Как писать анализ стиха

Содержание

Как написать анализ стихотворения? – краткий план

Как писать анализ стиха

На начальном этапе анализа стихотворения требуется определить его содержание, чувства и ощущения. Далее следует выяснить свойства эмоций и идей, проявленных в поэтичной работе:

  • оценить главный поэтический персонаж (образ, в котором проявлены эти ощущения);
  • определить композицию стихотворения;
  • установить объект описания и его взаимосвязь с лироэпической мыслью;
  • проанализировав, какая конкретно лексика используется(простонародная, либо книжно-литературная), определить лексический рисунок;
  • отметить особенности ритмики, ее однородность или наоборот, неоднородность;
  • установить звуковой рисунок, интонации;
  • установить особенности применения изобразительных средств автором, скупое, или наоборот, интенсивное.

в какой период было написано, известен ли повод написания, кому именно было посвящено, есть ли конкретные прототипы у литературных героев.

Исследуется, насколько важным является это стихотворение в творчестве поэта, насколько значимым является среди его произведений, а также среди подобных творений с похожим сюжетом и структурой.

3. Тема литературного произведения

Устанавливается основная тема произведения, чему она посвящена.При принадлежности автора к какой-либо литературной группировке назвать примеры, доказывающие это, подтвердить цитатами из текста.

Тематика может быть довольно разнообразной: это и пейзаж, и довольно распространенная любовно-интимная, и общественно-политическая, и философская.

Стихотворения могут быть написаны как с использованием сюжетной линии(образы событий), так и без нее(образы чувств);

4. Установление художественных средств, используемых автором

В зависимости от предпочтений автора, используемая лексика может быть разной: бытовой(повседневной), с использованием архаизмов, публицистическая, литературная.

5. Композиция

Довольно важное значение имеет композиция. Для ее полного рассмотрения следует:

  • – установить основное чувство, ощущение, душевное состояние, сказавшееся в лироэпическом работе;
  • -установить согласованность композиционного построения, подчиненность формулированию определенной идеи;
  • -уяснить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении(существующий конфликт главного персонажа с собой, его внутренняя несвобода);
  • -установить, какая именно жизненная ситуация могла вызвать эти переживания;
  • -установить эмоциональный рисунок лироэпического произведения, определить ключевые части стиха;

Далее следует установить, как соотносится примененное деление на строфы произведения с его смыслом, противопоставляются ли они между собой. Что представляет собой строфа в тексте-законченную мысль, или же продолжает общую мысль стихотворения. Насколько раскрывается мысль стихотворения в последней строфе, содержится ли в ней какой-либо вывод.

Определение композиции: размера, ритма, рифмы

Виды стихотворного размера:

  • -амфибрахий;
  • -акцентный стих;
  • -анапест;
  • -дактиль;
  • -дольник;
  • -3-х стопный хорей;
  • -4-х стопный ямб;
  • -дольник.

Используемые стихотворные рифмы: парная, кольцевая, перекрестная. При анафоре используется совершенно одинаковое начало строк, для ритма используется дополнительная рифма в начале стиха. Основной акцент при использовании переносов делается на переносимом слове.

6. Использование поэтической лексики

Следует определить динамичность применения отдельных групп слов обыкновенной лексики-синонимов, омонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов. Затем требуется узнать границу приближения лироэпического стиля с разговорным, установить особенности и динамичность применения тропов.

Тропами обозначаются слова и обороты, которые используются не в непосредственном значении, а в переносном:

  • -аллегория-иносказательная картинка абстрактного понятия или явления;
  • -гипербола, или образное преувеличение;
  • -ирония-тайная насмешка, сарказм;
  • -литота-образное преуменьшение;
  • -метафора-тайное сопоставление, выстроенное на схожести или контрасте каких-либо явлений, в коем фразы “как”, “словно” – не применяются;
  • -параллелизм;
  • -сопоставление;
  • -эпитет, или образное определение.

7. Звуковой состав

Анализируется применение звукозаписи, звукоподражаний-ых повторов, формирующих особенный фонетический “рисунок”.

  • -аллитерация-воспроизведение схожих согласных;
  • -анафора-воспроизведение фразы либо групп фраз в начале нескольких тирад либо строф;
  • -эпифора построена как противоположная анафора, слова повторяются в конце тирад или строф;
  • -ассонанс-использование повторения гласных;

8. Стилистические фигуры

При анализе исследуется художественный синтаксис произведения (его приёмы либо формы лироэпической выступления):

  • – антитеза, или противопоставление;
  • -градация- к примеру: яркий – бледноватый – едва лишь заметный;умолчание-незавершенное, внезапно прерванное предложение, с неполностью высказанной идеей, читатель домысливает ее сам;
  • -обращение, риторический вопрос-призваны повышать внимание читателя к проблеме и не требуют от него ответа;
  • -повторы-рефрен;
  • -инверсия-написание текстов с явным нарушением синтаксиса в предложении(необычный порядок слов).

9. Образ героя произведения, авторское “Я”

При подробном анализе устанавливается, от чьего имени осуществляется повествование, от лица автора либо от лица персонажа. Насколько важной фигурой является сам автор, представляет ли какую-либо значимость или нет.

