Как делать пунктуационный разбор предложения

Содержание

Пунктуационный разбор предложения онлайн — как сделать пунктуационный разбор? как сделать пунктуационный разбор? 22 ответа

Как делать пунктуационный разбор предложения

В разделе Школы на вопрос как сделать пунктуационный разбор. как сделать пунктуационный разбор. заданный автором Приспособиться лучший ответ это Пунктуационный разбор предложенияСхема пунктуационного разбора предложения1.

Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков) .2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного) .

3.

Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

Образец пунктуационного разбора предложения[Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гри­вы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, с кургана смотревших на него] . (Л. Толстой)Объяснение знаков препинания1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;7 — запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и» ;3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом; 10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное при­частным оборотом и стоящее после определяемого слова.

Ответ от Подросток[активный]Схема пунктуационного разбора предложения

1. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).

2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).

[attention type=red][attention type=green][attention type=yellow][attention type=red]
3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.
Образец пунктуационного разбора предложения
[/attention][/attention][/attention][/attention] [Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гри­вы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)

Объяснение знаков препинания

1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;

7 — запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и» ;

3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное при­частным оборотом и стоящее после определяемого слова.

Ответ от Наташа Кузнецова[новичек]Пунктуационный разбор предложения Схема пунктуационного разбора предложения

1. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).

2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).

[attention type=red][attention type=green][attention type=yellow][attention type=red]
3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.
Образец пунктуационного разбора предложения
[/attention][/attention][/attention][/attention] [Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гри­вы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)

Объяснение знаков препинания

1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;

7 — запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и» ;

3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное при­частным оборотом и стоящее после определяемого слова.

Ответ от Дима Евдокимов[новичек]Пунктуационный разбор предложения Схема пунктуационного разбора предложения

1. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).

2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).

[attention type=red][attention type=green][attention type=yellow][attention type=red]
3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.
Образец пунктуационного разбора предложения
[/attention][/attention][/attention][/attention] [Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)

Объяснение знаков препинания

1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;

7 — запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и» ;

3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.

Ответ от Андрей Сергеевич[новичек]Пунктуационный разбор предложения Схема пунктуационного разбора предложения

1. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).

2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).

[attention type=red][attention type=green][attention type=yellow][attention type=red]
3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.
Образец пунктуационного разбора предложения
[/attention][/attention][/attention][/attention] [Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гри­вы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)

Объяснение знаков препинания

1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;

7 — запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и» ;

3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное при­частным оборотом и стоящее после определяемого слова.

Ответ от Даниил Морозов[новичек]Схема пунктуационного разбора предложения

1. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).

2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).

[attention type=red][attention type=green][attention type=yellow][attention type=red]
3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.
Образец пунктуационного разбора предложения
[/attention][/attention][/attention][/attention] [Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гри­вы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)

Объяснение знаков препинания

1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;

7 — запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и» ;

3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное при­частным оборотом и стоящее после определяемого слова.

разбор предложения

Источник: http://successseo.ru/page-9/punktuacionnyj-razbor-predlozhenija-onlajn-kak.html

Как делать пунктуационный разбор сложного предложения: пример, схема и порядок

Как делать пунктуационный разбор предложения

Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков русского языка. Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения.

Что такое пунктуационный разбор

Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:

  • пунктуационного;
  • синтаксического;
  • графического.

Пунктуация изучает правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.

Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.

Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.

Выполнение пунктуационного разбора предложения строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:

  1. Разбор готового текста с уже расставленными знаками.
  2. Объяснение их постановки.

Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:

  1. Пронумеровать каждый символ пунктуации.
  2. Найти правило, объясняющее постановку знака в завершении предложения.
  3. Пояснить знак, объединяющий части, если разбирается сложное предложение (СП).
  4. Найти правила для символов внутри простого предложения (ПП).

Пунктуация конца речевой единицы

Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания:

  • повествование;
  • вопрос;
  • восклицание;
  • недосказанность.

В повествовательном высказывании, простой и сложной конструкции, на конце ставится точка. При недоговоренности, незавершенности мыслей, недосказанности – многоточие. Вопросы требуют постановки вопросительного ?. При появлении в речи эмоционального фона – ! восклицания.

В конце предложения знаки препинания могут сочетаться:

Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.

