Как писать стихи

Содержание

Как писать стихи? Как научиться писать стихи

Как писать стихи

Многие люди, особенно в юности, хотят писать стихи. Большинство из них пытаются что-то сочинить, но привлекательный результат получается не у всех. И в итоге настоящих, признанных поэтов не так уж и много. Может быть, не стоит и пытаться в таком случае? Тем не менее, число самодеятельных стихотворцев велико, и с каждым днём появляется всё больше новичков.

Все ли могут быть поэтами?

Трудно сказать, почему люди пишут стихи. Чаще всего ими движет стремление выразить свои эмоции по поводу окружающего мира: впечатляющий уголок природы, сердечные переживания, размышления об устройстве жизни – всё это становится темой для поэзии.

Не менее часто стихи пишутся как своеобразный отклик на события общественной жизни (в современности или в истории), которые взволновали автора.

В любом случае причиной написания стихов обычно является эмоциональное побуждение, а ритмические строчки становятся отзывом на события внешней или внутренней жизни.

Многие люди пробуют себя в стихосложении, и вы тоже можете творить, если чувствуете такое желание. Конечно, никто не даст гарантии, что вы станете хорошим поэтом, но и напрасным такой опыт не будет. Главное, вы поймёте, как писать.

Стих и строфа – уточняем значения

Если вы пробуете свои силы в поэзии, то совсем не лишним будет знать некоторые важные понятия, связанные со стихосложением.

Стих… У этого слова есть два значения. Первое: поэтическая речь, организованная в той или иной традиции (например, «пушкинский стих»). Второе: ритмично выстроенная строка стихотворного текста.

Неверно употреблять слово «стих» в значении «стихотворение», поскольку первое является составной частью второго или (в некоторых случаях) гораздо более широким понятием, чем одно произведение.

Объединение двух и более стихотворных строк (стихов) называется строфой.

Среди таких сочетаний различают двустишие, трёхстишие, четверостишие… и так далее, вплоть до десяти стихов.

Далее в статье будет объяснено ещё несколько важных понятий. Мы поняли, почему пишут стихи разные люди и чем это может быть полезно, а также разобрались в значениях слов, которые путают читатели и многие начинающие поэты. Дальше пойдёт речь о секретах написания хорошего стихотворения.

Первый шаг: с чего начать?

Если вы никогда раньше не занимались стихосложением, то разумнее всего начать с чтения поэтических произведений признанных авторов. Не обязательно сразу хвататься за классику, если она не очень вам по душе.

Начните с современных авторов, затем переходите на поэтов Серебряного века, а дальше можно усложнять свой читательский репертуар. Если пока не знаете, как начать писать стихи, то просто найдите и почитайте то, что найдёт отклик в вашей душе.

При этом очень возможно, что первые самостоятельные опусы у вас будут похожи на творчество тех поэтов, которые вам больше всего нравятся. Относитесь к этому как к первому этапу обучения и продолжайте сочинять, как получается.

Не секрет, что первые стихи многих впоследствии прославленных поэтов были подражательными. Но целеустремлённый человек сумеет развить свой талант и найти собственный стиль письма. Верьте в себя, пробуйте, экспериментируйте.

Но чтобы знать, в каком направлении двигаться, разберёмся в основных разновидностях поэтических произведений.

Поговорим о том, какой можно попробовать жанр. Для тонко чувствующих натур подойдёт лирическая и философская поэзия, а также баллады и стансы.

Тем, кто активно интересуется окружающей социальной жизнью, можно попробовать писать публицистические стихи.

Также заслуживает внимания пародийная, сатирическая и юмористическая поэзия – отдельные экземпляры этих жанров любимы читателями не меньше, чем серьёзные стихотворения.

