мажор; Bm – си-бемоль-минор.

Существуют более сложные виды аккордов, такие как септаккорд.

Септаккорд представляет собой четырёхзвучие, располагающееся по терциям.

Fmmaj7 – большой минорный септаккорд;

Fmaj7 – большой мажорный септаккорд;

Fm7 – малый минорный септаккорд;

F7 – малый мажорный септаккорд.

Цифры, использующиеся в написании аккордов обозначают ступень данной гаммы, знаки «-» и «+» возле цифры ставятся для обозначения понижения или повышения данной ступени.

Кроме обычных аккордов, название которым даётся от базовой ноты, существуют обращенные аккорды.

Обращённый аккорд – это аккорд, базовым (нижним) звуком которого является терция или квинта основного трезвучия.

Хочется отметить, что самые распространённые трезвучия построены на первой, четвертой и пятой ступенях. Они используются в подавляющем большинстве произведений. Это так называемые «три аккорда».

Для того, чтобы научиться читать аккорды вам необходимо выучить латинские обозначения, а также изучить соответствующую литературу. Лично я рекомендую, для начала, книгу И. В. Способин «Элементарная теория музыки», которую вы можете получить нажав на кнопку «Рассказать друзьям» в конце статьи.

Отличным вариантом для изучения аккордов будет использование программы Guitar Pro.

Эта программа обладает встроенной функцией определения аккордов с использованием различных вариаций.

Для более удобного использования аккордов в написании электронной музыки современные виртуальные студии, такие как FL Studio, имеют наборы готовых аккордов в меню редактора отпечатков клавиш.

Используя подобные программы и соответствующую литературу у вас сам собой отпадёт вопрос: «Как читать аккорды?» Только постоянная практика, закреплённая теорией (понимание и знание) принесут свои плоды.

Как читать гитарные табулатуры

Самое полное руководство о том, как читать гитарные табулатуры и диаграммы аккордов.

Познакомившись с основами и разобравшись в вопросе «что такое гитарная табулатура и как ее читать», самое время приступить к более углубленному изучению данного способа музыкальной записи. Мы попытались собрать все часто встречающиеся обозначения и пометки, встречающиеся в современных гитарных табулатурах, и пояснить их смысл.

Обозначение пальцев правой и левой руки

Традиционно пальцы правой руки обозначаются малыми латинскими буквами:

  • p — большой;
  • i — указательный;
  • m — средний;
  • a — безымянный.

Эти буквы являются начальными буквами названий пальцев на испанском и французском:

  • Pulgar (pouce) — большой палец;
  • Indice (index) — указательный;
  • Medio (majeur) — средний;
  • Anular (annulare) — безымянный.

Пальцы правой руки, которыми необходимо перебирать струны, обозначаются в нижней части табулатуры.

Пальцы левой руки обозначаются арабскими цифрами:

  • 1 — указательный;
  • 2 — средний;
  • 3 — безымянный;
  • 4 — мизинец.

Пальцы левой руки, которыми необходимо зажимать струны на тех или иных ладах, проставляются на нотном стане, рядом с каждой нотой. Цифры проставляются далеко не везде: так, если в табулатуре имеются повторяющиеся части, а также звуки и ноты, рядом с ними цифры не проставляются, т.е. подразумевается, что следует использовать уже указанные ранее пальцы левой руки.

Диаграммы аккордов

Для записи аккордов и гамм используются специальные диаграммы, которые представляют гриф гитары так, как показано на фотографии.

Аккордовая диаграмма

На данном примере изображена диаграмма аккорда G, а так же фотография, демонстрирующая правильную постановку руки. Кругами обозначены лады, которые необходимо зажимать соответствующими пальцами, номер которых также указан. Над верхним порожком указаны «0», что является обозначением открытых струн. Черным цветом обозначается тоника аккорда или гаммы, которой в данном случае нота Соль.

Каподастр

В диаграмме аккорда или табулатуре может присутствовать специальное графическое или текстовое обозначение, которое сообщает о необходимости использования каподастра. В соответствии с указанным ладом, его необходимо установить в заданную позицию, что позволит транспортировать гитарные аккорды.