Пунктограммы ПП и СП

В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.

Тире следует ставить:

  1. Между главными членами, когда они выражены одной самостоятельной частью речи: существительными (в Им.пад.), инфинитивами, количественными числительными.
  2. Между подлежащим и сказуемым, когда один член предложения — неопределенная форма глагола, а другой — существительное (в Им.пад.).
  3. Перед указательными местоимениями: это, вот.
  4. Между подлежащим (существительное), и сказуемым (количественное числительное). И наоборот.

Внимание! Тире встречается в неполных конструкциях, когда одного из главных членов не хватает. Пропущенное слово мысленно можно проговорить из понимания первой части.

Пунктуация при наличии однородных членов

Запятые обязательны:

  • между однородными словами, если они перечисляются без союзов.
  • перед союзами противительного вида;
  • при повторяющихся союзах (после каждой однородной части).
  • парное соединение (между парами).
  • перед второй частью двойных союзов.

Запятые не нужно ставить, если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:

  • [Ο да (= «и») Ο].
  • [Ο да и Ο].

Точка с запятой ; необходима, если однородные члены не единичные слова, а распространенные, внутри уже разделены запятыми.

Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:

  • [Θ: Ο, Ο, Ο].
  • [Ο, Ο, Ο — Θ].
  • [Ο, Ο, Ο, Ο, Ο — словом, Θ].
  • [Θ: и Ο, и Ο, и Ο — …].

Выделение на письме прямой речи

Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь — это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):

  1. В начале: А: «П!»; А: «П?»; А: «П».
  2. В конце: «П», – а.; «П!» – а.; «П?» – а.
  3. В центре: «П, – а, – п».

Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.

Пунктограммы русского языка

Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:

  • обособление второстепенных членов: дополнений, определений, приложений, обстоятельств;
  • уточняющие члены;
  • выделение сравнений и оборотов;
  • конструкции с союзом «как»;
  • обращения, вводные слова, междометные выражения.

Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:

  • сочинительная связь частей;
  • подчинительная;
  • без помощи союзов.

Пунктуационный разбор предложения схема и образец

[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)

Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:

7 – Точка. По цели высказывания повествовательное, невосклицательное по интонации и представляет собой законченную мысль. Объяснение исключает возможность других: ?, …, !

1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.

1 – запятая отделяет придаточное «который знал».

2 – завершает придаточное.

3 – продолжение основной главной части.

4 – начало третьего придаточного.

5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».

6 – не требуется выделение: есть союз «и».

[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни); 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)

Точка – завершение повествовательного предложения.

Начало придаточного. Всего 4 придаточных.

2, 3. Деепричастный оборот.

3.Продолжение придаточного.

Начало второго придаточного.

5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.

Начало придаточного.

Начало и конец придаточного.

Уточнение.

Внимание! Пример разбора показывает, что один знак можно объяснить несколькими правилами, но некоторые из них ставятся только при одном определенном условии.

Порядок пунктуационного разбора простого предложения

Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:

Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4

Объяснение:

4 – Точка. Высказывание повествовательное.

1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.

2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.

Примерный план разбора:

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить завершающий знак.
  3. Найти и выделить грамматическую основу.
  4. Объяснить причины постановки символов.
  5. Составить схему.

Как разбирать сложную конструкцию:

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить конечный знак.
  3. Выделить грамматические основы.
  4. Объяснить причины необходимости знаков между частями.
  5. Объяснить каждый знак в ПП.
  6. Составить графическую схему.

Примеры, как делать пунктуационный разбор предложения:

Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3

Пояснения:

3 – Точка, предложение повествовательное.

1 – запятая между ПП.

2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.

Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6

Анализ:

6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.

1 – начало первого придаточного.

2 — начало второго придаточного.

3 – разграничение однородных придаточных.

4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».

5 – выделение деепричастия.

Пример пунктуационного разбор предложения

Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор

Вывод

Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.

Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/kak-delat-punktuatsionnyj-razbor-predlozheniya.html

Как делать пунктуационный разбор предложения

Как делать пунктуационный разбор предложения

Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков русского языка. Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения.

