Что такое креативность

Содержание

Что такое креативность, и у всех ли она есть

Что такое креативность

Вы считаете себя креативным человеком? Умеете играть на барабанах или рисуете акварелью? Возможно, сочиняете песни или пишете пьесы? Можете ли вы рассказать о каком-либо из этих так называемых «творческих» опытов в позитивном ключе? Возможно, вы задаетесь вопросом, почему вы даже не можете красиво подписать поздравительную открытку? Или же рифмование кажется для вас пыткой?

Многие люди считают, что креативность – это врожденный талант, и только особая группа людей по своей природе креативна, а все остальные, к сожалению, не обладают такими способностями.

У вас либо есть творческий талант или инстинкт, либо нет.

Но это далеко от истины! Так что такое креативность? В этой статье мы попытаемся разобраться в природе креативности и том, на самом ли деле мы все креативны?

Каждый может быть креативным!

Дело в том, что у каждого есть врожденная творческая способность. Даже если мы пока ее не открыли для себя. Несмотря на то, что думает большинство людей, креативность – это навык, который каждый может приобрести и отточить. Это навык, который позволяет вам генерировать кучу идей за сравнительно небольшой срок и даже зарабатывать на этом деньги. Как же приобрести творческие способности?

Вы должны начать с расширения своего творческого подхода. По иронии судьбы, вы должны быть креативными и «мыслить нестандартно» с определением! Творчество по своей сути – это способность видеть вещи так, как другие не могут.

Это навык, который помогает вам находить новые перспективы для создания новых возможностей и решений различных проблем.

Таким образом, если вы сталкиваетесь с различными проблемами, которые необходимо решать на регулярной основе, то креативность – это бесценный навык, которым вам нужно обладать.

Скажем, например, что вы работаете в продажах. Обладая творческим подходом, вы сможете искать новые подходы по продаже и обращаться к потенциальным клиентам интересно и креативно.

Или, может быть, вы учитель.

В этой роли вам нужно постоянно искать интересные способы донести материал до своих учеников так, чтобы им было не только увлекательно сидеть на уроке, но и чтобы они легко смогли запомнить весь материал.

Как креативность действительно работает

Позвольте нам разрушить еще одно неправильное представление о творчестве, заключающееся в том, что креативность используется только для создания абсолютно «оригинальных» или «новых» вещей. И снова же, это далеко от истины. Потому что ничто не является абсолютно оригинальным или новым.

Все, включая выдающиеся произведения искусства, не происходит из ничего. Все появляется из своего рода вдохновения. Это означает, что креативность работает, соединяя наши знания в одно целое, чтобы получить новое значение или ценность.

Творчество в действии

С этой точки зрения творчество откроется для вас с новой стороны. В технологии Apple сочетаются традиционные компьютеры с дизайном и эстетикой, чтобы создавать новые способы использования цифровых продуктов.

В написании песен музыкант может вдохновляться различными стилями, инструментами и ритмами для создания новой мелодии. Все эти примеры – о соединении разных идей, нахождении общих позиций между различиями и создании из них совершенно новой идеи.

К тому же они являются отличным показателем того, что ничего абсолютно нового и уникального не существует.

Креативность нуждается в намерении

Еще одно неправильное представление о творческом процессе заключается в том, что вы можете просто находиться в общем «творческом» состоянии. Настоящая креативность не в том, чтобы познавать моменты типа «эврика!». Вместо этого, чтобы быть по-настоящему креативным, вам нужно иметь намерение. Задайте себе такой вопрос: «Какую проблему я жажду решить?»

После того как дадите себе ответ на этот вопрос, вы сможете начать работать со своей креативностью. Часто идея творчества связана с правым полушарием мозга, интуицией и воображением. Следовательно, большое внимание уделяется именно этому полушарию мозга, когда дело доходит до творчества.

Используйте оба полушария мозга

Но чтобы получить максимальную отдачу от творчества, вам нужно использовать обе стороны вашего мозга – правую и левую, что означает также использование аналитической и логической части вашего мозга. Творческий подход во многом связан с решением проблем. И решение проблем по своей сути включает в себя логику и анализ.