Гаммы

Следующий пример демонстрирует запись гаммы Ля-мажор с помощью диаграммы. Кругами обозначены все ноты, входящие в гамму, а цифры соответствуют пальцам левой руки, которыми необходимо зажимать струны. Черным цветом обозначается тоника аккорда или гаммы, которой в данном случае нота Ля.

Направления ударов медиатором в гитарных табулатурах

В нижней части гитарной табулатуры изображаются символы, обозначающие нисходящие (П) и восходящие (V) удары медиатора.

Тремоло

Тремоло — это многократное быстрое повторение звука или созвучия. Наличие данного символа подразумевает быстрое и непрерывное исполнение партии.

Глушение ладонью

Глушение ладонью, также известное как palm muting (PM), представляет из себя технику игры на гитаре и бас-гитаре, выполняемую путем касания ребра ладони струн вблизи струнодержателя, что позволяет создавать приглушенное звучание.

Рэйк (rake) — это прием игры медиатором, идея которого заключается в том, что при его выполнении нужно с силой скрести медиатором по нескольким струнам подряд (Х). Данная техника может использоваться как при нисходящих, так и при восходящих движениях медиатором.

Арпеджированные аккорды

Арпеджированные аккорды обозначаются вертикальной волнистой линией со стрелкой на конце, обозначающей нисходящее или восходящее движение звука. Для того чтобы исполнить арпеджио необходимо взять аккорд и извлечь каждую ноту отдельно в заданной последовательности.

Hammer-on и pull-off

Оба приема обозначаются в табулатуре одинаково — дугой. Однако, hammer-on обозначает восходящую последовательность нот, в то время как pull-off — нисходящую.

Трель

Трель (tr

) представляет из себя быстрое чередование двух соседних нот, отстоящих на малую или большую секунду.

Глушение левой рукой

Если же в партии присутствуют ноты, которые необходимо приглушить левой рукой, то они обозначаются как буква Х.

Песни под гитару Запись аккордов. Пять способов.

Аккорды песен под гитару, видео

Запись аккордов. Пять способов

Существует 5 способов записей аккордов. А нужны они для того, чтобы уметь читать и понимать любые аккорды, преподнесенные вам в виде записей на листке бумаги. Уметь самостоятельно находить их на гитаре, а также самому их записывать. Рассмотрим их.

1. Запись аккордов нотами. –

традиционный способ, но не самый распространенный. Запись аккордов производится в виде нот в нотных тетрадях на нотных линейках.

Это самый точный из всех способов, но самый трудоемкий, т.к. для полного его освоения нужен не 1 год учебы в муз. Школе. Новичкам гитаристам советую не углубляться в нотную грамоту сразу.

Лучше к ней вернуться после первых и уверенных навыков игры на гитаре.

2 . Текстовая запись –

пишется обычными словами:
«Соль-диез –мажор-септаккорд». Это полная противоположность первому способу записи. Здесь главное знать русский алфавит и уметь читать.

Источник: https://1-soyuz.ru/instrukczii/akkordy-i-ih-nazvaniya-kak-nauchitsya-chitat

Аппликатура аккордов для шестиструнной гитары

Аккорды и их названия: как научиться читать

10-04-2018

Что такое аппликатура аккордов для шестиструнной гитары? Это схемы, по которым пальцами зажимаются струны на грифе, чтобы получилось извлекать правильные звуки.

Схема аккордов на гитаре для начинающих

Если вам нужна простая схема аккордов на гитаре для начинающих, то вам подойдут 9 вариантов, которые изображены на картинке слева. Они открытые. Это значит, что вам не придется зажимать баре, когда вы будете их брать. Играть таким образом вам будет намного проще, если использовать именно эти схемы в начале обучения.

Для тех, кто уже освоил гитару, в середине статьи мы приведем таблицу основных аккордов и в конце дадим расширенный вариант таблицы для того, чтобы вы могли добавлять в свои песни дополнительные музыкальные краски.

Таблица аккордов для шестиструнной гитары

На этом рисунке приведены схемы и таблица аккордов для шестиструнной гитары для начинающих гитаристов с не очень большим опытом, которые используются в игре чаще всего.

Если у гитары будет не 6, а 7 струн, тогда схемы будут выглядеть иначе. Это нужно помнить, так как для семиструнного инструмента используется другой строй.