10. Жанр

Стихотворение может быть написано в самых различных жанрах:

  • -эпиграмма, или насмешливый, ироничный портрет;
  • -ода;
  • -поэма;
  • -баллада;
  • -роман в стихах;
  • -песня;
  • -посмертное стихотворение(эпитафия);
  • -элегия-печальный стих, чаще всего повествующий о влюбленности.

11. Исследуется литературная направленность стихотворения

к какому конкретно жанру оно относится: к реализму, романтизму, символизму, акмеизму или же к футуризму, модернизму, сентиментализму.

Источник: https://uni-99.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7-%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BA%D0%BE/

Как писать анализ стиха

Как писать анализ стиха

27.03.2018

Данная статья даст примерный план анализа стихотворения (восприятие, тема, жанр, композиция, средства художественной выразительности и т.д.).

Вы научитесь делать сравнительный анализ стихотворений одного автора либо нескольких.

Итак, перед вами своеобразная памятка по разбору стихотворения − небольшого по объему художественного произведения, написанного в поэтической форме и организованного по законам стихосложения.

План анализа стихотворения

  • Восприятие стихотворения (опишите впечатление, которое произвело на вас стихотворение, какие в вашем воображении возникли картины, каким настроением проникнуто данное произведение, меняется ли настроение в какой-то момент и почему, если это так).
  • Тема стихотворения, которая зачастую тождественна его названию: «Весенняя гроза», «Незнакомка». К темам можно отнести следующие: дружба, любовь, жизнь и смерть, природа, поэзия и ее роль в жизни человека, родина, народ, судьба поколения, герой и толпа. Более локальная тема (микротема, поэтический сюжет): прошлое, разлука, странствие, свидание и т. д. Следует определить тип лирики: любовная, пейзажная, философская, религиозная, патриотическая. Бывает так, что в рамках одного стихотворения видны черты разных типов (произведение Ф.И. Тютчева «Что ты клонишь над водами…» относится и к пейзажной лирике, и к философской).
  • Жанр (лирическое стихотворение, элегия, послание, сонет, ода, фрагмент и др.). Определения жанров вы найдете в «Словаре литературоведческих терминов». Обычно жанр связан с литературным направлением (в школе изучаются классицизм, романтизм, реализм, сентиментализм, символизм, футуризм, акмеизм). Традиционные для определенного направления формы (жанры): классицистическая ода, романтическая элегия, сентименталистская элегия и т. д.
  • Композиция — построение стихотворения. Это понятие включает в себя последовательность строк и строф, композицию рифмы, строфику, повторение выражений и звуковые повторы, повторы строк или строф, антитезы (контрасты).
  • Средства художественной выразительности. Тропы: метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения и т. д. Фигуры — синтаксические построения, обороты речи, которые используются для усиления выразительности: инверсия, анафора, повтор, бессоюзие, градация, оксюморон и др. Важно не только найти тропы и фигуры в тексте, но и определить их роль в воплощении темы, идеи и образа.
  • Звукопись (аллитерация и ассонанс). Следует охарактеризовать, как звуки помогают созданию образа. Аллитерация — это повторение однородных либо одинаковых согласных в стихотворении, что придает ему особую звуковую выразительность. Ассонанс — повторение гласных звуков с той же целью.
  • Ритм, размер, рифма. Размеры стихотворения: двусложные и трехсложные. Двусложные размеры: хорей (плавный), ямб (энергичный, сильный). Трехсложные размеры: дактиль (однообразный мерный ритм), анапест (очень гибкий, способный передавать различные настроения), амфибрахий (близок к интонациям разговорной речи).
  • Лексика. При разборе необходимо объяснить значение всех сложных для понимания слов, особенно архаизмов, историзмов. То или иное слово, которое кажется вполне понятным, в контексте может приобретать новое значение.
  • Оценка. Опишите, как раскрывается лирический герой в этом произведении, каковы его внутренний мир, чувства, переживания. Расскажите, как на вас повлияло данное стихотворение.

Вот так делается  краткий анализ стихотворения.

Сравнительный анализ стихотворений

Знать, как сделать сравнительный анализ стихотворений, также важно для школьников и студентов, изучающих русскую литературу.

План:

  • время создания стихотворений, жизнь поэта (поэтов) в этот период, если это важно в вашем конкретном случае;
  • жанр;
  • темы произведений;
  • сравнение образов лирических героев;
  • сравнение эмоционального настроя стихотворений (с помощью каких средств создается определенное настроение: тропы, звукопись и т.д.);
  • композиция произведений;
  • основная мысль стихотворений;
  • размер, рифма.

Теперь вы знаете, как сделать анализ стихотворения. Приведенные примеры планов не являются твердо установленными, но в них присутствуют наиболее важные пункты для анализа стихотворных текстов.

Источник:

как писать анализ стихотворения?

как писать анализ стихотворения?