Разновидности стихосложения

Избранный жанр и стиль подскажут, как писать. Стих в значении «способ выражения поэтической речи» слагается по определённым правилам. Перечислим виды поэтических произведений:

  • белый стих (отсутствует рифма, но чётко сохраняется размер и ритм);
  • акростих (манера письма, при которой первые буквы каждой строки образуют вместе слово, реже два или три);
  • смешанный стих (способ написания без сохранения одинакового размера на протяжении всего произведения);
  • стихи в прозе (нет рифмы и ритма, но особый выразительный стиль позволяет относить их к поэзии);
  • верлибр (непростой стиль, отличающийся особым построением строк, краткими и насыщенными образами и отсутствием рифмы).

Далее мы разберёмся в основных составляющих стихотворения: рифме, размере и ритме.

Как складывается рифма?

Итак, вы определились, какие поэтические стили и способы стихосложения хотите попробовать сами. Но мало одного желания заниматься поэзией, нужно знать, как. Писать стих – каждую строку вашего произведения – необходимо по определённым правилам.

Одним из важнейших пунктов является рифма – созвучное окончание двух и более слов. Как известно, в стихотворении такие слова помещаются на конец строчки. При этом рифмоваться могут соседние два стиха либо через один, реже два. У рифмы есть свои разновидности:

  • мужская (с ударением на последнем слоге);
  • женская (ударение падает на предпоследний слог);
  • дактилическая (с ударением на третьем от конца слоге стиха);
  • гипердактилическая (ударение на четвёртом слоге или ещё дальше).

Существуют и многие другие разновидности, но начинающему поэту можно пока ознакомиться с основными. Важно найти подходящую и оригинальную рифму, не похожую на «любовь – кровь» или «никогда – навсегда». А кроме того, выбранные для рифмы слова должны органично входить в текст стихотворения, создавая тот образ, который задумал передать поэт.

Если вы хотите знать, как правильно писать стихи, то ознакомьтесь также с понятиями поэтического размера и ритма.

Зачем нужны размер и ритм?

Размер стихотворения крайне важен, поскольку определяет звучание, мелодику, настроение произведения. Определить размер можно по сочетанию ударных и безударных слогов в 2-3 строчках поэтического произведения. Если вы думаете о том, как научиться писать стихи, то попробуйте проанализировать любимые произведения на предмет размерности и понять, как автор получил нужный эффект.

Двухсложные размеры:

Один ударный слог и один безударный. В ямбе ударение падает на второй слог, а в хорее на первый.

Трёхсложные размеры:

  • дактиль;
  • амфибрахий;
  • анапест.

Один слог ударный, а два других – безударные. Различие в том, на какой слог падает ударение: первый – дактиль, второй – амфибрахий, третий – анапест.

Поможет ли знание стихотворных размеров научиться, как правильно писать стихи? Само по себе – едва ли, однако заглянуть «внутрь» того или иного стихотворения всё же полезно. Такой анализ открывает то, что не заметно при обычном чтении, и позволяет научиться строить поэтический рисунок.

Ещё одним немаловажным фактором является ритм – цикличное чередование безударных слогов с ударными. Чтобы лучше почувствовать ритм, нужно прочесть написанное стихотворение вслух.

Мы многое узнали о поэзии, но ещё не до конца решили вопрос, как писать. Стих – это отдельная строка, из сочетания которых слагается стихотворение. Чтобы оно обладало не только формой, но и содержанием, нужно знать и уметь применять поэтические приёмы. Вот некоторые из них:

  • аллегория;
  • аллитерация (звукопись);
  • анафора;
  • антитеза (противопоставление);
  • восклицание;
  • гипербола;
  • градация (усиление);
  • инверсия;
  • ирония;
  • каламбур;
  • метафора;
  • метонимия;
  • обращение;
  • оксюморон;
  • олицетворение;
  • рефрен;
  • риторическое обращение или вопрос;
  • синекдоха;
  • умолчание;
  • эвфемизм;
  • эпитет;
  • эпифора.