Обозначения аккордов на 6-ти струнной гитаре

Если вы немного учили сольфеджио, то знаете, что в музыке применяются буквенные обозначения аккордов на 6-ти струнной гитаре.

То есть нота:

  • Ля – это A;
  • Си – H (или B, можно встретить оба варианта);
  • До – C;
  • Ре – D;
  • Ми – E;
  • Фа – F;
  • Соль – G;

От этих букв получается и общее обозначение, такое как литера А обозначает мажорный аккорд Ля. Две литеры подряд Am – минорный ля.

Если добавить маленькую букву m, после основного символа, обозначающего ноту, получится минорный аккорд, такой как Am. Соответственно запись без дополнительных букв и символов говорит о мажорном звучании.

  • A, B (H), C, D, E, F, G – это мажорные аккорды.
  • Am, Bm (Hm), Cm, Dm, Em, Fm, Gm – это минорные аккорды.
  • A7, B7 (H7), C7, D7, E7, F7, G7 – это септаккорды.

Так же используются различные цифры и знаки бемоль и диез. В популярной и рок музыке вы обычно встретите только диезы #. В этом нет ничего странного, так как на самом деле, если подойти к этому с логической точки зрения, то диез и бемоль дублируют друг друга.

Наверное, вы знакомы с очень популярным сейчас инструментом – укулеле. Так вот – этот гавайский народный инструмент имеет на 2 струны меньше и гораздо проще в обучении. Если вам сложно начать с полноценной «шестиструнки», вы можете для начала освоить гавайский укулеле. Так вам будет проще и удобнее переходить от простых мелодий к более сложным.

Принципы создания музыки

Для любого музыкального инструмента построение мелодии и создание музыки основано на одинаковых принципах. Так что, на вопрос: «Какие бывают аккорды на гитаре» можно ответить – «Точно такие же, как и на других инструментах».

Полная таблица аккордов для шестиструнной гитары показана рисунке. Для акустики и классики таблица будет одинаковой.

На самом деле вариантов бесконечное множество и зная теорию музыки вы сможете легко изобретать и модифицировать их самостоятельно. Почитайте статьи по сольфеджио на нашем сайте и приходите к нам на урок теории.

Скорее всего вам вряд ли понадобятся все обозначенные варианты. Так же стоит помнить, что все комбинации на грифе имеют одинаковые законы построения (Вы же знали, что в музыке все математически точно?).

Вы можете просто передвинуть пальцы вниз по грифу на половину тона (1 лад), зажав баре и получите следующую тональность. Ноты поменяются на всех струнах. Теми же пальцами вы будете извлекать похожие звуки, но в другой тональности.

Для того, чтобы делать это бегло и играть легко, вам нужно будет освоить баре. Освоить баре не сложно, обычно для нулевого уровня нужно около месяца времени, чтобы все стало получаться легко и красиво.

Кстати, именно по причине того, что играть музыку можно в любой тональности, в интернете можно встретить разные варианты аккордных последовательностей для разных песен. В целом, обычно, это просто разные тональности.

В чем трудности у новичков

Для новичков, которые первый раз взяли в руки гитару, сложнее всего настроить правильно все 6 струн. Но самый частый вопрос у новичков – это как читать схемы аккордов на гитаре.

Как читать схемы

Точки на картинке – это места, где нужно зажимать струну, а линии – это порожки на грифе, разделяющие лады. Самая толстая линия обозначает начало первого лада.

А струны настраиваются очень просто по нотам:

  1. Ми;
  2. Си;
  3. Соль;
  4. Ре;
  5. Ля;
  6. Ми.

Просто скачайте на свой телефон программу – тюнер и забудьте о проблеме настройки.

Если у вас возникли вопросы по обозначениям, вы можете написать нам на почту, позвонить по телефону или прийти на пробное бесплатное занятие. Уже на пробном уроке преподаватель сможет объяснить вам с нуля то, что вызывает у вас первоочередные вопросы.

В музыкальной школе Future Music мы проводим занятия для взрослых и детей любого уровня подготовки. Приходите на первый урок игры на гитаре с нуля, и мы расскажем, как зажимать и правильно играть аккорды!