Например, когда вы находитесь в поиске новых идей, ваше левое полушарие задействует центр внимания, который фокусируется на вашей цели, стоящей за идеями, которые вы ищете. Правое полушарие вашего мозга будет ответственно за то, чтобы собрать и исследовать информацию, основываясь на вашем текущем фокусе.

И когда вы решите опробовать новые идеи, ваше правое полушарие даст вам новые решения, помимо тех, которые вы уже знаете. Тогда левое полушарие будет работать над оценкой и настройкой решения для качественной работы на практике.

Таким образом, логика и творчество на самом деле работают рука об руку, а не одно за счет другого.

Креативность – это навык

В конце концов, творчество – это навык. Это не какой-то врожденный или естественный талант, который одни имеют, а у других его нет. Это означает, что творчество и инновации можно систематически практиковать и совершенствовать.

Навык можно выработать и практиковать, применяя ваши самые сильные стили обучения. Навык можно измерить и улучшить с течением времени путем регулярной практики. Благодаря регулярной практике ваше творчество пройдет различные этапы мастерства.

Это значит, что вы способны быть еще более креативным!

Если вы всегда думали, что креативность не имеет отношения к вам или что у вас нет способности креативить, задумайтесь над этим еще раз! Вы можете использовать креативность в абсолютно каждом аспекте вашей жизни.

На самом деле вы должны использовать его, так как оно позволит вам прорваться через рутину, вывести вас из зоны комфорта и вдохновить вас на рост и попробовать новые для вас вещи.

Креативность определенно даст вам преимущество, когда вы пытаетесь решить проблему или найти новые решения.

Креативность помогает нам не только в решении задач и попытках творчества, но и в обычной жизни, делая нас более счастливыми из-за осознания нашей уникальности.

А вы считаете себя креативным человеком?

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: https://FB.ru/post/psychology/2018/12/29/46686

Что такое креативность

Что такое креативность

Владимир Мананников

Креативность сейчас востребована как никогда: множество работодателей включает ее в список качеств, обязательных для соискателей.

Наравне с ответственностью, инициативностью и стрессоустойчивостью.

Можно сделать вывод, что это качество важно не только для творчества, искусства и созидания, но и для бизнеса. Как развить в себе креативность и что это такое?

Зачем нужна креативность

В психологии под креативностью понимают способность индивида нестандартно, нешаблонно мыслить.

Он уходит от стереотипов, принимает неожиданные решения, очищается от наносной ерунды, постоянно что-то генерирует и выдает свежие идеи в мир.

В английском глагол create значить «создавать». Поэтому креативный человек в каждом конкретном случае не пользуется готовыми схемами, таблицами, подходами, а создает совершенно новый продукт, путь или решение.

Сделать что-то креативно – значит, воплотить в жизнь оригинальную, небанальную, неординарную идею. Добиться, чтобы продукт выглядел необычно, не так, как все остальные.

Креативный сотрудник всегда сможет предложить нетривиальное решение важного вопроса, придумать уникальный для рынка продукт, изобрести нечто фантастическое и опережающее время.

Работники, способные включать мозг на всю мощность, особенно ценятся в бизнес-среде. Их идеи удивляют, вдохновляют и кажутся тем самым свежим глотком, которого ждал весь мир.

Если компания устраивает «мозговой штурм» – заседание талантливых сотрудников, направленное на решение конкретной проблемы, – на нем непременно выделится самый креативный товарищ.

Порой его предложения кажутся странными и чрезмерно смелыми, но одна из сотни обязательно будет гениальной.

Только те, кто обладает креативностью, получают работу в таких суперкомпаниях, как Google, Яндекс и им подобные.

Кому может пригодиться креативность

Даже если вы не собираетесь становиться ценным орудием в арсенале крупной корпорации, знайте – в других профессиях это качество тоже востребовано.

Например, без креативного подхода любой фотограф, дизайнер, художник, стилист, рекламщик, журналист или редактор находятся на уровне «ниже среднего».

Они выдают стандартный, непопулярный, скучный продукт – такой же, как у всех. Но уникальные творческие личности способны создавать изюминки и переворачивать мир без всякой точки опоры.

