Как определить ямб и хорей

Содержание

Стихотворные размеры | ЕГЭ по литературе 2020

Как определить ямб и хорей

Admin

Стихотворный размер (метр) — это число и порядок чередования безударных и ударных слогов в строке.

Для сдачи ЕГЭ по литературе достаточно знать и уметь определять только хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

А для тех, кто готовится к олимпиадам или уже учится в университете с направлением «основы стиховедческого анализа», советуем воспользоваться содержанием в данной статье.

См. также статью «Как определить стихотворный размер?»

Размер стиха зависит от системы стихосложения. ( в силлабической он определяется количеством  слогов, в тонической числом ударных слогов, в силлабо-тонической числом ударных и безударных слогов).

Знаком ‿ обозначается слабый слог (безударный), символом — обозначается сильный (ударный), ´  реальное ударение. 

В своих примерах я оставляю ритмическую схему, именно поэтому в моих записях Вы не найдете неправильной записи, например ‿‿ или ——.

Силлабо-тонические размеры

В силлабо-тонике различают размеры: двухсложные, трехсложные, четырехсложные.

Двухсложные размеры

К двухсложным размерам относят хорей и ямб.

Хорей

Хорей — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

Схема:  —´‿

Школьная программа (в том числе ЕГЭ)
—´‿—´‿—´‿—´‿—‿—´‿—‿—´—‿—´‿—´‿—´‿—´‿—´‿—´‿—´—´‿—´‿—´‿—´‿—‿—´‿—´‿—´—´‿—´‿—‿—´‿—´‿—´‿—‿—´
Раньше был он звонкий, точно птица,Как родник, струился и звенел,Точно весь в сиянии излитьсяПо стальному проводу хотел.—´‿—‿—´‿—´‿—´‿—‿—´‿—´‿—‿—´—´‿—‿—´‿—‿—´‿—‿—´‿—´‿—´‿—
Университетская программа
Коль любить, так без рассудку,Коль грозить, так не на шутку,Коль ругнуть, так сгоряча,Коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело,Коль карать, так уж за дело,Коль простить, так всей душой,Коли пир, так пир горой!—‿—´‿—‿—´‿—‿—´‿—‿—´‿—‿—´‿—‿—´—‿—´‿—‿—´ —´‿—´‿—‿—´‿—‿—´‿—‿—´‿—‿—´‿—´‿——´‿—´‿—´‿—

Ямб

Ямб — двухсложный стихотворный размер с ударением на второй слог.

Схема:‿—´

Школьная программа (в том числе ЕГЭ)
‿—´‿—´‿—´‿—´‿‿—´‿—´‿—´‿—´‿—´‿—´‿—‿—´‿‿—´‿—´‿—‿—´
Провозглашать я стал любвиИ правды чистые ученья:В меня все ближние моиБросали бешено каменья.‿—‿—´‿—´‿—´‿—´‿—´‿—‿—´‿‿—´‿—‿—´‿—´‿—´‿—´‿—‿—´‿
Университетская программа
Как ни тяжел последний час – Та непонятная для нас Истома смертного страданья, – Но для души еще страшней‿´—‿—´‿—´‿—´‿—‿—´‿—‿—´‿—´‿—´‿—‿—´‿‿—‿—´‿—´‿—´

Трехсложные размеры

К трехсложным размерам относят дактиль, амфибрахий, анапест. Для простоты запоминания советуем Вам аббревиатуру ДАМА (д — дактиль, ам — амфибрахий, а — анапест).

Дактиль

Дактиль — трехсложный размер с ударением на первый слог.

Схема: —´‿‿

Школьная программа (в том числе ЕГЭ)
—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿
Тучки небесные, вечные странники!Степью лазурною, цепью жемчужноюМчитесь вы, будто как я же, изгнанникиС милого севера в сторону южную.—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿
Университетская программа
Ласточка, ласточка, как я люблю твои вешние песни!Милый твой вид я люблю, как весна и живой и веселый!Пой, весны провозвестница, пой и кружись надо мною;Может быть, сладкие песни и мне напоешь ты на душу.—´‿‿—´‿‿—´‿‿//—´‿‿—´‿‿—´‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿//—´‿‿—´‿‿—´‿—´‿‿´—´‿‿—´‿‿//—´‿‿—´‿‿—´‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿//—´‿‿—´‿‿—´‿

Амфибрахий

Амфибрахий — трехсложный стихотворный размер с ударением на второй слог.