Знание этих приёмов само по себе не подскажет, как научиться писать стихи. Но если привыкнуть находить художественные средства в чужих произведениях, то станет понятно, что можно применять в собственном творчестве.

Поэт или графоман?

Предположим, вы уже написали одно или несколько стихотворений. Как определить, насколько они хороши? Сделать это самостоятельно – непросто, ведь не рассудком, а в порыве вдохновения мы пишем стихи.

Сами при этом можем обожать каждую строчку собственного творчества, но вызовет ли оно такой же восторг у других? Способ это проверить один – дать почитать свои стихи другим людям.

Если смогли заинтересовать своим творчеством кого-то другого, значит, приблизились к пониманию, как писать хорошие стихи.

Основные признаки удачного стихотворения:

  • читатель ощущает то чувство, которое вложил автор, или видит описанную картину;
  • свежие, оригинальные рифмы, подходящие по смыслу и настроению;
  • соблюдается размер и ритм во всех строках;
  • отсутствуют речевые, стилистические и прочие ошибки (кроме случаев, когда это входит в творческий приём).

«Хочу стихи писать, что делать?». Ответ один – писать. А ещё читать, причём творения не только признанных мастеров, но и начинающих авторов. Практикуясь и анализируя чужие опусы, вы научитесь технике написания стихов и разовьёте способность отличать удачные строки от неудачных. Но будьте готовы к тому, что тренироваться в выработке своего стиля вам предстоит много лет, если не всю жизнь.

Источник: https://FB.ru/article/190900/kak-pisat-stihi-kak-nauchitsya-pisat-stihi

Как научиться писать стихи

Как писать стихи

Возможно, читать стихи сейчас не так популярно, как смотреть сериалы. Но мы верим, что остались еще истинные ценители поэзии.

Ты с удовольствием читаешь стихи Есенина, Пушкина, Фета, Рождественского и мечтаешь сочинить что-то хоть отдаленно похожее? Тогда скорее читай наши советы.

Упорство, тренировка и вот уже вместо унылого текстового поздравления с днем рождения ты пишешь подруге целое стихотворение!

Пиши только тогда, когда есть вдохновение

Творчество напрямую связано с твоим внутренним состоянием. Невозможно создать что-то хорошее, если у тебя нет подходящего настроения.

Ни в коем случае не заставляй себя, не загоняй в какие-то рамки, типа «напишу что-то завтра после уроков, потому что будет свободное время» или «сегодня вечером нужно пару строчек написать, а завтра уже побольше».

Поверь, ничего хорошего из этого не выйдет. Поэзия – это отражение твоих чувств и порыв души.

Если ты хоть иногда проявляла внимание на уроках литературы, ты должна вспомнить, что существуют разные типы рифм и размеры стихотворений. Но на первом этапе не советуем тебе забивать этим голову.

Для начала просто найди самые легкие рифмы, которые придут в голову, и запиши их. Потом с помощью этих слов попробуй составить несколько строк. Не обязательно, чтобы они содержали какой-то глубокий смысл, ведь ты только пробуешь.

На начальном этапе главное для тебя – научиться работать со словом.

Выбери темы, которые тебе интересны

У поэтов и писателей есть огромный простор для творчества. Можно писать абсолютно обо всем, что происходит в жизни, что нас окружает, что мы чувствуем. Поэтому очень важно найти именно то, что близко тебе. Обычно любимая девичья тема, конечно же, любовь.

Но если ты наслаждаешься пейзажами и любишь слушать шум моря, смело отражай ощущения от единения с природой в стихотворных строках. Если тебя волнует проблема поиска себя, пиши об этом. Просто прислушайся к внутреннему голосу и поймешь, чем хочешь поделиться с миром.

Ну… или только с самыми близким.

Если ты уже потренировалась рифмовать слова и составлять незамысловатые строки, стоит перейти к написанию конкретного стихотворения на определенную тему. Где ее взять? Из жизни, конечно.