Даже ведущий на свадьбе не продвинется по карьерной лестнице, если будет проводить мероприятие в обыденном ключе. Что и говорить про такую должность, как креативный директор – само ее название объясняет главное требование к кандидату.

Как развить креативность в себе

Вы удивитесь, но творческое мышление мало связано с уровнем образования и высоким интеллектом. Способность генерировать нестандартные идеи не зависит от знаний и логических навыков.

Формируется креативность еще в юные годы: ребенок творит не по заказу, а потому, что испытывает потребность в самовыражении. Его фантазия безгранична, а идеи неординарны.

Если родители поощряют творческие порывы своего малыша, в нем не возникает страха идти против шаблонов. Если же мама с папой истерично настаивают, что у коровы не бывает девяти ног, то воображение крохи проходит испытание на прочность.

Именно родители в ответе за развитие творческих способностей ребенка и раскрытие его талантов. Самый важный период, когда малышу нужно давать как можно больше возможностей, материалов и примеров, – с 3 до 5 лет.

Второй по значимости этап – подростковый, с 13 до 18 лет. Это время закрепления и применения на практике креативных навыков.

Но и взрослый человек может развить в себе креативность, следуя нашим советам:

• Всегда, узнавая о проблеме и пытаясь найти для нее решение, попробуйте смотреть на нее с другого угла, с иного ракурса.

Отметайте первый вариант, пришедший на ум – он слишком шаблонен, привычен. Попробуйте перевернуть все с ног на голову и изменить «точку обзора».

• Развивайте гибкость мышления, экспериментируйте, рискуйте. Начните с себя. Консерватор, отказывающийся пробовать новые блюда и примерять одежду непривычных цветов, не сможет увидеть неординарные возможности.

• Тренируйтесь. Устраивайте в своей компании нечто вроде мозгового штурма: накидывайте идеи, варианты, версии. Акцент делайте не на качестве, а на количестве, то есть на скорости генерации свежих мыслей.

• Будьте любознательны. Не упускайте случая узнать что-то новое, отправиться в место, где еще не бывали.

Способы развития креативного мышления у взрослых и детей

Для развития нестандартного мышления в психологии существует немало приемов.

Они могут превратиться в интересное занятие с группой детей, веселый тренинг для сотрудников фирмы или в персональную попытку развить свою креативность.

Выбирайте себе любое из представленных ниже заданий и приступайте:

1. Изобразите на листе животное, которого не существует в природе. Придумайте ему название и научное описание.

2. Придумайте фантастический мини-рассказ, в основу которого лягут два несовместимых слова из разных категорий. Понятия заранее напишите на карточках, чтобы вытянуть совершенно случайную пару.

Например, «луна – апельсин», «автомобиль – морковка», «лисица – строительный завод». Именно этот способ использовал и рекомендовал Джанни Родари для создания сказок.

3. Подумайте, как иначе могли бы называться привычные вещи. Например, не, вентилятор, а «ветродуй», не телефон, а «звонилка».

4. Вообразите дом какого-либо сказочного персонажа, с самой фантастической архитектурой. Можете собрать его из конструктора, кирпичных мини-блоков, картона или же просто нарисовать.

Развитая креативность пригодится вам не только в работе. Умение находить нестандартный выход из положения – это и в обычной жизни полезное преимущество.

Источник: https://dobro.pw/chto-takoe-kreativnost/

Креативность

Что такое креативность

Креативность – это в психологии сейчас активно изучаемая тема, поскольку помимо постоянного, неугасающего интереса к природе творчества, развитие креативности имеют прямую ценность в бизнесе, образовании, искусстве.

Прикладное значение креативности находит место в востребованных сейчас профессиях маркетолога, дизайнера, стилиста, фотографа, организатора праздничных мероприятий, SMM менеджера, креативного директора. Как в древности изобретение колеса положило начало развитию науки, так сейчас яркие креативные идеи приносят своим правообладателям миллиарды.

С необходимостью креативить сталкиваются практически все специальности, она нужна в общественной и личной жизни, ведь овладение ею влияет на общую успешность человека.