Схема: ‿—´‿

Школьная программа (в том числе ЕГЭ)
‿—´‿ ‿—´‿ ‿—´‿ ‿—´‿—´‿ ‿—´‿ ‿—´‿‿—´‿ ‿—´‿ ‿—´‿ ‿—´‿—´‿ ‿—´‿ ‿—´‿
Кто создан из камня, кто создан из глины,-А я серебрюсь и сверкаю!Мне дело – измена, мне имя – Марина,Я – бренная пена морская.‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿
Университетская программа
И осень, которая вдруг началасьПрилежно,Меня веселит на сей разИ тешит.‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿—´‿

Анапест

Анапест — трехсложный размер с ударением на третий слог.

Схема: ‿‿—´

Школьная программа (в том числе ЕГЭ)
‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿´—´‿‿—´‿‿‿‿—´‿‿´—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿
О, весна без конца и без краю -Без конца и без краю мечта!Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!И приветствую звоном щита!‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿´—´‿‿—´‿‿‿—´‿‿—´‿‿—´
Университетская программа
От других мне хвала – что зала,От тебя и хула похвала‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿´‿´‿—´‿‿—´‿‿´—´‿‿—´‿‿—´‿

Логаэд

Логаэд — это стих с упорядоченным чередованием разных силлабо-тонических стоп (например, анапест + ямб + анапест + ямб). Логаэд – строгий метр, все строки написаны по одной схеме, стяжение происходит строго в одном месте.

Песню запойте для нас, милые Музы!Лепит понтийский закат тень на вершине.Воздухом нежной зимы пахнут арбузы,Медом осенней зари — спелые дыни.—´‿‿—´‿‿—´—´‿‿—´‿—´‿‿—´‿‿—´—´‿‿—´‿—´‿‿—´‿‿—´—´‿‿—´‿—´‿‿—´‿‿—´—´‿‿—´‿ (стяжение в 3 стопе)
В огромном городе моём – ночь.Из дома сонного иду – прочьИ люди думают: жена, дочь,-А я запомнила одно: ночь.‿—´‿—´‿—´‿—´‿´‿—´‿—´‿—´‿—´‿´‿—´‿—´‿—´‿—´‿´‿—´‿—´‿—´‿—´‿´(стяжение в 5 стопе)

Дольник

Дольник — стих, где число ударных в каждой строке одинаково, а число безударных колеблется от нуля до 2. (При вычислении мы должны получить 1)

Его встречали повсюдуНа улицах в сонные дни.Он шел и нес свое чудо,Спотыкаясь в морозной тени.‿—´‿—´‿‿—´‿ (1)—´1—´2—´(1)‿—´‿‿—´‿‿—´ (1)—´2—´2—´(0) ‿—´‿—´‿‿—´‿ (1)—´1—´2—´(1)‿‿—´‿‿—´‿‿—´ (2)—´2—´2—´(0) (1) (односложная анакруза) —´ (ударный икт) 1 (слабое место) —´ (ударный икт) 2(слабых места) —´ (ударный икт) (1) (женская клаузула).Для определения размера от большего отнимаем меньшее:2 – 1 = 1 (Это Дольник)
Трясина кругом да камыш кудлатый,На черной воде кувшинок заплаты. А под кувшинками в жидком салеЧерные сомы месяц сосали‿—´‿‿—´‿‿—´‿—´‿ (1)—´2—´2—´1—´(1)‿—´‿‿—´‿—´‿‿—´‿ (1)—´2—´1—´2—´(1)‿—´‿‿—´‿‿—´‿—´‿ (1)—´2—´2—´1—´(1)‿—´‿‿—´‿—´‿‿—´‿ (1)—´2—´1—´2—´(1)2 – 1= 1 (дольник)

Сверхсхемные ударения

Сверхсхемные ударения (внеметрические) — это ударения на слабых местах в стихе.

К примеру, мы имеем ритмическую схему ‿—‿—‿—‿—. Однако при скандировании (прочтение с намеренными сильными ударениями) мы замечаем, что возникает ударение, не входящее в ритмическую составляющую ‿´—´‿—´‿—´‿—´.

Среди сверхсхемных ударений мы выделим только спондей.

Спондей

Спондей — сверхсхемное ударение, возникающее только в двухсложных размерах.

Схема: ‿´—´ или —´‿´ (записывать  — — неправильно! Вы должны оставлять ритмическую схему!)

Как ни тяжел последний час – Та непонятная для нас Истома смертного страданья, – Но для души еще страшней‿´—‿—´‿—´‿—´‿—‿—´‿—‿—´‿—´‿—´‿—‿—´‿‿—‿—´‿—´‿—´

Пропуски метрических ударений

Пропуск метрических ударений — это пропуск ударного слога, замена ударного слога безударным.