Источник: https://shkolamuzyki.ru/statii/title/applikatura-tablica-akkordov

Построение аккордов на гитаре

Аккорды и их названия: как научиться читать

Представляю вам полное руководство по построению аккордов на гитаре, которое избавит вас от бессмысленного запоминания аккордов и поможет научиться мыслить в более музыкальном стиле. Прочитав данный гайд, вы получите знания о том, как строить аккорды, что значат их названия и как аккорды связаны друг с другом.

Почему полезно знать о том, как строить аккорды?

Если вы когда-либо импровизировали, то вы вероятнее всего изучали шаблоны пентатоники, диатонических ладов и других гамм.

Вообще это очень круто, когда вы можете импровизировать под популярные аккордовые последовательности или любимые песни.

Шаблоны позволяют вам с легкостью импровизировать особо не вникая в сами аккорды, так как играя их, вы практические всегда попадаете в тональность.

К сожалению, а может быть и к счастью, для любого гитариста наступает момент, когда он начинает замечать, что играя например блюзовую пентатонику он играет одно и тоже, звуча при этом практически неизменно. В определённый момент вам попросту надоедает это однообразное звучание и у вас появляется желание добавить новых красок в свою игру.

Изучив аккордовую теорию, вы будите способны определить и сыграть аккордовые звуки, при этом мысля в более музыкальном ключе. Вам не придётся просто сидеть и учить ноты, вы должны будите овладеть ими, понять определённые правила и заставить их работать на вас. Данный пост охватывает всё, что вам необходимо знать о построении аккордов на гитаре, вместе с моими практическими советами.

Прошу заметить, что данный урок требует знание и понимание музыкальных интервалов, и натурального мажорного лада. Всё это используется для разъяснения основных принципов построения аккордов.

Три типа аккордов

По практическим соображениям существует 3 типа аккордов, которые вы должны знать:

  1. Трезвучия
  2. Септаккорды
  3. Расширенные аккорды

Трезвучия

Трезвучие — это аккорд, который состоит из 3 нот. Трезвучия бывают:

Хотя трезвучия состоят всего из 3 нот, вы можете дублировать их, тем самым придавая аккорду более объёмный звук. Все аккордовые формы СAGED используют дублированные ноты.

Септаккорды

Септаккорды — это аккорды, которые состоят из 4 нот. Септаккорды состоят из мажорного или минорного трезвучия, к которому добавляется септима (7 ступень). Наиболее распространёнными септаккордами можно считать:

  • Мажор септаккорд (major 7)
  • Минор септаккорд (minor 7)
  • Доминантсептаккорд (dominan 7)

Расширенные аккорды

Расширенные аккорды — это аккорды, которые состоят из мажорного или минорного трезвучия, септимы и дополнительных тонов: 9, 11 и 13.

2 способа научиться строить аккорды

Есть два основных способа, с помощью которых люди строят аккорды. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Метод 1: Формула + мажорный лад

Если вы знаете и понимаете мажорный лад, то с данным методом не должно возникнуть проблем.

  1. Выбираем тонику (например нота C).
  2. Строим мажорный лад от этой ноты: C-D-E-F-G-A-C.
  3. Применяем формулу для аккорда, которая будет приведена ниже.

Например, вы хотите построить аккорд C (До-мажор). Нам необходимо взять 1-3-5 ступени мажорного лада . После этого мы получаем 1, 3 и 5 ноты мажорного лада и можем построить аккорд. Таким образом, аккорд C состоит из нот C-E-G.

В некоторых формулах может быть модифицирована одна из ступеней аккорда. Например, чтобы построить аккорд Cm, мы должны воспользоваться вот такой формулой: 1-♭3-5. Аккорд Cm состоит из следующих нот: C-E♭-G.

Как я уже говорил, аккорд может дублировать ноты. Например аккорд C в открытой позиции дублирует тонику (C) на 2 струне и 2 ступень (E) на 1 струне.

Как вы знаете, мажорный лад имеет всего 7 нот и вы могли бы задать вопросом: «Как мы можем построить расширенные аккорды, которые включаю в себя 9, 11 или 13 ступени, если нот всего 7?». Всё очень просто, названия нот дублируются через октаву: C-D-E-F-G-A-B-C-D-E-F-G-A-B.