  1. 1 шаг Стоит написать автора произведения и название. Затем история создания прототипы; кому посвещаны строки стихотворения; время проявления, написания. 2 шаг Укажите близость автора к литературным течениям и направлениям. 3 шаг Тема произведения, его идея. 4 шаг Развитие конфликта (если есть) и сюжета. 5 шаг Художественные образы стихотворения. 6 шаг Использование литературных приемов (эпитет, гипербола, олицетворение, сравнение, лексические повторы, символы, крылатые выражение, метафоры и т. д. ) 7 шаг Укажите стилевые особенности жанра, стихотворийный размер. 8 шаг Обязательно укажите лирического героя. 9 шаг Место произведения в творчестве поэта. 10 шаг

    Ваше лично отношение к стихотворению (мое отношение к стихотворению таково)

  2. спс
  3. План: План анализа стихотворения 1)Тема стихотворения: 1.пейзаж; 2.общественно-политическая; 3.любовная/интимная; 4.философская. 2)Сюжет: 1.есть сюжет: образы событий (…каких именно…) ; 2.без сюжета: образы чувств (…). 3)Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: 1.Композиция: размер, рифма, ритм. 2.Размер: _ _ / _ _ / _ _ /_ _ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге) ; _ _ / _ _ / _ _ хорей 3-стопный; _ _ _ дактиль; _ _ _ амфибрахий; _ _ _ анапест. 3.Рифма: аабб — парная; абаб — перекрестная; абба — кольцевая. 4.Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: эпитет — художественное определение; сравнение; аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; ирония — скрытая насмешка; гипербола — художественное преувеличение; литота — художественное преуменьшение; олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют; паралеллизм. Стилистические фигуры: повторы/рефрен; риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; антитеза/противопоставление; градация — например: светлый — бледный — едва заметный; инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам. Поэтическая фонетика: аллитерация — повторение одинаковых согласных; ассонанс — повторение гласных; анафора — едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. 4)Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы. 5)Образ лирического героя, авторское «Я». 6)Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т. д.

    7)Жанр: эпиграмма (сатирический портрет) , эпитафия (посмертное) , элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви) , ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.

  4. План анализа стихотворения

    *Текст переведено с украинского, поэтому 100% точность орфографии моего русского языка не гарантирую; ( *

    Тема стихотворения: пейзаж; общественно-политическая; любовная/интимная;

    философская.

Источник: https://soveti-masterov.com/hitrosti/kak-pisat-analiz-stiha.html

Пример анализа стихотворения, как правильно сделать анализ стихотворения

Как писать анализ стиха

Любовь к поэзии невозможна без её понимания. Школьный курс литературы призван сформировать навыки умения разбираться в поэтическом творчестве: постигать смысл произведения, слышать его музыкальный ритм, проникать во внутренний мир лирического героя. Этому способствует комплексный анализ стихотворения, пример которого приводится в статье.

Выбор произведения

Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:

  • Гениальность поэта позволяет оживить картину зимнего пейзажа, что сопоставимо с полотном художника или музыкальным произведением композитора. А учиться новому всегда следует на лучших образцах произведений искусства.
  • Благодаря богатству литературного языка автора есть возможность осуществить полноценный лингвистический разбор текста, что входит в филологический анализ стихотворения. Пример поможет в дальнейшем легко справляться с изучением лирики XIX века.
  • Стихотворение изучается в школе, что позволит заранее подготовиться к освоению сложного материала.
  • Произведение незначительно по объёму, что дает возможность сделать его разбор более глубоким.

План анализа

Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения – пример по плану, специально составленному к конкретному произведению.

Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль).

Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению.

Предлагаемый план выглядит следующим образом:

  1. История создания «Зимнего утра», сведения об авторе.
  2. Место произведения в творчестве поэта.
  3. Жанр и тематика произведения.
  4. Сюжет и композиция.
  5. Лирический герой, настроение произведения.
  6. Лексика стихотворения.
  7. Изобразительные средства.
  8. Рифма, способы рифмовки.
  9. Звуковая организация.
  10. Отношение к прочитанному.

История создания «Зимнего утра»

В данном подзаголовке освещаются два первых пункта плана, касающихся сведений об авторе и места произведения в его творчестве. Пример анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшествующие события, первая публикация. Что важно знать об истории создания «Зимнего утра»?

Тридцатилетний А. С. Пушкин посватался к светской красавице Н. Гончаровой, чей первоначальный ответ носил довольно неопределённый характер. В смятении поэт нарушает запрет Николая I и отправляется на Кавказ, где лично участвует в военных операциях.

По возвращении он заезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П. И. Вульфа, где в окружении хороших приятелей проводит некоторое время, написав за один день 3 ноября 1829 года лирическое произведение, замечательно передавшее его настроение.

Он в предвосхищении долгожданной встречи с красавицей-невестой, чьей руки настроен добиваться вновь. В следующем же году стихотворение было опубликовано в альманахе «Царское село», войдя в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передающей красоту русской природы, полной сказочного волшебства.

У стихотворения нет посвящения, но оно написано в форме диалога с юной подругой, с которой автор хочет разделить восхищение увиденным.