Что такое креативность

Понятие креативности в психологии подразумевает целый перечень явлений, описывающих разные стороны творческого мышления.

Креативность, что это означает в распространенном понимании? Креативность – это в психологии умение в необычном ключе рассмотреть и оригинально решить проблему.

В нахождении уникального, нестандартного решения задействованы творческие ресурсы человека – психологическая подготовленность и достойный уровень знаний и навыков.

Если это есть, то человеку с легкостью дается мыслить в нестандартном ключе и отходить от шаблонных схем.

Во-вторых, под креативностью имеют в виду не только умение свежо посмотреть на предмет, но и найти новые технологии решения всех подобных проблем. То есть креативность мыслящего субъекта не ограничивается тем, что личность выдает частные креативные варианты, но и пытается совершенствовать весь процесс поиска этих решений – чем и отличается от обывателя.

Итак, что такое креативность? Психологи придерживаются мнения, что подлинная креативность людей выделяется тремя свойствами.

Первое – они достаточно умны. Среди творческих мыслителей очень мало представителей с интеллектом ниже среднего – менее 105 баллов по классической шкале.

Однако известны примеры того, как люди даже без среднего образования были прекрасными криэйторами в рекламе, менеджменте, машиностроении, технике.

У Томаса Эдисона, например, вовсе не было образования, что не воспрепятствовало ему стать выдающимся изобретателем и изменить ход истории.

[attention type=red]
Второе – гибкость мышления. Это природное свойство, которое можно развить. Иначе говоря, это беглость мышления, позволяющая действовать в ситуациях неопределенности, когда непонятно, как решать проблему, ее неясности в целом.
[/attention]

Креативность мышления обеспечивает способность выйти за рамки того, что уже было кем-то решено и описано.

И третье – так называемое метатворчество, то есть вообще установка человека на творчество как жизненный принцип, как некая внутренняя движущая сила. Обычно творческие люди проявляют креативность везде – и на работе, и в хобби, в одежде, общении – во всех областях жизни. И это тоже возможно в себе развить, поставив такую цель.

Развитие креативности

Когда мы заняты одним видом деятельности – блокируются многие скрытые аспекты работы мозга. Мы включаем однонаправленное линейное мышление, и все мозговые процессы подчинены только ему. Надо заставить мозг работать латерально – в параллельном направлении.

Как? Включить любимую негромкую, спокойную музыку без слов или специальную подборку креативной музыки, которых много в интернете. Либо также фоном можно смотреть или слушать телевизор, но не фильм или передачу, которые вы раньше не смотрели и очень хотите посмотреть. Идеально – информационные, новостные, музыкальные каналы, сериалы, которые вы видели, но цель достигнута.

Мозг разблокирован, задействованы оба полушария. Соответственно, эффективность работы повышается на порядок.

Развитие креативности личности достигается таким приемом – «зарядиться» чужим креативом. Это знает любой криэйтор, который постоянно испытывает творческие кризисы.

Заряжаться можно по-разному – пойти на концерт экспериментальной музыки, обратиться к авторскому кинематографу или театральной постановке, картинам экспрессионистов, кубистов…

Главное – в результате задуматься, что же хотел сказать автор? Кто-то черпает у природы, например, ходит в зоопарк. Каждый должен находить свой рецепт, от чего ему можно получить вдохновение.

Очень простой совет – сделать креативную паузу. Стандартная ошибка в том, что перезагрузку даст пассивный отдых на диване или сон. Да, мозг отдыхает, но никакого дополнительного драйва не создается, и развитие креативности не происходит.

Что же советуют психологи, и что используют современные криэйторы? Например, такой занятный способ – заглянуть в холодильник и  постараться приготовить новое блюдо из существующих продуктов. Придумывая новый рецепт, вы переключаетесь и заставляете работать правое полушарие.

Можно посмотреть вокруг и попробовать мысленно сделать перестановку. Главное очень четко представить результат – тогда и ментальной перестановки достаточно.

Также простое действенное упражнение для роста креативности – в воображении представить белый лист и написать цветными красками свое имя, попытаться потрогать эту надпись и ощутить ее текстуру, наделить запахом и почувствовать его, а потом стереть все. И самый, пожалуй, приятный способ – «станцевать проблему».