1234567891011121314
CDEFGABCDEFGAB

Метод 2: Интервалы

Аккорды могут быть построены с помощью формул интервалов. Все эти формулы я приведу немного ниже. Если вам нужно освежить память, то я вам советую посмотреть мой урок о музыкальных интервалах.

По отношению к тонике

Если вы захотите построить скажем аккорд Cmaj7 с использованием интервалов, то вам нужно будет придерживаться следующей формуле:

тоника-большая терция-чистая квинта-большая септима

То есть с точки зрения нот, вам нужно будет зажать следующие ноты: C-E-G-C. В отличи от первого способа, где нужно ориентироваться по ступеням конкретного лада, здесь вы ориентируетесь с помощью музыкальных интервалов и их аппликатур.

По отношению к предыдущей ноте

Иногда интервалы указываются по отношению к предыдущей ноте, потому-что аккорды (как правило) состоят из мажорных или минорных терций. Для аккорда Cmaj7 можно составить следующую формулу:

мажорная терция-минорная терция-мажорная терция

То есть с точки зрения нот, ван нужно будет зажать те же самые ноты: C (тоника)-E (мажорная терция от тоники)-G (минорная терция от мажорной терции)-B (мажорная терция от минорной терции).

Формулы аккордов

Представляю вам список с формулами для построения трезвучий, септаккордов и расширенных аккордов. Он включает около 90% аккордов, с которыми вы столкнётесь в реальной жизни. Остальные вы сможете наработать самостоятельно, изучая тонкости построения аккордов.

Формулы для построения трезвучий

Большинство трезвучий строятся из 1 ступени (тоники), 3 ступени (пониженной если это минорный аккорд или повышенной если это мажорный) и 5 ступени. Для аккордов с задержанием, вместо 3 ступень заменяется на 2 или 4.

Полное названиеСокращённое название (например от тоники C)ФормулаИнтервальная формула
Major (Мажор)C1-3-5 Root-M3-P5
Augmented (Увеличенный)Caug1-3-♯5 Root-M3-Aug5
Minor (Минор)Cm1-♭3-5 Root-m3-P5
Diminished (Уменьшенный)Cdim1-♭3-♭5 Root-m3-dim5
Suspended 4 (Задержанный)Csus41-4-5 Root-P4-P5
Suspended 2 (Задержанный)Csus21-2-5 Root-M2-P5

Формулы для построения септаккордов

Если вы посмотрели на таблицу, перед тем, как прочитали это, то вы могли заметить, что септаккорды строятся по верх трезвучий, к которым просто добавляется 7 ступень. Давайте посмотрим на формулы для построения наиболее популярных септаккордов:

Полное названиеСокращённое названиеФормулаФормула интервалов
Major 7 (Мажорный септаккорд)Cmaj71-3-5-7Root-M3-P5-M7
Dominant 7 (Доминантсептаккорд)C71-3-5-♭7Root-M3-P5-m7
Minor 7 (Минорный септаккорд)Cm7I–♭3–5–♭7Root-m3-P5-m7
Minor 7♭5 (Минорный септаккорд с пониженной 5 ступенью)Cm7♭5I–♭3–♭5–♭7Root-m3-dim5-m7
Diminished 7 (Уменьшенный септаккорд)Cdim7I–♭3–♭5–♭♭7 (или 6)Root-m3-dim5-dim7

Формулы для построения расширенных аккордов

Ниже вы найдёте формулы для построение самых распространённых расширенных аккордов. Их полезность меняется от стиля к стилю. Например джаз музыканты, обычно начинают играть септаккорды и уже потом добавляют дополнительные тона. Блюзовые музыканты, чаще всего используют доминантсептаккорды с добавленной 9 ступенью. В рок и поп стилях, такие аккорды используют довольно редко.

Посмотрев на формулы вы заметите, что расширенные аккорды строятся поверх септаккордов, которые в свою очередь строятся поверх трезвучий. Мы начинаем использовать термин «расширенный», когда переходим к септаккордам с добавленной 9, 11 или 13 ступенями.