К примеру, мы имеем ритмическую схему ‿—‿—‿—‿—. При попытке расставить реальные ударения, мы сталкиваемся с тем, что в некоторых стопах ударение пропущено: ‿—‿—´‿—‿—´ — такое явление и называется пропуском метрических ударений.

Среди пропусков метрических ударений мы рассмотрим только пиррихий.

Пиррихий

Пиррихий — пропуск метрического ударения, возникающий только в двухсложных размерах.

Схема: ‿— или —‿  (записывать ‿‿ неправильно! Вы должны оставлять ритмическую схему!)

Ты, меня любивший фальшьюИстины – и правдой лжи,Ты, меня любивший – дальшеНекуда! – За рубежи! Ты, меня любивший дольшеВремени. – Десницы взмах! -Ты меня не любишь больше:Истина в пяти словах.—´‿—´‿—´‿—´‿—´‿—‿—´‿—´—´‿—´‿—´‿—´‿—´‿—‿—‿—´ —´‿—´‿—´‿—´‿—´‿—‿—´‿—´—´‿—´‿—´‿—´‿—´‿—‿—´‿—´(как мы можем заметить, реальное ударение не ставится на союзы, частицы, предлоги, но ставится на односложные слова)
Раньше был он звонкий, точно птица,Как родник, струился и звенел,Точно весь в сиянии излитьсяПо стальному проводу хотел.—´‿—‿—´‿—´‿—´‿—‿—´‿—´‿—‿—´—´‿—‿—´‿—‿—´‿—‿—´‿—´‿—´‿—

Тонические размеры

В тонической системе стихосложения выделяют акцентный стих и тактовик.

Тактовик

Тактовик — стих, где число ударных в каждой строфе одинаково, а число безударных колеблется от 0 до 4.(При вычислении мы должны получить 2 или 3)

Спокойно трубку докурил до конца,Спокойно улыбку стёр с лица. «Команда, во фронт! Офицеры, вперёд!»Сухими шагами командир идёт. И слова равняются в полный рост:«С якоря в восемь. Курс — ост.‿—´‿—´‿‿‿—´‿‿—´ (1)—´1—´3—´2—´(0)‿—´‿‿—´‿—´‿—´ (1)—´2—´1—´1—´(0) ‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´ (1)—´2—´2—´2—´(0)‿—´‿‿—´‿‿‿—´‿—´ (1)—´2—´3—´1—´(0) ‿‿—´‿—´‿‿—´‿—´ (2)—´1—´2—´1—´(0)—´‿‿—´‿—´—´ (0)—´2—´1—´0—´(0)3-0=3 (ткт)
Никогда не перестану удивлятьсяДевушкам и цветам!Эта утренняя прохладцаПо белым и розовым кустам…‿‿—´‿‿‿—´‿‿‿—´‿ (2)—´3—´3—´(1)—´‿‿—´‿—´ (1)—´2—´1—´(0)‿‿—´‿‿‿‿—´‿ (2)—´4—´(1)‿—´‿‿—´‿‿‿—´ (1)—´2—´3—´(0)4-1=3 (ткт)

Акцентный стих

Акцентный стих — стих, где число ударных в каждой строке одинаково, а число безударных колеблется от нуля до 8.( Ударение часто падает на слова, вычисления тут не нужны).

Если волк на звезду завыл,Значит, небо тучами изглодано.Рваные животы кобыл,Черные паруса воронов.—´‿—´‿‿—´‿—´—´‿—´‿—´‿‿‿—´‿‿—´‿‿‿‿—´‿—´—´‿‿‿‿—´—´‿‿
Сумасшедшая, бешеная кровавая муть!Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам?‿‿—´‿‿—´‿‿‿‿—´‿‿—´‿—´—´—´‿‿—´‿‿—´‿

Задание ЕГЭ с данной терминологией

Задание на определение стихотворного размера почти всегда присутствует и находится под номером 14.

Укажите размер, которым написано стихотворение.

Обращаем Ваше внимание  на то, что Вы должны указать размер без указания количества стоп (т.е не четырехстопный ямб, а ямб)

Источник: https://lit-ege.ru/stihotvornye-razmery/

Какие бывают стихотворные размеры?

Как определить ямб и хорей

В русской поэтике принята силлабо-тоническая система стихосложения, введенная с легкой руки Ломоносова и Тредиаковского. Если коротко: в тонической системе важно количество ударений в строке, а силлабика предполагает наличие рифмы.

Прежде, чем узнать, как определить стихотворный размер, освежим в памяти значения некоторых терминов. Размер зависит от порядка чередования ударных и безударных слогов. Группы слогов, повторяющиеся в одной строке, это – стопы. Они и определяют размер стиха. А вот количество стоп в одном стихе (строке) будет говорить о том, одностопный это размер, двустопный, трехстопный и т.д.