Просто спонтанно, свободно, как хочется, двигаясь танцевать, думая о вашей задаче. Постараться перевести ее на язык тела и преобразовать в движение. Помимо вспыхнувших идей вы гарантированно получите эмоциональный всплеск и улучшите физическое состояние.

Еще один очень хороший совет – изменить что-то в своем повседневном укладе жизни. Что помогает? Смена диеты, разгрузочный день, однодневное голодание, чистка зубов со щеткой в другой руке. В ход идут физические изменения, которые влекут за собой обязательно и мозговые процессы.

Можно попробовать стимулировать креативность, вовлекаясь в новые, необычные виды деятельности – сходить на танцевальный мастер-класс или курсы сомелье. Либо это может быть интенсивная прогулка, занятие или даже просто наблюдение за спортивными занятиями.

Новая деятельность разблокирует креативную, правополушарную часть мозга, и заставит его творить.

Прикладную ценность имеет следующее упражнение.

Это задача написать как можно больше новых применений обыденному предмету или же так называемый «мозговой штурм» – запись всех идей по интересующему вас вопросу, и только по окончанию всех записей их критическая оценка и отбор.

Этот способ используется во многих организациях в формате совещания и позволяет получить максимум креативных идей, одновременно устроив психологическую разгрузку сотрудникам.

Креативность и творчество

Слово «креатив» является калькой с английского «creative» – творчество. Также на латинском «creatio» означает создание, сотворение. Поэтому понятие креативность и понятие творчество идентичны.

Однако термин креативность чаще применяется в бизнесе, образовании и подразумевает определенное волевое усилие, целенаправленную активность субъекта. Тогда как творчеством обычно называют свободную и даже не структурированную деятельность.

В остальном эти термины для нас идентичны и имеют три творческие составляющие: чувствительность, интуиция и синергия.

Чувствительность свойственна всем творческим людям, они чувствуют мир ярче, открыты новому опыту и глубже его переживают.

Все дети обладают более высокой чувствительностью, чем взрослые, и это позволяет им открыто творить, без стеснения и рамок. У них мало шаблонных установок, и даже основной вид деятельности – игра.

Многие творческие люди похожи на детей как раз в этом, им удается сохранить живость восприятия, что становится неиссякаемым источником для творения.

Интуиция движет человека в нужном направлении, позволяет «идти на поводу» у своего творческого начала. Поэтому о творческих людях есть мнение, что они словно живут в потоке чувств, мыслей, событий, происходящих как бы независимо от субъекта, словно этот поток больше самого человека и подчиняет его.

Синергия – способность сочетать разные явления, иногда даже противоположные, на первый взгляд совершенно не подходящие друг другу. В результате такого синергетического сочетания эффект превосходит сумму эффектов от его частей. Это может быть соединение двух творческих личностей, создающих вместе нечто принципиально новое.

Или объединение разных областей, например, психологии и танцевального искусства – с целью психотерапии танцем. Такие подчас удивительные сочетания прокладывают дорогу новым направлениям в науке, бизнесе, общественной жизни. Например, объединение дизайнера и программиста позволяет создать конкретный востребованный продукт – сайт.

Креативность мышления дизайнера и практичность мышления программиста в случае их сплочения дадут лучший результат, как если бы сайт создавал один человек.

Считается, что на 100% новое создать уже невозможно, поскольку за тысячелетия человеческой истории было придумано все, что, так или иначе, будет основой для последующих изобретений. Поэтому именно чувствительность и интуитивность восприятия, а также способность синергетически объединять воспринятый опыт делает человека творческой, креативной личностью.

Однако у творчества есть два постоянных спутника – риск и неопределенность. Не зря говорят, что творение «рождается в муках». Каждое открытие связано с неизвестностью, как оно повлияет на дальнейший ход событий.

Поэтому для творческой деятельности нужны еще волевые способности, чтобы побороть лень и противоречия внутри человека. Только, справившись с ними, личность проявит креативность и может раскрыть весь свой потенциал.