Вы так же заметите, что доминантсептаккорд с добавленной 13 ступенью состоит из 7 нот, в то время, как на гитаре всего 6 струн. На практике, некоторые из этих нот пропускаются. Давайте посмотрим на таблицу:

Полное названиеСокращённое названиеФормулаФормула интервалов
Major 9Cmaj91-3-5-7-9Root-M3-P5-M7-M9
Dominant 9C91-3-5-♭7-9Root-M3-P5-m7-M9
Dominant 11C11

Источник: https://proguitarworld.ru/postroenie-akkordov-na-gitare/

Игра на гитаре

Аккорды и их названия: как научиться читать
Каждая нота в нотной записи определяется ее длительностью (временем звучания) и высотой.

Длительности нот: – целая нота (принимается за единицу времени звучания), – половина от целой (время ее звучания равно половине времени звучание целой ноты), – четверть (четвертая часть времени звучания целой ноты), аналогично, – восьмая, – шестнадцатая, – тридцать вторая.

Не важно как долго звучит целая нота, главное, чтобы соблюдались указанные отношения длительностей, то есть записи , , , и т. п. игрались одинаковое количество времени. Высота ноты характеризует ее расположение на нотных линейках – чем выше нота, тем выше ее расположение.

Ноты читают слева направо, сверху вниз; стоящие друг под другом ноты играются одновременно.

Чтобы сыграть произведение, записанное в нотах, нужно просто сопоставить каждую нотку на нотоносце (нотных линейках) с нотой, сыгранной на гитаре. В начале каждой строки в гитарных нотах можно увидеть знак скрипичного ключа , он означает в точности то, что все ноты в строке имеют следующее соответствие со звуковым рядом гитары:

Соответствие скрипичного ключа со звуковым рядом гитары. (При отсутствии в тактах знаков повышения-понижения

высоты ноты – диезов и бемолей.)

Для других инструментов – фортепиано, балалайки – чего угодно и скрипичного ключа, имеется свое соответствие. Например, для фортепиано:

Соответствие скрипичного ключа со звуковым рядом фортепиано

и звуковые диапазоны гитары и фортепиано.

То есть одни и те же ноты можно играть на разных музыкальных инструментах, но нужно иметь в виду, что гитарные ноты традиционно записываются на одну октаву выше, чем они звучат, как можно увидеть на рисунке. Существует множество других ключей – дискантовый, басовый, альтовый, в гитарной записи используется только скрипичный.

Ноты длительностью короче одной четвертой часто объединяются в группы косой чертой, никакого функционального значения она не имеет, а используется просто для красоты написания, то есть то же самое, что , а = . Точно так же, штиль ноты (вертикальная черта, идущая от кружочка), может быть направлен, как вниз, так и вверх = , = .

Перерывы в звучании музыкального произведения называются паузами. Формально, это тоже ноты, представляющие молчание (отсутствие звука):

  • – целая пауза, равна по длительности целой ноте,
  • – половинная пауза,
  • – четвертая,
  • – восьмая,
  • – шестнадцатая,
  • – тридцать вторая.

Нота с точкой. Точка, поставленная после ноты, увеличивает длительность ее звучания на половину.

  • = +
  • = +

Точка может стоять и у пауз.

  • = +
  • = +

В первой строке после скрипичного ключа всегда идет размер произведения, обозначаемый числовой дробью. Просто объяснить значение размера, можно так: если произведение удобнее играть на счет „раз, два, три, раз, два ,три…“, то размер , а если на „раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре…“ – , исходя из размера оно „нарезается“ на такты вертикальной чертой.

В начале каждого такта идут ударные (или сильные) ноты.

Теперь об обозначении полутонов (диезов и бемолей). Если перед нотой какого-нибудь такта стоит знак диеза (бемоля ), то эта и все последующие ноты в такте такой же высоты (расположенные на одном уровне) играются выше (ниже) на пол тона, например,

играется так: ФаPeСиФаФаФаФаPeСи.

Знак бекара означает отмену диеза или бемоля для ноты, рядом с которой он стоит, и всех последующих в такте этой же высоты:

ФаPeСиФаФаФаФаPeСи.

Диез или бемоль, поставленные рядом со скрипичным ключом влияют на все ноты в строке с этим же названием:

ФаPeСиФаФаСиФаPeСи. Обратите внимание, что вторая нота второго такта также подпадает под действие диеза.