Пунктуационный разбор

вернуться на главную, перейти на стр. “Перечень пунктограмм“, “Пунктуация в таблицах“, “Устойчивые сочетания с союзом как”

Пунктуационный разбор предложения (разбор под цифрой 7)

Схема пунктуационного разбора предложения

  1. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).
  1. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).
  1. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

Образцы пунктуационного разбора предложения

В  приключениях  барона  Мюнхаузена  участвует  бегун,1  [который,2  (чтобы  не бегать  очень  быстро),3  привязывает  к ногам  пудовые  гири] (Солоухин).

Грамматические основы:

  1. бегун участвует – грамматическая основа главного предложения
  2. который (=бегун) привязывает
  3. не бегать (главный член односоставного безличного предложения)

Объяснение знаков препинания

  1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
  1. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными:

Источник: https://soveti-masterov.com/lajfhak/kak-delat-punktuatsionnyj-razbor-predlozheniya.html

Пунктуационный разбор простого предложения

Как делать пунктуационный разбор предложения

Цель урока: дать понятие о пунктуационном разборе предложения; формировать умение применять полученные знания на практике; прививать детям бережное отношение к слову, вырабатывать умение следить за правильностью речи.Наглядность: информационные таблички, сигнальные карточки, иллюстрации.ХОД УРОКА

I. Слово учителя

Сегодня мы приглашены в Пунктуационное королевство. Отправимся мы туда для того, чтобы проверить, умеете ли вы дружить со знаками препинания, правильно ставить их в тексте. Мы научимся выполнять пунктуационный разбор предложения.Сначала проверим, готовы ли вы к путешествию. Посмотрим, как вы понимаете грамматические термины.

II. Терминологический диктант

Учитель читает определение, учащиеся записывают термины.1) Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис); 2) сочетание двух или нескольких слов, объединенных грамматически и по смыслу (словосочетание); 3) знак препинания, обозначающий членение внутри предложения, а также выделяющий некоторые синтаксические группы (запятая); 4) главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа (подлежащее); 5) предложение, которое состоит только из главных членов (нераспространенное); 6) второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия (обстоятельство); 7) слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью (обращение); 8) предложение, в конце которого стоит восклицательный знак (восклицательное).Учитель. Я вижу, что вы хорошо усвоили грамматические термины. Но войти в Пунктуационное королевство можно только по билетам. В нашем билете есть несколько вопросов, на которые вам предстоит ответить.

III. Совместная работа

1. Что изучает пунктуация? 2. Из какого языка пришло к нам слово пунктуация? (Оно образовалось от латинского слова punctum – точка.) 3. Назовите известные вам знаки препинания.Задание. Выполните синтаксический разбор предложения: Знаки препинания служат нотами при чтении. (А.П. Чехов)Как вы понимаете эти слова А.П. Чехова? (Ответы учеников.)Учитель. Молодцы, ребята! Вы справились с работой. Ворота королевства открыты. Но что это?! Впереди какая-то суматоха. Давайте попробуем навести порядок, правильно расставив запятые в тексте.(На доске запись текста и рисунок «Корова в конуре».)В реке там рыба на бугре, Мычит корова в конуре, Собака лает на заборе, Поет синичка в коридоре, Играют дети на стене, Висит картина на окне, Узоры инея в печурке, Горят дрова в руках девчурки, Нарядная там кукла в клетке, Ручной щегол поет салфетки, Там на столе лежат коньки, К зиме готовят там очки, Лежат для бабушки тетрадки,Всегда содержатся в порядке.

(Из книги Г.Р. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»)

Наша следующая остановка в Пунктограмм-городке. Здесь нас встречает бабушка Пунктограммушка. (На доске закрепляется рисунок.) Мы должны ответить на ее вопросы.

1. Какие функции выполняют знаки препинания? (В конце предложения – это знаки завершения. Внутри предложения они могут разделять слова – знаки разделения или выделять их – знаки выделения.)
2. Какие пунктограммы вы изучили в 5-м классе? (Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при обращениях.)

Бабушка Пунктограммушка предлагает нам объяснить знаки препинания в предложениях.

1. Ребята, вы любите спорт?
2. Клевер – один из самых надежных барометров. (Ю.Дмитриев)
3. Месяц светит, но не греет.

Впереди у нас – Город вежливых слов. Живут там волшебные слова и их верные слуги – знаки препинания. – Ребята, какие слова помогают быть вежливыми?