Источник: https://psihomed.com/kreativnost/

Креативность – психология

Что такое креативность

04.06.2018

Креативность (от лат creatio — созидание) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П.

Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности.

Для содействия развитию творческого мышления могут использоваться учеоные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью к интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют задавать множество вопросов.

Возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей, а в 6 лет уже наблюдается спад. Спад творческих проявлений к 6 годам, при активизации интеллектуальной активности, считается следствием уменьшения роли бессознательного в регуляции поведения и возрастания свойств критичности и рассудочности в сознании ребенка.

Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда; для ребенка важно, чтобы среда содержала образцы креативного поведения, его результаты и предметно-информационную обогащенность.

Для формирования креативности необходим определенный (оптимальный) уровень социализации, предполагающий овладение элементарными навыками коммуникации, но при этом — минимальную представленность поведенческих стереотипов (пятилетние дети).

Формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно- личностном, затем — на продуктивном (поведенческом) уровне.

В результате огромной работы исследователи креативности установили, что она проявляется неравномерно, с интервалом в четыре года (5, 9, 13, 17 лет).

Процесс развития креативности проходит как минимум две фазы: 1) развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период (3-5 лет). В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности;

2) подростковый и юношеский возраст (то 13 до 20). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой деятельности, как ее дополнение и альтернатива.

Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу. ИНДИВИД либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству.

Креативность более, чем интеллект, определяющийся факторами среды. Творцом и интеллектуалом не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас.

В первую очередь на эту способность влияет, конечно же, общение со взрослыми, обладающими развитыми способностями, общение же с низкоинтеллектуальными людьми, приводит к противоположному результату.

Интересно, что к развитию креативности могут приводить и неблагоприятные общие факторы, к примеру, разлад семейных отношений: необходимость общаться с родителями, неладящами между собой, требует недюжинных проявлений интеллекта, в том числе и креативности.

Этим объясняется то, почему в неблагоприятных семьях бывают на удивление развитые дети. Несомненно, что в таких случаях очень важен генотип ребенка.

Большинство психологов согласны, что креативность — это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации; креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

Сегодня, разработано множество подходов к определению природы креативности. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворяло бы всех исследователей.

Креативность часто рассматривают как нечто противоположное обыденности, предполагающее нестандартные подходы. Ч.Спир-мен считал, что это — «сила человеческого ума, создающая новое содержание путем изменения и создания новых связей». У.Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления».

По мнению Е. Торренса, креативность — это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению.

Дж. Гилфорд Выделил основные параметры креативности: 1) беглость — способность генерировать большое количество идей за некоторую единицу времени; 2) гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем, переключаться с одной идеи на другую; 3) оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи;

4) разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи;

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить: — вербальную креативность; — образную креативность;

— отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам

По мнению Е. Торренса, креативность включает в сеоя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, формулированию результата решения.

Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления личностные опросники, анализ результативности деятельности С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что его креативные способности не очень велики. Путем вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.

Источник:

Креативность

Креативность — это в психологии сейчас активно изучаемая тема, поскольку помимо постоянного, неугасающего интереса к природе творчества, развитие креативности имеют прямую ценность в бизнесе, образовании, искусстве.

Прикладное значение креативности находит место в востребованных сейчас профессиях маркетолога, дизайнера, стилиста, фотографа, организатора праздничных мероприятий, SMM менеджера, креативного директора. Как в древности изобретение колеса положило начало развитию науки, так сейчас яркие креативные идеи приносят своим правообладателям миллиарды.

С необходимостью креативить сталкиваются практически все специальности, она нужна в общественной и личной жизни, ведь овладение ею влияет на общую успешность человека.

Что такое креативность?

Понятие креативности в психологии подразумевает целый перечень явлений, описывающих разные стороны творческого мышления.

Креативность, что это означает в распространенном понимании? Креативность — это в психологии умение в необычном ключе рассмотреть и оригинально решить проблему.

В нахождении уникального, нестандартного решения задействованы творческие ресурсы человека – психологическая подготовленность и достойный уровень знаний и навыков.