Стоящие при ключе знаки отменяются бекаром для конкретного такта, так, как описано выше, например,

играется ФаPeСиФаФаФаФаPeСи.

Обозначения.

В нотной записи также встречаются следующие обозначения, стоящие рядом с конкретной нотой и относящиеся непосредственно к ней.

Цифры в кружочке , , , , , – струны гитары, если какая-нибудь из них стоит рядом с нотой, это значит, что ее надо играть на указанной струне.

Римские цифры I, II, III,…., XIX – лады. Нота играется на струне, зажатой на обозначенном ладу.

Пальцы правой руки:

  • i – указательный,
  • m – средний,
  • a – безымянный,
  • p – большой.

Указывают, каким пальцем нужно играть ноту.

Пальцы левой руки обозначаются арабскими цифрами без кружочка:

  • 1 – указательный,
  • 2 – средний,
  • 3 – безымянный,
  • 4 – мизинец.

Струна зажимается на нужном ладу именно этим пальцем. По аналогии, 0 означает, что нота играется на открытой струне.

Как играть?

Теперь попробуем что-нибудь сыграть, например, вот это:

Большой палец левой руки прикладываем к тыльной стороне грифа перпендикулярно ему. Он не вылезает за верхнюю кромку и находится между указательным и средним пальцами.

Струны прижимаем подушечками пальцев как можно ближе к нижней металлической полоске лада (ближе к розетке), чтобы избежать дребезжания. Правую руку кладем предплечьем на гитару, кисть принимает такое положение, при котором она полностью расслаблена (это похоже на то, как будто в ладони зажат теннисный мячик, но пальцы остаются еле согнутыми).

При игре кисть неподвижна – двигаются только пальцы, слегка касаясь струн, должно появляться ощущение, что струны при касании щекочут их.

Обычно большой палец правой руки играет басовые струны, а безымянный, средний и указательный, соответственно, первую, вторую и третью, хотя для каждой композиции это подбирается индивидуально.

Когда приходится играть одновременно несколько струн (в данном случае две), пальцы как бы сжимают мячик, не давая ему упасть.

Паузы в десятом и одиннадцатом такте означают перерыв в звучании второго голоса (здесь два голоса: сольный и басовый, басовый играется на двух верхних струнах, сольный – на всех остальных).

Обратите внимание на знаки сокращения нотного письма, использующиеся в пьесе. Реприза – означает повторение части произведения: сначала играется отрывок между знаками и , включая первую вольту , затем первая вольта выкидывается и заменяется второй . Если вольт нет, то играется просто два раза.

Играем очень медленно, так, как в звуковом файле midi под нотами. Стараемся, чтобы мелодия перетекала плавно от ноты к ноте, соблюдались все длительности, и не было „заборов“. Обязательно играем и зажимаем именно теми пальцами, которые обозначены в нотах – так проще и эффективнее. Когда начинает получаться, ускоряем темп.

Источник: http://www.akgitara.ru/guitar_play/page2/

Как играть на гитаре по нотам. Самоучитель. Первые упражнения

Аккорды и их названия: как научиться читать

Итак, ноты, которые разучим вначале – Ми, Фа и Соль. Они расположены на первой струне гитары.

Ми – первая открытая струна.

Фа – первая струна, первый лад.

Соль – первая струна, третий лад.

Упражнение 1 – “Ми, Фа, Соль”

Начните игру указательным пальцем правой руки ( i ). Обратите внимание на то, что в левой руке КАЖДЫЙ ПАЛЕЦ ИГРАЕТ “СВОЙ ЛАД”: первый палец – 1й лад (нота Фа), третий палец – 3й лад (нота Соль).

Пальцы левой руки обозначаются цифрами (1 2 3 4), а правой буквами (p i m a)

Играйте медленно, не торопясь. Проиграйте несколько раз. Лучше проговаривать (или петь) названия нот при игре, так, запомнить их будет гораздо легче.

Не забывайте про длинные и короткие ноты: полая нота со штилем – половинная, (считаем “раз (и), два (и)”), закрашенная со штилем – четвертная, (считаем “раз (и)”).

Нажмите на картинку с упражнением для того, чтобы увеличить и открыть его в новом окне.