Рассмотрим самые популярные размеры. Размер стопы зависит от того, сколько слогов её составляют. Например, если слог один, то стопа тоже односложная, а если пять, то соответственно пятисложная. Чаще всего в литературе (поэзии) можно встретить двусложные (хорей и ямб) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) стопы.

Двусложные. Слогов два и размера тоже два

Хорей – стопа с ударением на первом слоге. Синоним, которым иногда пользуются, называя этот вид стопы, – слово трохей. В ямбе ударение на втором слоге. Если слово длинное, то в нём подразумевается и вторичное ударение.

Интересно происхождение термина. По одной из версий – от имени служанки богини Деметры, Ямби, которая пела веселые песни, построенные на ямбическом размере. В Древней Греции ямбом изначально слагали только сатирические стихи.

Как отличить ямб от хорея? Затруднений легко избежать, если расположить термины по алфавиту. Первым идет “хорей”, соответственно, и ударение у него на первом слоге.

На картинке справа вы видите схематичное изображение размеров с помощью цифр и знаков, а под этим текстом можно почитать примеры стихотворений с такими размерами из художественной литературы. Хореический размер хорошо демонстрирует нам стихотворение А.С. Пушкина «Бесы», а стопы ямбического типа мы можем обнаружить в самом начале знаменитого романа в стихах «Евгений Онегин».

Трехсложные стихотворные размеры. Слогов в стопе три, и размеров столько же

Дактиль – стопа, в которой первый слог под ударением, затем два безударных. Название произошло от греческого слова dáktylos, которое в переводе означает «палец». В дактилической стопе три слога, а в пальце три фаланги. Изобретение дактиля приписывают богу Дионису.

Амфибрахий (греч. аmphibrachys – краткий с двух сторон) – стопа из трех слогов, где ударный помещается в середине. Анапест (греч. anapaistos, т.е. отраженный назад)– стопа с ударением на последнем слоге. Схема: 001/001

Особенности трёхсложных размеров легко запомнить по предложению: «ДАМА вечером калитку запирает». В аббревиатуре ДАМА зашифрованы названия размеров по порядку: ДАктиль, АМфибрахий, Анапест. А слова «вЕчером калИтку запирАет» иллюстрируют образцы чередования слогов.

Примеры из художественной литературы для трёхсложных размеров смотрите на картинке, которую видите под этим текстом. Дактиль и амфибрахий иллюстрируют произведения М.Ю. Лермонтова «Тучи» и «На севере диком стоит одиноко». Стопу анапестическую можно найти в стихотворении А. Блока «К музе»:

Многосложные размеры образуются путем слияния двух или трёх простых размеров (прямо как в музыке). Из всего многообразия сложных типов стоп наиболее популярны пеон и пентон.

Пеон состоит из единственного ударного и трёх безударных слогов. В зависимости от того, каким по счету является ударный слог, различают I, II, III и IV пеоны. В русском стихосложении история пеона связана с символистами, которые предложили его в качестве четырехсложного размера.

Пентон – стопа из пяти слогов. Их пять видов: “Пентон №..(по порядку ударного слога). Знамениты пятидольники А.В. Кольцова, а “пентон № 3” так и называют “кольцовский”. В качестве примера «пеона» можно привести стихотворение Р. Рождественского «Мгновения», а «пентон» проиллюстрируем стихами А. Кольцова «Не шуми ты, рожь»:

Знать, какие бывают стихотворные размеры, нужно не только для школьных анализов по литературе, а для правильного их выбора при сочинении собственных стихов.

От размера зависит напевность повествования. Правило здесь одно: чем больше в стопе безударных слогов, тем более плавно звучит стих.

Не годится живописать стремительную битву, например, пентоном: картина получится как в замедленной съемке.

Автор – Галина Шутова

Источник: https://music-education.ru/kakie-byvayut-stihotvornye-razmery/

Как определить ямб и хорей

Как определить ямб и хорей

В данной статье мы узнаем про ямб и хорей, коснёмся истории появления, приведём примеры использования данных размеров, а также дадим точное определение им и сопутствующим размерам.

Силлабо-тоническое стихосложение и его правила в русском языке были окончательно доработаны Ломоносовым (установившим, в частности, метр, на основе работ Тредиаковского) к середине XVIII в.

И, вплоть до середины XIX в, в основном использовались двусложные размеры, смещённые затем Некрасовскими трёхсложными, а после, к началу XX в, с тенденцией размытия границ и рамок, заменены возрождающейся тоникой.