– С каким знаком препинания дружит слово пожалуйста?

(Ответы учеников.)

(На доске иллюстрация к басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».)

У нас еще одна встреча в Городе вежливых слов. Герои басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» тоже пришли туда и просят рассудить их.

ИНСЦЕНИРОВКА

Стрекоза: Никак не пойму, почему не пустил меня муравей. Я пела, танцевала. Я же не виновата в том, что люблю веселиться. Почему же муравей не пожалел меня?
Муравей: Я работал все лето. Готовился к зиме. А стрекоза живет одним днем, ни о чем не заботясь. Ребята, как бы вы рассудили героев басни? Выберите один из вариантов ответов и поднимите сигнальную карточку.

(Варианты ответов заранее записаны на доске.)

Стрекоза должна была подумать о том, что ждет ее зимой. Зря она обижается на Муравья.

(Красная карточка)

Муравей, ты должен был проявить сострадание.5 Ведь Стрекоза оказалась в беде. А в трудную для другого минуту нужно протянуть руку помощи.

(Зеленая карточка)

По-моему, вы оба не правы. Пусть вас рассудит кто-нибудь другой.

(Синяя карточка)

Учитель. Расскажите, почему вы выбрали такой ответ.
– Ребята, а что означает цифра «5» в конце предложения? Вспомните условные обозначения, помещенные в начале учебника. (Ответы учащихся.) Давайте попробуем выполнить пунктуационный разбор предложения:

Муравей, ты должен проявить сострадание.5

Учащиеся знакомятся с материалом учебника и с помощью учителя выполняют пунктуационный разбор предложения.

IV. Работа с учебником. Упражнение 220

Сначала выясняется значение слова предтеча.

– Ребята, обстоятельства сложились так, что вам придется провести урок русского языка в школе, в которой учится известный литературный герой Незнайка.
(Изображение Незнайки на доске.) Наша задача: найти пунктуационные ошибки, допущенные Незнайкой, и исправить их.

(Дети записывают предложения в исправленном виде.)

1. Охотник отправился в лес, и взял с собой собаку. 2. Под глубоким снегом спят реки, озера пруды.

3. Молодцы ребята хорошо работаете.

Задание. Выполните пунктуационный разбор 1-го предложения.

Игра «Подскажи ответ». Учитель читает начало фразы, а учащиеся должны ее закончить.

1. Научиться правильно употреблять знаки препинания помогает… (пунктуационный разбор).
2. Предложения для пунктуационного разбора будут выделяться в учебнике цифрой… (5).
3. Выполнить пунктуационный разбор – значит объяснить… (какие знаки препинания нужно поставить в предложении).

Задание. Выполните устнопунктуационный разборпредложения: Язык мой, давай с тобой дружить!

Задание. Как вы понимаете высказывания поэта А.Блока и ученого А.Шапиро?

Изымите все произведение, если вам в этом предложении не нравится запятая, но не вычеркивайте запятой: она имеет свой смысл.

(А.Блок)

Бывают, конечно, и такие орфографические ошибки, которые приводят к неверному пониманию текста, тогда как в пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла.

(А.Шапиро)

V. Подведение итогов урока

Задание. Прочитайте текст. Расскажите, что случилосьс человеком, который потерял знаки препинания.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искать фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией.

Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы. К концу жизни у него остались только кавычки.

Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

Берегите знаки препинания!

(По А.Каневскому)

VI. Домашнее задание

На прощание знаки препинания дают вам наказ: не забывать их. А также просят поработать дома над упражнением 221 и выучить § 44.

Источник: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200300203

Пунктуационный разбор в русском языке – правило и примеры разбора предложений

Как делать пунктуационный разбор предложения

Прежде чем приступать к уроку по разбору, ученик должен хорошо знать и понимать, что такое пунктуация и его символы.

Пунктуация — это сложная конструкция знаков, которая существует в письменности каждого языка. Сам раздел этой науки включает в себя правила расстановки и часть грамматики, контролирующей эти установки.

Она способствует наглядному отображению синтаксической и интонационной речи предложения. В результате тот, кто прочитает текст, сможет, опираясь на пунктуацию, с точностью воспроизвести написанное, как оно звучало в оригинале.