Для определения жанра необходимо владеть знаниями о его признаках, а также понимать, какое место он занимает в творчестве автора. Тематика поможет ответить на вопрос о том, как делать анализ стихотворения. Пример конкретного разбора – это следование теме «Зимнего утра», которая будет рассмотрена в данном подзаголовке.

Произведение предстаёт как глубоко личный и автобиографический экспромт, некий монолог, обращённый к спящей красавице. Это признаки лирического жанра, имеющего ряд направлений: любовное, философское, историческое, пейзажное и военное.

В «Зимнем утре» в романтическом стиле описывается красота природы, что позволяет отнести произведение к разряду пейзажной лирики, в которой А. С. Пушкин является непревзойдённым мастером.

Соотношение настроений природы и человека, неожиданная смена их контрастных состояний – главная тема стихотворения, влияющая на выбор автором художественных средств.

Сюжет и композиция

Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» всё построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывающей радостные эмоции. От любования природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, несущей тепло и уют.

Последовательность перехода свидетельствует о линейной композиции, написанной четырёхстопным ямбом. Пример анализа стихотворения должен помочь выделить смысловые части и тот художественный приём, который позволяет их гармонично связать между собой.

«Зимнее утро» разбито автором на пять строф по шесть строк (секстин), каждая из которых рисует отдельную картину, насыщенную выразительными деталями:

  • Восхищение солнечным морозным утром и желание разделить его со спящей подругой.
  • Воспоминание о вчерашней вьюге.
  • Описание красоты природы за окном.
  • Представление внутреннего убранства комнаты.
  • Побуждение к чудесному времяпрепровождению на воле.

Главным художественным средством и композиционным приёмом, связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.

Лирический герой, настроение

В поэтическом произведении обязательно присутствует лирический герой. В «Зимнем утре» – это сам автор и та подруга (адресат), к которой направлен его монолог.

Герой обращается к девушке словами: «друг милый», «красавица», «друг прелестный», что показывает его отношение к ней. Это проявление нежности, любви и заботы.

Анализ лирического стихотворения, пример которого рассматривается в статье, предусматривает выявление общего настроения произведения.

С первых строк в нём присутствует свет и радость, хотя во второй строфе возникают воспоминания о прежней печали. Но этот контраст только усиливает позитивный настрой, доводя его до восторга и призыва разделить радость с главным героем.

Лексика стихотворения

Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты.

В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома.

Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.

Герой сравнивает свою подругу со «звездою севера», а луну – с «бледным пятном». Но самыми интересными являются сопоставления в переносном смысле – метафоры.

Так, комнату озаряет «янтарный блеск», что усиливает впечатление от ощущения солнечного света. Олицетворение – это придание неодушевлённым вещам человеческих свойств. У А. С.

Пушкина вьюга способна «злиться», а мгла «носится» на мутном небе, что добавляет ярких красок в художественное произведение.

Изобразительные средства

Интересны синтаксические средства, применяемые автором.

Радость в самом начале произведения передают восклицания, переходящие в более спокойную интонацию, когда говорится о тепле домашнего очага.

Определённую взволнованность отражают вопросы, в том числе риторические. В стихотворении преобладают простые предложения и прямая речь, придающие ему лёгкость и подчёркивающие атмосферу радости.

Пример анализа стихотворения, приведённый в статье, не может охватить всех изобразительных средств, но следует остановиться на тех, которые придают гениальным строчкам поэта особую образность.

При помощи аллитерации (нагнетания шипящих и звонких звуков) и ассонанса (повторения гласных) читатель словно бы слышит треск печи, топот коня и скрип снега. Использует автор и повторы сродных звуков (анафору): «и ель…», «и речка…».

Это усиливает впечатление от лирического произведения.

Использование поэтом четырёхстопного ямба придаёт стихотворению энергию и оптимизм, ибо ямб – один из самых выразительных и мажорных размеров. Однако в тексте встречаются слова («великолепными», «нетерпеливого»), нарушающие размеренность ритма (пиррихий).

Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, стремление к «милому берегу».

Данный пример анализа стихотворения по литературе будет неполным, если не пронаблюдать построение рифмы.

Созвучие окончаний первой, второй, четвёртой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая рифмуются друг с другом (опоясывающая рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские и мужские.

В «Зимнем утре» они чередуются, однако женские, в которых под ударением оказывается предпоследний слог, преобладают. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм.

Лишь в четвёртой строфе можно увидеть разрыв строчки и образование дополнительной паузы, помогающей постичь смысл всего стихотворения.

Звуковая организация

Уникальность пушкинских строк такова, что многие музыканты улавливают переплетение тональностей и создают удивительную музыку, точно вписывающуюся в настроение стихотворения. Одним из лучших произведений является сочинение Г. Свиридова, построенное на контрастах.

Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место комбинации звуков различной эмоциональной окраски. Эти звуки встречаются порой в одном или двух соседних словах: [н], [р] и [л].

Пример анализа стихотворения будет неполным без подтверждения утверждения текстом:

  • «янтарным блеском»;
  • «по утреннему снегу»;
  • «прозрачный лес»;
  • «нетерпеливо»;
  • «весёлым треском».