Определение что такое хорей и как он используется

Наименьшей структурной единицей стиха является стопа – последовательность ряда безударных и одного ударного слогов, чередующихся в определенном порядке. Двусложный размер с ударением на первом слоге стопы называется хорей. От др.-греч. χορεῖος — «плясовой».

И используется он, в основном, для передачи экспрессии, в танцевальных и хороводных песнях, больше подходит для передачи мелодичности.

Примеры хорея в литературе (стихи)

Бу-ря мгло-ю не-бо кро-ет,Вих-ри снеж-ные кру-тя.То, как зверь, о-на за-во-ет,То за-пла-чет, как ди-тя.

(А.С.Пушкин)

Он с То-то-шей и Ко-ко-шейПо ал-лее про-хо-дил.И мо-ча-лку, слов-но гал-ку,Слов-но гал-ку, прог-ло-тил.

(К.И. Чуковский)

Определение что такое ямб и как он используется

Определение ямба можно дать как противовес хорею – двусложный размер с ударением на втором (последнем) слоге стопы.

Хотя ямб и хорей в литературе имеют одинаковый метр, первый получил большую популярность и распространение, благодаря своей ритмике. Термин ведёт своё название, предположительно, от др.-греч.

ἴαμβος, означающее название музыкального инструмента. По другой же версии, этим инструментом лишь сопровождались ямбические песнопения в честь Деметры.

По мифу, Ямба, служанка царя Келея, развеселила Деметру пением непристойных стихов с таким размером.

Примеры написания ямбом (стихи)

Четырёхстопным ямбом были написаны такие поэмы как «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Полтава», «Мцыри».

Вы-со-кой страс-ти не и-ме-яДля зву-ков жиз-ни не ща-дить,Не мог он ям-ба от хо-ре-я,Как мы ни би-лись, от-ли-чить.

(А.С.Пушкин)

Зная уже, что такое ямб и хорей в литературе, стоит дополнить информацию о двусложных размерах пиррихием – стопой их двух безударных (кратких) слогов, и спондеем – стопой из двух долгих (ударных) слогов. Именно благодаря этим вариациям, четырёхстопный ямб имеет самый богатый ритмический размер.

Согласно подсчётам Брюсова, ритмических вариации четырёхстопного ямба, с учётом мужских (ударных) и женских (безударных) окончаний строк, насчитывается… порядка 100 000! Почти столько же и у пятистопного. Такое богатство ритмики, позволяющее осуществить любой стихотворный замысел, с любыми вариациями, и сделало ямб самым распространённым размером в русской поэзии.

: написание стихов размером ямб и хорей.

Источник:

Стихотворные размеры в таблице с примерами

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.  Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

      Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе.  Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.

      Стопа – единица измерения стихотворного размера.
      Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные.

Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).

     Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
     Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха    

      Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
      Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений.

Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным.

Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова.

Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.

«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.

«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

1)    расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).

2)    расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.

3)    составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием  _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

 Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

1)    Пронумеровать все слоги в строке.

2)    Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.

2)    Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.

3)    Выписать подряд номера ударных слогов.

4)    Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:

  • 1-3-5-7-9  — хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб

Источник:

Как определить размер стихотворения: примеры

Стихотворный размер – важнейшая часть литературного анализа стихотворения, не менее важная, чем рифма. Умение анализировать стихи пригодится не только школьникам на уроке литературы и филологам, но и всем, кто хочет лучше понимать искусство, а может быть, и самим принимать участие в его создании.

Что такое стихотворный размер?

Для того чтобы перейти к понятию стихотворного размера, сначала необходимо понять, что такое «стих».

Многие путаются в этом, но стих – это ещё не стихотворение и не поэма, стих – это лишь одна строчка произведения, которую, в свою очередь, можно разделить на стопы.

Стопа – это чередование ударных и безударных слогов, именно это понятие является ключевым в определении стихотворного размера. Она может состоять из двух или трёх слогов для разных его видов.

Соответственно, стихотворный размер – это чередование стоп. Разные авторы предпочитают различные его виды, существуют, в том числе, стихи, которые не подходят ни под один из них.

Размер стихотворения – это, в том числе, особое средство выразительности, делающее произведение лиричным и певучим, или, напротив, резким и надрывным.

Основных стихотворных размеров в русском стихосложении пять, два из них состоят из двух стоп – их называют двусложными:

Это виды, которые отличаются лиричностью и певучестью, они наиболее популярны в литературе, особенно прошлых веков. С определением ямба и хорея реже всего возникают проблемы, так как они наиболее легки для восприятия, даже детские стихи чаще всего пишутся именно с их помощью.

Ещё три вида – трёхсложные размеры, соответственно, в них три стопы. К ним относят:

  • Дактиль.
  • Анапест.
  • Амфибрахий.