Однако стоит учитывать, что сами символы препинания не воспринимаются как части речи.

Символы препинания — вспомогательные элементы в письме. Они выполняют функции:

  • Разделения или выделения частей текста по смыслу: простые предложения, словосочетания, слов или его частей.
  • Обозначения связей между словами логических и грамматических.
  • Коммуникативные: законченность, эмоциональную выраженность и прочие.

В пример можно привести образец — точку. Она указывает на смысловую концовку предложения и даёт понять читающему, что нужно сделать паузу для выразительности речи. Запятая используется при перечислении однородных членов и указывает на их синтаксическое равноправие друг между другом.

В современных словарях (кириллице, арабской, еврейской, индийской и других) знаки препинания служат следующим целям:

  • Точка/многоточие/вопросительный и восклицательные знаки ставятся в конце предложения и обозначают его законченность. Также придают ему эмоциональную окраску.
  • Запятая/двоеточие/точка с запятой/тире указывают на связь между отрезками предложения.
  • Кавычки употребляются при выделении цитат или прямой речи.
  • Кавычки/вопросительный или восклицательный в скобках привлекают внимание к определённым выражениям или словам.
  • Многоточие — осознанные либо случайные пропуски фраз.
  • Точка/косая линия/дефис и подобные помогают сократить слова.

Помимо одиночных символов, употребляются парные препинания как единый знак. Они будут обозначаться как две запятые или тире, которые ставят, чтобы обособить конструкцию. Сюда же включают скобки и кавычки.

Исключительным знаком препинания является красная строка и пробел. Первая разделяет крупные смысловые части — абзацы, чтобы перейти от одной смысловой темы к другой, второй отделяет слова.

Основные термины и принципы

Из-за обширного разнообразия разборов (фонетический, лексический, морфемный, орфографический, синтаксис и т. д. ) ученики часто не видят разницы некоторых из них. Похожие по содержанию анализы:

  • Пунктуационный — это анализ расстановки знаков препинания.
  • Синтаксический — это разбор отдельной смысловой единицы предложения. В основном опирается на главные и второстепенные члены.
  • Графический — этот разбор нужен для того, чтобы понять, как связаны между собой члены предложения, а также вид и методы выражения.

Важно понимать, что любой из разделов науки о языке не может существовать отдельно от других.

План проведения пунктуационного разбора зависит и от трактовки задания. Чаще всего встречается пара вариантов заданий:

  • Разобрать существующий текст с заранее расставленными знаками препинания и порядковыми цифрами.
  • Самостоятельно проставить знаки и объяснить основания такой постановки.

При обучении проблемы возникают в обоих случаях.

В дополнение могут попросить сформировать и начертить схему. Она поспособствует обнаружению распространённых ошибок, выявляя пропущенные или, наоборот, лишние знаки.

Когда все теоретические аспекты учтены, можно приступать к разбору. Алгоритм пунктуационного анализа:

  • Присвоить каждому элементу препинания свой порядковый номер.
  • Объяснить постановку завершающего знака в конце предложения.
  • Если в задание указано сложное предложение (СП), то необходимо объяснить элементы препинания между основными частями.
  • Если предложение простое (ПП), то объяснить постановку всех символов внутри него.

Знак препинания в конце предложения

Чтобы объяснить тот или иной знак в конце, надо установить тип высказывания. Всего их существует 4 класса:

  1. повествовательное;
  2. вопросительное;
  3. восклицательное;
  4. недосказанность.

Точка «.» ставится в повествовательном предложении вне зависимости от того, простая или сложная у него конструкция. Если передаётся недосказанная или незавершённая мысль, то ставится многоточие «…».

В конце вопросительного указывается вопросительный знак «?». При передаче эмоционального предложения ставят восклицательный символ «!».

Иногда для большего эффекта знаки препинания сочетают:

Этот эмоциональный метод в основном используют в художественной литературе: поэзии, прозе, романах и подобных.

Символы внутри ПП и СП

Внутри предложения может быть поставлено множество различных символов препинания. Главное — рассмотреть лишь основные, наиболее часто встречающиеся.