Если это есть, то человеку с легкостью дается мыслить в нестандартном ключе и отходить от шаблонных схем.

Во-вторых, под креативностью имеют в виду не только умение свежо посмотреть на предмет, но и найти новые технологии решения всех подобных проблем. То есть креативность мыслящего субъекта не ограничивается тем, что личность выдает частные креативные варианты, но и пытается совершенствовать весь процесс поиска этих решений – чем и отличается от обывателя.

Итак, что такое креативность? Психологи придерживаются мнения, что подлинная креативность людей выделяется тремя свойствами.

Первое – они достаточно умны. Среди творческих мыслителей очень мало представителей с интеллектом ниже среднего – менее 105 баллов по классической шкале.

Однако известны примеры того, как люди даже без среднего образования были прекрасными криэйторами в рекламе, менеджменте, машиностроении, технике.

У Томаса Эдисона, например, вовсе не было образования, что не воспрепятствовало ему стать выдающимся изобретателем и изменить ход истории.

[attention type=red]
Второе – гибкость мышления. Это природное свойство, которое можно развить. Иначе говоря, это беглость мышления, позволяющая действовать в ситуациях неопределенности, когда непонятно, как решать проблему, ее неясности в целом.
[/attention]

Креативность мышления обеспечивает способность выйти за рамки того, что уже было кем-то решено и описано.

И третье – так называемое метатворчество, то есть вообще установка человека на творчество как жизненный принцип, как некая внутренняя движущая сила. Обычно творческие люди проявляют креативность везде – и на работе, и в хобби, в одежде, общении – во всех областях жизни. И это тоже возможно в себе развить, поставив такую цель.

Креативность – Психологос

Что такое креативность

Креати́вность (от англ.

create — создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу​ — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы.

Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Критерии креативности:

  • беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
  • удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить

  1. вербальную креативность;
  2. образную креативность;
  3. отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.

Креативность и интеллект

Между интеллектом и креативностью – нелинейная связь. Повышение уровня интеллекта повышает креативность, но только до определенного предела… См. Интеллект и креативность

Дмитрий Чернышев, креативный директор, автор книги «Как люди думают». Его блог mi3ch.livejournal.com известен каждому, кто любит задачи на творческое мышление.

Статья из книги Игоря Манна «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь»

1. Самое главное в творчестве – это вы. И вы должны прекрасно себя знать. Вам с собой придется потом работать. Вы должны знать, когда вам лучше всего думается, чтобы уметь входить в это состояние в нужный момент.

2. Вы должны награждать себя чем‑нибудь всякий раз, когда вам в голову приходит хорошая идея. Это нужно для того, чтобы научиться получать удовольствие от процесса придумывания.

3. Не надо относиться к процессу мышления как к тяжелой работе. Забудьте про звериную серьезность. Превратите это в игру. Тяжелой работой вы можете заниматься очень недолго, а играть можно часами напролет.

4. Не бойтесь совершить ошибку и выглядеть идиотом. Ошибка – это всего лишь действие, не предусмотренное системой, а любое гениальное решение сначала кажется идиотским.

5. Не переставайте читать. Какое бы прекрасное образование вы ни получили, его хватит ненадолго. Законченное высшее образование – это опасная иллюзия. Образование может быть только незаконченным.

6. Старайтесь общаться только с умными людьми. Это как с игрой в шахматы: прогресс возможен лишь при игре с сильным соперником.

7. Интересуйтесь вещами, которые не имеют никакого отношения к вашей работе. Большинство прекрасных идей находятся на стыке разных областей человеческого знания.

8. Не бойтесь заимствовать чужие прекрасные идеи. Они специально предназначены для этого.

9. Внимательно читайте условие задачи. Решение находится именно в условии. Больше ему просто негде находиться. Если решение вас не устраивает – переформулируйте условие.

10. Ничего не бойтесь.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/kreativnost

Что такое креативность, и насколько она присуща каждому человеку?

Что такое креативность

Вы считаете себя творческим человеком? Вы играете на барабанах или отлично рисуете акварелью? Сочиняете песни или увлечены оригами? У многих людей присутствует заблуждение, что креативность – это врожденный талант, присущий лишь ограниченному кругу людей, а все остальные, к сожалению, не обладают какими-либо выдающимися способностями. Но это далеко не так! Итак, что же такое креативность?