И если в твоей жизни совсем ничегошеньки не происходит, надо срочно кардинально менять ситуацию! Пробуй новое, соглашайся на все-все-все даже самые сумасшедшие предложения друзей, а еще извлекай выгоду из плохого. Несчастная любовь? Замечательно! Это просто непаханое поле для творчества! Запиши все слова и фразы, которые у тебя на уме.

Если там не будет ни одной рифмованной пары – ничего страшного. Когда будет список с конкретными словами и фразами, на них уже и будешь ориентироваться: придумывать рифмы, определять очередность.

Не забывай использовать художественные приемы

Метафоры, эпитеты, антитезы, анафоры, аллитерации – это именно то, что делает стихотворение таким легким, сказочным и придает идеальное звучание.

Ведь в обычной жизни мы редко пользуемся подобными приемами. Чаще мы разговариваем очень просто и понятно. Поэзия же дает нам возможность окунуться в совсем иной мир, увидеть то, что было скрыто.

В общем, средства художественной выразительности – твои лучшие друзья.

Если ты уже определилась с основными темами, подобрала много рифм, написала десяток простеньких стихотворений без особого смысла и поняла, что это действительно тебе интересно и ты хочешь совершенствоваться – тебе пора переходить к подробному изучению этого ремесла.

Теперь важно окунуться в теорию и разобраться, какие же бывают рифмы, определить, какие ты использовала в своих первых «трудах» и какие ближе всего твоему сердцу. Также обязательно изучи все приемы, которые используют поэты.

Очень полезно всю эту теорию разбирать на конкретных примерах, то есть проводить подробный анализ известных произведений. Можешь даже позаниматься с репетитором, если тебе так легче.

Учись у профессионалов

Конечно, в любом деле необходим определенный пример, ты должна на кого-то равняться. К счастью, мы знаем огромное количество талантливых поэтов, у которых можно чему-то научиться.

Поэтому лучшей тренировкой в промежутках между написанием собственных стихов будет чтение произведений других авторов. Тебе очень повезло, ведь специально для тебя мы составили подборку лучших стихотворений талантливейших поэтов.

Все они совершенно разные, каждый по-своему видит и показывает мир. Ты обязательно найдешь того, кто близок твоему сердцу.

  • Роберт Рождественский. Его стихи о любви такие легкие, будто парящие. Но в тоже время затрагивают самые тонкие струны души. Огромное количество стихотворений Рождественского было использовано известными музыкантами в качестве текстов песен. Одну из них ты наверняка отлично знаешь. Алексей Воробьев добавил к стихотворению «Будь, пожалуйста, послабее» нежнейшую мелодию и подарил нам песню, которая завоевала сотни девичьих сердец. Другие стихи этого поэта ничуть не хуже, поверь!

«Люблю тебя»

…Ты в судьбе моей как весенний ветер,

Ты в любви моей вечное тепло.

Хорошо, что мы встретились на свете,

Но не знаю я, за что мне повезло…

Что еще почитать: «Хотя б во сне давай увидимся с тобой», «Человеку надо мало», «Все начинается с любви», «Любовь настала», «Песня, в которой ты», «Приходи и позови», «Как много лет во мне любовь спала», «Я в глазах твоих утону, можно».

  • Александр Пушкин. Конечно, строки из произведений этого великого русского поэта ты знаешь с самого детства. И, возможно, после мучений в школе и зубрежки десятка его стихотворений, у тебя остались не самые положительные эмоции. Забудь про школьные будни и перечитай эти шедевры вновь. Обещаем, Александр Сергеевич пополнит список твоих любимых поэтов!

«Я помню море пред грозою»

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Что еще почитать: «Я вас любил, любовь еще, быть может», «Не множеством картин старинных мастеров», «Редеет облаков летучая гряда», «Признание», «Красавица», «Когда б не смутное влеченье».