Эти виды несколько сложнее, однако отмечают и их большую выразительность, богатство оттенков, которые они могут передать. Поэты, использовавшие их, отмечали, что видят в этих размерах живость, сходную со звучанием человеческой речи.

Как определить размер в стихотворении. Не для всех пост

Как определить ямб и хорей

В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь – размер. Размер стихотворения определяет его темп, музыку, настроение. Основные стихотворные размеры – это двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест. У каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению определенные особенности.

 Как определить размер в стихотворении В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь. Напишите стихотворную строчку и подчеркните в ней все слоги (или гласные буквы), которые получились ударными.

Например: мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил когдА не в шУтку зАнемОг… Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер – ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение падает на первый из двух слогов, в ямбе – на второй.

Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» – это ямб. Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге. Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога.

Если ударении падает на самый первый слог – этот размер называется дактиль, если на второй – амфибрахий, на третий – анапест.

тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники что самО по себЕ и не нОво Чтобы определить количество стоп (стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение), то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С.

Маршака о мяче – четырехстопный хорей. Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О»), но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».

  Ямб Ямб энергичен, деловит; Как вечный демократ, Всегда он чуточку спешит, И всем поэтам рад. Но есть величия секрет,  В стихах, простых на вид: Ведь ямбом пишется сонет,- Традиция гласит. Хорей У хорея ритм двусложный Безударный – на второй.

Бодрой песенкой дорожной Он вдруг чудится порой, То капелью утро будит, То кукушкой прокричит… Как природа данный людям, Часто он вокруг звучит. Дактиль Дактиль задумчив и полон покоя, Взмахами пальца считая размер. Это его шестистопной строкою В мире гекзаметр прославил Гомер.

  Есть в нём величия странная сила, Отзвук вопроса, дерзаний святых, И дорогой, по-старинному милый, Истинный блеск непростой красоты.  Амфибрахий Для русского слуха хорош амфибрахий, В нём есть широта и простор, Отчаянье удали в снежном размахе, Неспешный степной разговор, Бескрайних лесов потаённые чащи, В безбрежности рек – облака, Им вдруг заклинанья читающий пращур  Посмотрит в глаза сквозь века. Анапест У анапеста нрав непростой: И упрямым он слышен порой нам,  Выделяя незримой чертой Звуки в чередовании стройном. В нём приказ, утвержденье, напор… С отголоском обыденной речи. Может он рифмовать милый вздор

И романсом украсить наш вечер.

Данная презентация по литературе состоит из двух частей:

1)Стихотворный размер

2)Понятие рифмы.

В первой части рассматриваются понятие стопы, метра и стихотворного размера. Рассматриваются хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. А также дана практическая работа на определение стихотворных размеров на практике.

Во второй части рассматриваются виды рифм: кольцевая, перекрестная, парная.

Размер: 1 Mb

Помощник поэта

Оригинальная компьютерная программа от разработчиков сервера Стихи.ру поможет вам подобрать рифму к любому слову. Программа предлагает словарь рифм, которые были использованы авторами нашего сервера, а также в стихах классиков. Мы не гарантируем точное совпадение всех рифм, поскольку в базе присутствуют также белые стихи без рифмы.

ПРОБУЙТЕ!

http://www.stihi.ru/assist/

Маяковский Владимир

http://www.tram11.ru/lib/vvm/01.html

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://3d-shka.livejournal.com/1465688.html

Стихотворные размеры: ямб и хорей, дактиль и амфибрахий. Примеры стихов

Как определить ямб и хорей

Ямб и хорей – примеры стихов, написанных ямбом. Дактиль, амфибрахий и анапест – что это такое? Как определить стихотворный размер? Что такое двусложный ямб? Примеры стихотворений Пушкина, написанных ямбом и хореем. Литература, 6 класс.

Николай Ге. «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском». 1875

Стихотворный размер – это ритмическая форма стихотворения. Он определяет чередование безударных и ударных слогов, структуру стиха.

Единица измерения стихотворного размера – стопа. Стопа состоит из нескольких слогов: один из них ударный, другие – безударные.

Например, в строке четыре стопы. В каждой стопе два слога: первый ударный, а второй – безударный. Это называется четырехстопный хорей: Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет.

Что такое ямб и хорей. Примеры стихов

Двухсложные стопы состоят из двух слогов. Наиболее популярные двухсложные размеры – ямб и хорей.

  • Хрей – двудольный размер с ударением на первую долю.Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет
  • Ямб – двудольный размер с ударением на вторую долюМоро́з и со́лнце, де́нь чуде́сный

Что такое дактиль, амфибрахий и анапест. Примеры стихов

Самые распространенные трехсложные размеры – дактиль, амфибрахий и анапест.