Контраст прослеживается на смене фраз из светлых, нежных звуков [е, н, в, л, м] и минорных, тёмных [х, ж, ч, ш], что вряд ли А. С. Пушкин делал сознательно. Его гений в том и состоит, что по какому-то наитию им использовалось всё акустическое богатство русского языка.

Отношение к прочитанному

Как писать анализ стихотворения? Пример демонстрирует необходимость знания теории стихосложения и использования учебно-познавательных приёмов. Однако анализ всегда будет неполным, если не передать личного восприятия художественного произведения:

  • Какие чувства вызывают стихи у читателя?
  • Находит ли тема и чувства лирического героя у него отклик?
  • В чём значимость данных стихов?

«Зимнее утро» пронизано любовью к жизни, оптимизмом и восхищением красотой родной природы. Оно несёт в себе философию единения человека и окружающего мира, способного придать каждому душевные силы и укрепить желание жить.

Источник: https://FB.ru/article/263738/primer-analiza-stihotvoreniya-kak-pravilno-sdelat-analiz-stihotvoreniya

Что такое анализ стихотворения?

Как писать анализ стиха

Анализ стихотворения — один из важнейших навыков, необходимых, в первую очередь, студентам средних и высших учебных заведений, чья специализация связана с филологией, журналистикой, литературоведением, библиотечным делом или сценарным мастерством.

Современным учащимся средней школы приходится не сладко… Особенно, когда речь заходит о русской литературе, неотъемлемой частью которой является огромное наследие великих поэтов. Ведь именно по этим произведениям ученикам и задают делать всевозможные анализы.

И, зачастую, школьники совершенно не понимают, что от них требуется, когда в качестве домашнего задания им поручают сделать фонетический или сравнительный анализ композиции поэтического текста любимого стихотворения или же выявить основные изобразительные и выразительные средства какого-нибудь лирического стихотворения.

Кроме того, с каждым годом усложняются и правила сдачи Единого Государственного Экзамена для учащихся общеобразовательных школ, так что старшеклассники также должны обладать этим навыком. В данной статье дан план и подробный разбор всех пунктов анализа стихотворения.

Разумеется, для выполнения этого задания просто необходим план, схема или алгоритм для составления комплексного сравнительно-сопоставительного анализа или разбора заданного произведения.

Вариации анализов просто поражают воображение подрастающего поколения, ведь среди них можно встретить: краткий, полный, подробный, школьный, структурный, лингвистический, лингвостилистический, лингвопоэтический, идейно-тематический, лирический и даже имманентный анализы.

С чего начать?

Как ни странно, начать нужно не с первого пункта плана, а просто с внимательного, вдумчивого, неоднократного прочтения стихотворения. Для этого нужно иметь под рукой текст стихотворения, напечатанный на бумаге, но лучше не в книге, чтобы можно было делать различные пометки. Если же текст в книге — используйте простой карандаш, который затем можно стереть.

Сначала стихотворение лучше прочитать про себя — именно внутренним голосом мы лучше всего улавливаем текст. Параллельно можно подчеркивать карандашом непонятные слова, интересные выражения, зацепившие вас мысли. Не нужно сразу пытаться понять всю суть и посыл произведения — это лишь первое ознакомление.

Второе прочтение необходимо сделать уже вслух — без какого-то особенного выражения, своим обычным голосом. Паузы и смену интонаций делать только интуитивно.

А вот на третий раз можно прочитать стихотворение так, как вам кажется, оно должно звучать: интонационно, ритмически, по настроению, скорости и громкости.

Помните: поэзия — очень субъективная вещь, как и все виды литературы и искусства вообще, ваше прочтение не может быть правильным или неправильным, оно — только ваше, разные люди слышат, читают и понимают одно и то же стихотворение совершенно по-разному, в силу возраста, воспитания, образования, жизненного опыта и множества иных немаловажных факторов.

Можно прочитать произведение и четыре, и пять раз, если вы чувствуете, что это вам необходимо. После этого можно начинать непосредственно анализ по плану.

Также, от учеников может потребоваться найти художественные и выразительные средства, образы и приемы, которыми пользовался автор произведения.

Ведь именно использование средств художественной выразительности позволяет создавать по-настоящему великие стихотворения! Восприятие, истолкование, оценка и определение размера обычно завершают план анализа поэтического текста.

И, кстати стоит отметить, что многие ученики делают одну довольно распространённую ошибку, называя стихотворение стихом. Не стоит забывать, что стих — это всего лишь одна строчка стихотворения.

История создания произведения

Каждое стихотворение — это определенный период в жизни и творчестве поэта и отражение того времени, в которое он жил и писал. Вспомните саму личность автора, основные факты его биографии. Когда было написано стихотворение? Где именно? В какой стране, в каком городе? Какие исторические или личные события стали фоном для его создания? Чему оно посвящено?

Например, все знают, что знаменитое стихотворение «На смерть Поэта» было написано М. Ю. Лермонтовым сразу после смерти А. С. Пушкина, и явило собой болезненный, эмоциональный монолог раненой души.