Использование тире

Тире «—” употребляют в предложениях, где отсутствует один из главных синтаксических членов. Этот знак заменяет пропущенное слово, мысленно его можно восполнить для понимания целостности картины. Тире ставится:

  • В качестве разделителя, если главные члены предложения формируют одну самостоятельную единицу речи. Ею может быть имя существительное в им. пад., инфинитивы, числительные.
  • Разделитель подлежащего и сказуемого, при условии, что 1 — глагол в неопределённой форме, 2 — существительное в именительном падеже.
  • Если в предложении есть указательное местоимение: это, вот. По правилу тире ставится перед ним.
  • Разделитель подлежащего (имя существительное) и сказуемого (количественное числительное. В любой постановке.

Значение запятых

Запятые часто ставят в ненужных местах. Их не употребляют между однородными членами, связанными по смыслу, и если они образуют цельное выражение. Также в ситуации, когда можно составить такие схематические построения:

  1. [Ο да (= «и») Ο].
  2. [Ο да и Ο].

В каких случаях обязательно ставить запятые:

  • Если идёт перечисление однородных слов без союзных элементов.
  • При наличии противительных союзов. Запятые ставятся перед ними.
  • После каждого повторяющегося однородного члена предложения.
  • Между парными соединениями.
  • Если есть двойные союзы. Запятая ставится перед вторым.

Точка с запятой

Этот знак «;” разделяет однородные члены. При этом они должны быть не единичными словами, а распространёнными, во внутренней структуре иметь запятые.

Обобщающее слово

Часто встречается перед перечислением однородных слов одно обобщающее. В таком случае в одном предложении используют запятые, двоеточие или тире. Иногда и сразу оба последних знака. Чтобы понять порядок расставления символов препинания, можно составить схему пунктуационного разбора:

  • [Θ: Ο, Ο, Ο].
  • [Ο, Ο, Ο — Θ].
  • [Ο, Ο, Ο, Ο, Ο — словом, Θ].
  • [Θ: и Ο, и Ο, и Ο — …].

Прямая речь

Иногда в тексте требуется указать прямую речь. Она имеет особые правила правописания в русском языке и является одной из самых сложных тем в обучении.

Проблема в том, что для правильного оформления прямой речи потребуется использовать множество видов препинания: запятые, двоеточие, кавычки, точки или другие завершающие символы.

Учитывать стоит и местоположение по отношению к авторскому тексту:

  • В начале.
  • В конце.
  • В центре.

К тому же цитаты имеют такой же порядок оформления, как и прямая речь.

Правила анализа

Первоначально объяснять в анализе придётся постановку самого популярного знака — запятой. Возможные причины употребления в предложении:

  • Выделение второстепенных частей речи. Ими могут быть дополнения, определения, обстоятельства или приложений.
  • Если есть уточнение.
  • Обособить лексические обороты и сравнения.
  • Если есть союз «как».
  • Прочие дополнения в виде обращений, вводных элементов, а также междометные фразы.

При этом если разбирается сложное предложение, сначала необходимо уточнить вид:

  • сочинительная;
  • подчинительная;
  • бессоюзная.

Внимание! Постановку одного знака можно объяснить одновременно несколькими правилами пунктуации. Существуют и исключения, которые подчиняются только одному правилу и требованию.

Алгоритм пунктуационного разбора

Порядок напрямую зависит от типа предложения. Разбор простого и сложного значительно отличается.

Пунктуационный разбор простого предложения:

  • В отдельной строке конспекта выписать оригинал предложения с проставленными знаками препинания.
  • Дать устное пояснение знаку в конце препинания.
  • Определить и подчеркнуть грамматическую основу.
  • Устно указать правила постановки каждого элемента пунктуации.
  • Составить и записать схему. В случае проблем в самостоятельном составлении можно обратиться к онлайн-сервисам.

При пунктуационном разборе сложного предложения все вышеуказанные пункты исполняются в таком же порядке. В дополнение к обычному разбору необходимо указать правила, которые объясняют знаки препинания между двумя частями (ПП).

Чтобы точно и правильно выполнить пунктуационный анализ, надо не только знать наизусть теорию, создать памятку, но и уметь определить и разобрать структуру предложения. Объяснения потребует каждый символ, подобно самостоятельной единице речи. Если быть точнее, ученик должен не просто провести разбор, но на его основе объяснить и доказать правильность выбранной пунктограммы.

Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/punktuatsionnyy-razbor-predlozheniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.