Посмотрите как правильно играть упражнение “Ми, Фа, Соль”:

Обратите внимание на технику игры и на положение рук. При игре сольных мелодий на классической гитаре, после сыгранной ноты, палец правой руки должен как-бы “врезаться” в соседнюю струну (зафиксироваться) и оставаться на ней некоторое время.

Старайтесь сильно зажимать лады пальцами левой руки, иначе звук будет некачественным.

Упражнение 2 – “Солнышко”

В этом упражнении используются те-же ноты. Последняя нота Ми – целая, (считаем “раз (и), два (и), три (и), четыре (и)”). Обратите внимание на то, что можно считать каждую ноту по отдельности, а можно суммировать счёт в каждом такте  – “раз (и), два (и), три (и), четыре (и)”. Считайте так, как вам будет удобно.

Две линии с двумя точками в конце последнего такта означают повторение материала ещё раз с самого начала. Этот знак называется “Реприза”.

Прослушать упражнение “Солнышко”

http://guitarmaestro.ru/wp-content/uploads/2016/08/3.mp3
ДРУЗЬЯ! ВСЕ КУРСЫ САЙТА НАХОДЯТСЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ. ПОЖАЛУЙСТА, НАЖИМАЙТЕ НА БАН-Е-РЫ И Р-ЕКЛАМКИ НА ПОСЕЩАЕМЫХ ВАМИ СТРАНИЦАХ. ТАКИМ ОБРАЗОМ ВЫ МОЖЕТЕ ВЫРАЗИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ И ПОМОЧЬ САЙТУ! БОЛЬШОЕ СПАСИБО! 

Упражнение 3 – “Идём в поход”

Играйте это упражнение так-же, как и предыдущие.

Внимание! Обязательно играйте ВСЕ упражнения курса ПО ПОРЯДКУ! Новые ноты, а так-же термины и техники даются в необходимом порядке

Не забывайте про длинные и про короткие ноты, а так-же про аппликатуру левой руки. Помните, каждый палец играет “свой” лад.

Прослушать упражнение “Идём в поход”:

http://guitarmaestro.ru/wp-content/uploads/2016/08/4.mp3

Упражнение 4 – “Нотка за ноткой”.

А теперь внимание! Это упражнение будем играть двумя пальцами правой руки – указательным (i) и средним (m), чередуя их при игре каждой новой ноты. Это единственная правильная техника исполнения сольных мелодий на классической гитаре.

Она называется “апояндо“. Вначале, конечно, можете сыграть мелодию лишь указательным пальцем (i), для того, чтобы было легче запомнить ноты. Затем начните игру двумя пальцами. Неважно с какого их них вы начинаете, главное менять их при игре нот.

Не забывайте фиксировать пальцы на соседней (вышележащей) струне.

ГРУППА В КОНТАКТЕ. СЛЕДИТЕ ЗА ОБНОВЛЕНИЯМИ: https://.com/guitarmaestro1

 
ДРУЗЬЯ! ВСЕ КУРСЫ САЙТА НАХОДЯТСЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ НАС. ПОЖЕРТВОВАВ ЛЮБУЮ СУММУ, ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА И ПОМОЧЬ САЙТУ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО. 

ПОЛУЧИТЕ ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ОТ АЛЕКСЕЯ ЖДАНОВА: 

КАК НАУЧИТСЯ ИГРАТЬ БЛЮЗ ВСЕГО ЗА ТРИ УРОКА

А ТАК-ЖЕ НОВЫЙ КУРС ИГРЫ ПЕСЕН ПО АККОРДАМ: 

Курс включает детальные разборы известных всем песен – хитов, набор развивающих упражнений для пальцев правой и левой руки, все необходимые аккорды, а так-же все виды гитарного боя и перебора, используя которые вы можете играть практически любые песни.

Бой “Четвёрка”, бой “Тройка”, бой “Восьмёрка”, два вида боя с приглушением струн, плюс переборы: “Четвёрка”, “Шестёрка” и “Восьмёрка”! Курс состоит из сорока видеофайлов с качеством HD, доступных для быстрого онлайн просмотра и скачивания.

Уроки проводит учитель музыки Алексей Жданов.

Источник: https://guitarmaestro.ru/read-notes-course-4/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.