Размер стиха

После изучения истории написания приступайте к исследованию стихотворной формы. В первую очередь, конечно, определяется размер стиха. Существует пять основных размеров (стоп):

  • хорей (два слога в стопе, ударение при этом ставится на каждом первом, например: бу-ря-мгло-ю-не-бо-кро-ет…);
  • ямб (два слога в стопе, ударение при этом на каждом втором, например: мой-дя-дя-са-мых-чест-ных-пра-вил…);
  • дактиль (три слога в стопе, ударение при этом на каждом первом, например: ту-чки-не-бес-ны-е-веч-ны-е-стран-ни-ки…);
  • амфибрахий (три слога в стопе, при этом ударение на каждом втором, например: на-се-ве-ре-ди-ком-сто-ит-о-ди-но-ко…);
  • анапест (три слога в стопе, при этом ударение на каждом третьем, например: о-вес-на-без-кон-ца-и-без-кра-ю…).

Безусловно, существуют и другие, более сложные стихотворные размеры, но они, как правило, не встречаются в стихах, предлагаемых школьникам и студентам для анализа.

Для определения размера берут самую первую стихотворную строку, впрочем, если вы возьмете вторую, пятую или десятую, результат будет тем же. Строку необходимо разделить косой чертой на интонационные слоги, а затем поставить ударения на тех слогах, которые выделяются при чтении. После этого становится виден вид стопы.

Рифмы

Если условно поделить стихотворение на четверостишия, можно выделить три основных вида рифмы:

  • параллельная, или последовательная (ААББ);
  • кольцевая, или обрамляющая (АББА);
  • перекрёстная, или «крест на крест» (АБАБ).

Однако не каждое стихотворение делится на четверостишия. Бывают строфы-двустишия, строфы-пятистишия, строфы-шестистишия, а знаменитая «пушкинская», или «онегинская» строфа и вовсе состоит аж из четырнадцати, и способ рифмовки там тоже особый.

Структура

Поэт может преследовать разные цели, разделяя свое стихотворение на строфы с разным количеством строк или оставляя его единым, сплошным текстом. Чаще всего, в анализе просто требуется указать, сколько строф в стихотворении и по сколько в них строк (например: 1-я и 4-я строфы — по 2 строки, 2-я и 3-я строфы — по 4 строки).

Литературные приёмы, художественно-выразительные средства

Для анализа обычно требуется указать название тропа, строку, в которой он используется, а также авторский замысел в использовании данного приема. Количество тропов доходит до нескольких сотен, но некоторые из них особенно известны и используются чаще других.

Сравнение — художественно-выразительное средство, знакомое с детства, когда два предмета, явления, события, человека, чувства сопоставляются друг с другом по какому-то признаку. Есть также особый вид сравнения — метафора, когда сравнение подается в завуалированной форме.

Например: «он нужен был толпе, как чаша для пиров» у Лермонтова — это сравнение. А «пара лебедей в золото волос моих ныряют» у Есенина — это метафора, причем двойная: руки сравниваются с лебедями, а рыжие волосы — с золотом.

Литота и гипербола — это преуменьшение и преувеличение каких-то свойств или явлений. Например, «мальчик с пальчик» и «мужичок с ноготок» — это литоты, а «напугать до смерти» и «сто лет не виделись» — это гиперболы.

Олицетворение — наделение неживого предмета человеческими чувствами и эмоциями. Например, «белеет парус одинокий»: парус, конечно, это всего лишь тканевое полотнище, оно не бывает одиноким, но в этом знаменитом стихотворении обретает свойственные человеку чувства.

Инверсия — изменение привычного и нейтрального порядка слов в строке. Например, «скоро получишь ответ ты» у Высоцкого в обычном, не инверсированном варианте, звучало бы как «скоро ты получишь ответ».

Эпитеты — устойчивые прилагательные или причастия, применяемые для обозначения признака предмета или свойства человека, например: добрый молодец и красна девица, белая березонька, ясно солнышко, синее море и др.

Оксюморон — сочетание явлений, которые обычно противопоставляются, например: «живой труп». Оксюмороном может быть и имя собственное: герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Лев Мышкин — отличный тому пример.

Аллегория, или иносказание — перенесение свойств одного человека или явления на что-то другое. Особенно часто аллегория используется в баснях и притчах. Например, практически все персонажи басен И. А. Крылова — аллегории на человеческие образы и человеческие пороки.

К тропам иногда относят синонимические, антонимические, омонимические выражения в тексте, а также неологизмы, диалектизмы, жаргонизмы, которые употреблены автором для создания определенного настроения или подражания какой-то эпохе.

Жанр и литературное направление

Изучив историю произведения в контексте эпохи и творческого пути автора, проведя анализ размера и рифмы, обозначив литературные приемы, можно довольно легко определить форму стихотворения, например:

  • сонет;
  • ода;
  • поэма;
  • баллада;
  • белый стих;
  • эпическая поэма;
  • элегия;
  • эпитафия;
  • эпиграмма и др.