● Каждый может быть креативным человеком!

Дело в том, что у каждого есть врожденные творческие способности. Креативность – это навык, который можно развить. Как? Начните с более широкого определения понятия креативности. Это не только искусство или умение нешаблонно мыслить. Это скорее умение, помогающее вам находить варианты новых решений для различных задач.

Таким образом, если вы сталкиваетесь с какими-либо проблемами, которые нуждаются в их разрешении, то креативность – это неоценимый навык. Скажем, вы работаете в отделе продаж. Наличие креативности поможет вам найти новые способы подхода и охвата потенциальных клиентов. Или, может быть, вы преподаватель.

Значит вы должны постоянно искать новые способы передачи знаний своим студентам.

● Как «работает» креативность?

Давайте развенчаем ещё одно заблуждение о креативности: якобы она применяется только для создания совершенно «новых» или «оригинальных» вещей. Опять же, это не так. Потому что ничто и никогда не бывает совершенно новым или оригинальным. Всё, включая произведения искусства, не появляется из ничего. Оно появляется из вдохновения.

Это означает, что творческий порыв объединяет старые и знакомые вещи, чтобы получить их новый смысл или ценность. С этой точки зрения вы можете увидеть много креатива на практике. Скажем, композитор может быть вдохновлен определенными стилями музыки, инструментами и ритмами, чтобы написать новую песню.

Смысл в том, чтобы объединить разные идеи, найти что-то общее в различиях и создать из этого совершенно новую идею.

● Креативность появляется на основе желания, подкрепленного решимостью

Еще одно заблуждение о креативности состоит в том, что для этого вы должны находиться в каком-то необъяснимом «творческом» состоянии. Реальная креативность не связана с возгласом «эврика!» в случае появления случайных идей. Чтобы быть по-настоящему креативным человеком, вам нужно понимать свое направление.

Вы должны задать себе вопрос: «Какую проблему я пытаюсь решить?» И только зная ответ на этот вопрос, вы можете начать «напрягать мышцы» творчества. Нередко креативные порывы ассоциируются с определенным образом мышления, работой правого полушария, с интуицией и воображением.

Однако, чтобы извлечь максимальную пользу из творчества, вам нужно использовать оба полушария вашего мозга: правое и левое. Это может показаться вам удивительным, но креативность имеет много общего с решением задач, что, по своей сути, включает логику и анализ.

Не «отбрасывайте» работу левого полушария, креативность требует от них обоих работы в унисон. Например, когда вы ищете новые идеи, левое полушарие усилит концентрацию внимания и фокус на чем-либо, а правое полушарие поможет вам собрать и исследовать полученную информацию.

И когда вы решите попробовать эти новые идеи, правое полушарие выдаст вам инновационные решения, а левое полушарие поможет вам оценить и настроить эти решения для их лучшей реализации на практике. Поэтому логика и творчество действительно работают сообща, а не одно за счет другого.

● Креативность – это умение

Это не какой-то врожденный или природный талант, который есть у избранных людей. Это означает, что креативность и новаторство можно практиковать и совершенствовать систематически. Любое умение и навык необходимо изучать и тренировать. Именно благодаря регулярной практике ваша креативность проходит через различные этапы оттачивания мастерства.

Это означает, что вы можете стать все более и более творческим человеком! Если вы никогда не думали, что креативность имеет к вам хоть какое-то отношение… подумайте еще раз! Вы можете использовать творчество в любом аспекте своей жизни.

Оно поможет вам вырваться из рутины, выведет вас из зоны комфорта и вдохновит вас расти, развиваться и пробовать новые вещи.

Начните находить связь, соединять разные точки и собирать всё в цельную картину! Креативность – это умение объединить старые идеи, чтобы получить свежую, инновационную и весьма ценную идею.

Flytothesky.ru

Источник: https://flytothesky.ru/chto-takoe-kreativnost-i-naskolko-ona-prisushha-kazhdomu-cheloveku/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.