  • Дактиль – один ударный слог, за которым идут два безударных.Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники
  • Амфибрахий – второй слог ударный, первый и третий безударные.Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях.
  • Анапест (антидактиль) – два безударных слога, а затем один ударный.О, весна́ без конца́ и без кра́ю

Как определить стихотворный размер

  1. Посчитайте количество слогов в строке. Для этого подчеркните все гласные буквы: сколько гласных – столько и слогов.

  2. Прочтите строку вслух и расставьте ударения.

    1. Если ударение повторяется каждые два слога, это ямб или хорей.

    2. Если ударение повторяется каждые три слога, это дактиль, амфибрахий или анапест.

  3. Определите стихотворный размер по таблице, приведенной ниже.

  4. Объедините слоги в строке в стопы (по два или три слога), а затем сосчитайте количество стоп.

Ямб и хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Таблица стихотворных размеров

˘ безударный слог

¯ ударный слог

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Например, пятистоптный хорей с псевдоударными слогами у Лермонтова: ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу.

НазваниеСхемаПример
Ямб˘ ¯Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,Когда́ не в шу́тку зАнемо́г,Он Уважа́ть себя́ заста́вилИ лу́чше вы́думАть не мо́гА.С. Пушкин, «Евгений Онегин»
Хорей¯ ˘Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,Ви́хри сне́жные крутя́;То, как зве́рь, она́ заво́ет,То запла́чет, как дитя́…А.С. Пушкин, «Зимний вечер»
Дактиль¯ ˘ ˘Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ныйВо́здух уста́лые си́лы бодри́тН.А. Некрасов, «Железная дорога»
Амфибрахий˘ ¯ ˘Есть же́нщины в ру́сских селе́ньяхС споко́йною ва́жностью ли́ц,С краси́вою си́лой в движе́ньях,С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц.Н.А. Некрасов
Анапест˘ ˘ ¯Есть в напе́вах твои́х сокрове́нныхРокова́я о ги́бели ве́сть.Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,Поруга́ние сча́стия е́сть.Александр Блок, «К Музе»

Как запомнить названия стихотворных размеров?

  • Ямб и хорей запоминаем от противного. В слове «я́мб» ударение ставится на первый слог. В слове «хоре́й» – на второй. Запомните, что в самих размерах всё наоборот: в ямбе под ударением будет второй слог, а хорее – первый.
  • Чтобы запомнить пять стилей, выучите ударения в пяти вариантах мужского имени Иван:Ива́н – ямбВа́ня – хорейВа́нечка – дактильВаню́ша – амфибрахийИоа́нн – анапест
  • Выучите стихотворение В.В. Онуфриева о трехсложных размерах.Во́все не сло́жные [дактиль]Разме́ры трёхсло́жные, [амфибрахий]Всё зави́сит от си́льных в них ме́ст. [анапест]Да́ктиль – он пе́рвый, [дактиль]Второ́й – амфибра́хий, [амфибрахий]Ну а тре́тий уже анапе́ст! [анапест]

Какие еще бывают стихотворные размеры?

Существует и множество других стихотворных размеров. Например, односложный брахиколон, двусложные дибрахий и спондей, трехсложные трибрахий, бакхий etc. Подробнее о них можно почитать в «Википедии» и других источниках.

Источник: https://www.anews.com/p/119111305-stihotvornye-razmery-yamb-i-horej-daktil-i-amfibrahij-primery-stihov/

Стихотворные размеры в таблице с примерами

Как определить ямб и хорей

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.  Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

      Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе.  Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.

      Стопа – единица измерения стихотворного размера.
      Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные.

Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).


     Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
     Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Как определить размер стиха? | Литрекон

Как определить ямб и хорей

Самый Зелёный · 27.02.2019

«Не мог он ямба от хорея,Как мы ни бились, отличить»

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин

Создание литературных произведений, как сооружение домов или сборка механизмов, требует соблюдения многих правил и законов. Писатели, вне всяких сомнений, располагают гораздо большей свободой, чем архитекторы и инженеры, однако и им приходится прикладывать большие усилия, чтобы соответствовать требованиям законов литературы.

Так, для поэтов очень важно соблюдать стихотворные размеры — не только рифмовать строки, но и ритмически выверять их. А для тех, кто изучает литературу и, в частности, поэзию, не менее важно уметь отличать их друг от друга и безошибочно определять размер любого стихотворения. В этой статье Многомудрый Литрекон подробно расскажет своим читателям обо всех тонкостях этой нелегкой темы.