В самую последнюю очередь определяется литературное направление: это могут быть знаменитые стихи «золотого века» поэзии — классицизм, романтизм или сентиментализм, или вычурные и изящные «серебряного века» — символизм, акмеизм, футуризм, а также многие другие.

Анализ содержания

Когда анализ формы закончен, необходимо приступать к самому сложному — к анализу содержания стихотворения. Для этого придётся ответить на следующие вопросы:

  • Какое значение имеет название произведения? Чаще всего, давая название, автор преследует определенные цели: хочет сразу задать тон, дать читателю какую-то ассоциацию. Заметьте: иногда поэт не дает стихотворению авторского названия, и тогда его принято называть по первой строке. Задумайтесь, почему так происходит?
  • От какого лица идет повествование? Это может быть первое лицо (я, поэт), второе (он, она, оно) или третье (ты, вы, читатель). Кто он — лирический герой? Это человек? Животное? Олицетворенный предмет? Время года? Чувство? Эмоция? Явление?
  • Каковы тема, идея и основная мысль произведения? Тема — это объект художественного взгляда автора. Например, природа. Идея — это проблематика, на которую он обращает внимание. Например, экологическое состояние лесов. Основная мысль (в театральной среде ее также называют сверхзадачей) — это то, к чему должен прийти читатель. Например, что лес надо беречь.
  • Есть ли в тексте незнакомые слова или выражения? Что они означают? Их лучше взять на карандаш при первом же прочтении, а потом найти в словарях их значение.
  • Каков общий тон стихотворения? Какими эмоциями оно пропитано? Что это — юмористическая зарисовка, описание природы, любовные переживания?
  • Каков его сюжет? О чём оно? Безусловно, часть стихотворений не может быть сюжетно пересказана, ведь мы не всегда можем пересказать какие-то абстракции, эмоции и чувства, но если это возможно — стоит обратить на это внимание.
  • Есть ли в тексте какие-то закономерности и повторения слов, фраз, идей? Если да, то какие цели преследует автор, используя этот приём?

Помимо разбора и анализа стихотворений, школьная программа также подразумевает и сочинения.

Они могу т быть на тему любви к женщине, глубокой любви к родине, любви и дружбы; о природе: осень, зима, первый снег; социальныой тематики: родина и народ, свобода и закон, поэт и поэзия, города и судьба народа, одиночество; по теме великой отечественной или гражданской войны, России, революции.

В любом случае, если вас мучает вопрос: «где можно найти анализ стихотворения на урок литературы» или вам срочно нужно скачать бесплатно и без регистрации сочинение реферат или ГДЗ, то вы на верном пути! Удачи вам и успехов в учёбе!

Субъективное мнение

Завершив анализ формы и содержания, необходимо сделать вывод и высказать собственное субъективное мнение. Отозвалось ли это стихотворение какими-то чувствами и эмоциями в вас лично? Перекликнулось ли с какими-то событиями вашей жизни? Понравилось ли? Поняли ли вы его глубинный смысл и согласны ли с авторским посылом?

Источник: https://yebanko.ru/analiz

План анализа стихотворения по литературе – структура и образец разбора

Как писать анализ стиха

Здесь пишется краткая историческая информация об авторе и дате написания, к какому литературному направлению относится творчество поэта. Например, поэт Фёдор Сологуб — символист. Литературные направления — модернизм, реализм, футуризм, символизм, акмеизм, романтизм.

Описываются события, предшествующие или подтолкнувшие к написанию либо последовавшие после написания и публикации, оставившие след в творчестве поэта. В стихотворении, написанном или посвящённом определённому лицу, указываются личность и мотивы, обстоятельства.

Описываются настроение и мысли, которые вызывает произведение.

Название, тема и идея

В названии важно раскрыть причины и смысл, объяснить, почему именно такое название выбрал автор. Правильно выбрать жанровое своеобразие стихотворения:

  • Баллада — драматическая песня;
  • Ода — торжественны стих, прославляющий человека или событие;
  • Элегия — печальное, грустное произведение, проникнутое философскими раздумьями;
  • Лирическое стихотворение — лирика. Может быть: пейзажная, гражданская, философская, интимная;
  • Послание — обращение к конкретному адресату;
  • Сонет — четырнадцать строк;
  • Сатира — высмеивание пороков людей и общества;
  • Басня — короткий рассказ в стихах;
  • Белый стих — стих без рифмы;
  • Романс — о любви;

Идейно-тематический разбор предполагает сформулировать и проанализировать общую идею стихотворения: какое настроение преобладает, какую главную мысль хотел донести автор и обозначить собственное понимание. Основываясь на своём видении, дать характеристику и раскрыть смысл, тематику произведения и его названия, если оно имеется.

Сюжет, композиция и разбор образов

Описывается сюжет, если он есть, описываются образы событий. Когда сюжет не выражен, то он передается через образы чувств. Выявляется основа содержания стихотворения. Проводится сравнительная характеристика главных героев.

В композиции описываются все строфы по порядку. , смысл, содержит ли последняя строфа вывод.

При лингвистическом анализе текста делается разбор по всем строфам, выявляя и разбирая образы (существительные).