Виды и схемы

Большинство российских поэтов в своём творчестве используют силлабо-тоническое стихосложение. Такой способ организации стихотворения требует, чтобы в каждой строке безударные и ударные слоги чередовались в определённом порядке. Например: «Скажи-ка, дядя, ведь, недаром…» ( М.Ю. Лермонтов «Бородино»). Во всех строках этого стихотворения за одним безударным слогом следует один ударный.

Порядок чередования ударных и безударных слогов в строке называется стихотворным размером, а повторяющаяся последовательность этих слогов — стопой.  Чаще всего строка состоит из двух и более стоп (в приведённом фрагменте стопами являются «скажи-ка», «дядя» и т.д.).

Традиционно в русском стихосложении используются два вида размеров:

  1. Двусложные: стопа состоит из двух слогов: ударного и безударного
  2. Трёхсложные: стопа состоит из трёх слогов: одного ударного и двух безударных.

К двусложным размерам относятся:

  • Хорей, с ударением на первый слог стопы («Буря мглою небо кроет…» А.С. Пушкин «Зимний вечер»);
  • Ямб, с ударением на второй слог («У хладных невских берегов…» Н.А. Некрасов «Прекрасная партия»).

А к трехсложным можно отнести:

  • Дактиль (ударение на первый слог : « Тучки небесные, вечные странники!» М.Ю. Лермонтов «Тучи»);
  • Амфибрахий (ударение на второй слог: «Однажды, в студеную зимнюю пору…» Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок»);
  • Анапест (ударение на третий слог: «Ты меня никогда не забудешь,// Ты меня никогда не увидишь». А.А. Вознесенский «Сага»).

Этими стихотворными размерами написаны большинство классических отечественных стихотворений.

Таблица размеров

Для наглядности Литрекон составил простую таблицу стихотворных размеров с примерами. Эти схемы помогут Вам распознать вид размера по аналогии, на слух. Просто прочитайте про себя отрывок и расставьте ударения, а потом сопоставьте полученный результат с примерами.

Способы классификации

Теперь, познакомившись со всеми понятиями, определим размер стихотворения А.С. Пушкина «Анчар».

Выберем две строки оттуда:

Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей вселенной.

Порядок действий такой:

  1. Разделим их на слоги и проставим интонационные ударения: «Ан|чар, |как| гроз|ный| ча|со|вой,// Сто|ит| о|дин| во| всей| все|лен|ной».
  2. Затем определим, в какой последовательности чередуются ударные и безударные слоги. Схематично обозначим их как «У» и «б»: « б У б У б У б У// б У б У б У б У б». Из этой схемы видно, что за одним безударным слогом следует один ударный. Значит перед нами — двусложный размер, то есть стопа здесь состоит из двух слогов.
  3. Наша следующая задача — понять, какой именно двусложный размер использовал автор. Для этого выясним, на какой из слогов стопы падает ударение: на первый или второй. Рассмотрим первую стопу строки: «Анчар…». Ударение приходится на второй слог этой стопы. Следовательно, стихотворение, написано двусложным размером, где второй слог стопы ударный, то есть, ямбом. Наша цель достигнута!

Важно отметить, что, хотя перед нами ямб, одна из строк, которые мы рассмотрели, заканчивается безударным слогом. Это не должно сбить нас с толку: такое происходит, когда в строке стихотворения, написанного ямбом, количество слогов нечетное.

Советы новичкам

В финальный параграф этой статьи Литрекон хотел бы поместить лайфхаки, которые помогут запомнить стихотворные размеры:

  1. Названия «дактиль», «амфибрахий» и «анапест» можно запоминать по аббревиатуре ДАМА, которая расшифровывается как дактиль, амфибрахий, анапест. Эта аббревиатура вдвойне полезна, ведь в дактиле, который стоит здесь на первом месте, ударение приходится на первый слог, в амфибрахии- на второй, а в анапесте — на третий.
  2. Запомнить стихотворные размеры также помогают некоторые бессмысленные стишки. Например, ямбом написан стишок:

Хорей, хорей, хорей,
Хорей, хорей, хорей.

В свою очередь, хореем написано:

Ямбы, ямбы, ямбы,
Ямбы, ямбы, ямбы.

Такой же стишок есть и для амфибрахия:

Анапест, анапест, анапест,
Анапест, анапест, анапест.

Теперь со всеми подсказками и знаниями, вы (в отличие от Онегина) сможете без труда определять размеры классических стихотворений.

Степан Липатов

ЕГЭ по литературестихотворный размертаблица размеров

Источник: https://litrekon.ru/podgotovka/k-ege/kak-opredelit-razmer-stiha/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.