Художественные средства

Какую лексику использует автор для создания художественных образов и присутствуют ли в тексте архаизмы (слова, вышедшие из употребления, которые бывают недоступны для понимания). Примеры:

«Слышу трепет крыл …

Бьёт в меня светящими очами

Ангел бури — Азраил!»

«Стерегите, злые звери,

Чтобы ангелам самим

Не поднять меня крылами ,

Не вскружить меня хвалами…»

«Я укрыт до времени в приделе,

Но растут великие крыла»

Другие худ. средства, которые стоит обозначить при анализе:

  • Синонимы (слова, имеющие сходный смысл). Пример: образец — пример, конструкция — структура, тональность — настроенность и т. д.
  • Антонимы (слова, которые можно противопоставить друг другу, являются одной и той же частью речи). Например: прогрессивный — регрессивный, абстрактный — конкретный, мир — война, анализировать — синтезировать.
  • Омонимы (слова, пишущиеся одинаково, но имеющие различный смысл). Пример: дипломат — это чемодан и дипломат — это должностное лицо внешнеполитического ведомства государства.
  • Профессионализмы (слова, наиболее часто распространённые у представителей той или иной профессии). Например: метеорология, азимут, атмосфера, гигрометр — слова, хорошо понятные для метеорологов.
  • Устаревшие слова (в современном языке заменённые другим словом). Пример: черевички — женские башмаки на каблучках с острым носом. В современном языке не употребляется.

Можно указать на глаголы, используемые в тексте либо на затрагивание времени: прошлое, настоящее, будущее.

Поэтическая рифма

Определить рифму, используемую в стихотворении. От того, куда падает ударение, происходит подразделение на следующие виды:

  • Мужская (ударение приходится на последний слог): С утра на полдень едет он, Дорога далека. Свет белый с четырёх сторон, А сверху — облака.
  • Женская (ударение падает на предпоследний слог): Весь мир уничтожен — Ни света, ни мрака — Обрывками кожи До первого знака.
  • Гипердактилическая (четырёхсложная рифма): Холод, тело тайно сковывающий, Холод, душу очаровывающий. От луны лучи протягиваются, К сердцу иглами притрагиваются .
  • Дактилическая (трёхсложная): К малышу сегодня в садике Приходили вновь солдатики.

Определить рифму на точность звучания. Рифма может быть:

  • Составная (два или более слова);
  • Усечённая: Свищет вполголоса арии, Блеском и шумом пьяна, — Здесь на ночном тротуаре, Вольная птица она! Детски балуется с локоном, Вьющимся дерзко к глазам, То вдруг наклонится к окнам, Смотрит на радужный хлам;
  • Бедная (рифмующиеся слова — в наибольшей степени распространённые, преимущественно однородной части речи, подобрать рифму к которым не составит труда): Твоих лучей небесной силою Вся жизнь моя озарена. Умру ли я, ты над могилою Гори, гори, моя звезда!
  • Богатая (характерно почти полное совпадение в рифмуемых словах): По станице тополи Гнутся на ветру. По станице топали Кони поутру;
  • Ассонансная (созвучие гласных звуков): Мне хочется домой, в огромность Квартиры, наводящей грусть. Войду, сниму пальто, опомнюсь, Огнями улиц озарюсь;
  • Йотированная (в рифмующем слове будет присутствовать «й»): Мы растём, развёртывая плечи, Завоёвываем воздух, радио, кино; Но — сквозь новый облик человечий Просквозит внезапно век иной;

Следом необходимо определить стихотворный размер:

  • Хорей (двухсложный стихотворный размер).
  • Ямб (слог долгий и короткий).
  • Дактиль (трёхсложный размер стиха).
  • Амфибрахий (трёхсложный стихотворный размер, ударение падает, преимущественно на второй слог).
  • Анапест (трёхсложный размер стиха, третий слог ударный, остальные — безударные).

Тропы и фигуры

Тропы — фразы и слова, используемые в образном и переносном значении.

К тропам могут относиться эпитет (определение предмета, придающее художественную окраску) или аллегория (скрытый смысл), сарказм (ирония в высшей степени, чаще всего высмеивание и принижение кого-либо) или ирония (добрая или горькая насмешка), олицетворение (присвоение неодушевлённым предметам признаков одушевлённых) или перифраз (замена одного слова описательным словосочетанием) и т. д.

Фигуры — обороты, применяемые автором для создания выразительности. Здесь можно отметить всяческие повторы как слов, так и союзов. Преднамеренное нарушение построения предложения. Отметить использование в тексте риторических вопросов или риторических восклицаний.

Вывод, собственное отношение к произведению

В выводе важно дать собственную характеристику анализируемому произведению. Можно соглашаться с автором или опровергать его мнение.

В школьной программе обучения в разных классах предъявляются различные требования к написанию комплексного анализа стихотворения, но в первую очередь личное эмоциональное восприятие и интерпретация. Почувствовать себя критиком будет захватывающе, находясь на обучении в любом классе. На каждом этапе своей жизни нужно уметь и учиться отстаивать собственное мнение.

Источник: https://nauka.club/literatura/plan-analiza-stikhotvoreniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.