  • Джордж Байрон. Английский поэт-романтик. Вся его лирика просто насквозь пропитана чистой и всепоглощающей любовью к женщине. В своих стихотворениях Байрон использует множества метафор и сравнений, чтобы описать красоту и прелесть своей любимой. Если твой парень не поэт и не мастер красивых речей, то просто почитай Байрона и почувствуй себя королевой. Мы уверены, твой бойфренд думает точно так же, просто не может правильно сказать!

«Ты плачешь»

Ты плачешь — светятся слезой

Ресницы синих глаз.

Фиалка, полная росой,

Роняет свой алмаз…

Что еще почитать: «Она идет во всей красе», «Подражание Катуллу», «Сердолик», «К Мэри, при получении ее портрета», «Сонет к Дженевре».

  • Константин Бальмонт. Любовная лирика этого поэта обладает какой-то сказочной силой. Когда читаешь его стихотворения, ты слышишь все звуки, чувствуешь запахи и четко видишь все детали. Ты увидишь закат, сияние звезд, свет луны, услышишь плеск волн. Бальмонт идеально подойдет для чтения перед сном. После него тебе точно приснится идеальное место из твоих грез.

«Я люблю тебя»

Я люблю тебя больше, чем Море, и Небо, и Пение,

Я люблю тебя дольше, чем дней мне дано на земле.

Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаления,

Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах, ни во мгле…

Что еще почитать: «Минута», «Беатриче», «Люби», «Линии света», «Весна, весна», «Нет дня, чтоб я не думал о тебе».

  • Омар Хайям. Персидский поэт, стал широко известен благодаря своим рубаи (четверостишие; форма лирической поэзии, широко распространенная на Ближнем и Среднем Востоке). Все стихотворения, которые мы советуем тебе прочесть, состоят всего из четырех строчек. Но даже с помощью минимального количества слов Хайям умеет передать очень важные и глубокие мысли. Это, правда, не рубаи, но тоже очень известное стихотворение поэта.

«Я пришел к мудрецу и спросил у него»

Я пришел к мудрецу и спросил у него:

“Что такое любовь? Он сказал: “Ничего”

Но, я знаю, написано множество книг:

Вечность пишут одни, а другие – что миг…

То опалит огнем, то расплавит как снег,

Что такое любовь? “Это все человек!”

И тогда я взглянул ему прямо в лицо,

Как тебя мне понять? “Ничего или все?”

Он сказал улыбнувшись: “Ты сам дал ответ!:

“Ничего или все!”,- середины здесь нет!”

Что еще почитать: «Как больно за сердца, в которых нет огня», «Изначальней всего остального любовь», «Быть в плену у любви, сердце, сладко тебе», «Словно солнце, горит, не сгорая, любовь», «Когда к жизни Любовь меня в мир призвала».

  • Александр Блок. Один из крупнейших представителей русского символизма. В стихотворениях у Блока все продумано до мелочей. Наверняка ты помнишь «Незнакомку» из школьной программы. Как бы тебя не бесило то, что пришлось учить это огромное стихотворение, ты определенно должна признать, что написано оно очень талантливо. Ты ведь прямо-таки окунаешься в эту уютную вечернюю атмосферу. Вот и остальные произведения Блока заставят тебя прожить каждую эмоцию вместе с автором.

«О да, любовь вольна, как птица»

О да, любовь вольна, как птица,

Да, все равно — я твой!

Да, все равно мне будет сниться

Твой стан, твой огневой!

Что еще почитать: «Одной тебе, тебе одной», «Пусть я и жил, не любя», «Как день, светла, но непонятна», «Я и молод, и свеж, и влюблен», «Уже над морем вечереет», «Пора забыться полным счастья сном», «Незнакомка».

  • Уильям Шекспир. Еще один хорошо известный тебе автор. Мы точно знаем, что ты уже прочитала «Ромео и Джульетту» и влюбилась в эту трагедию. Ведь там такая сильная любовь, о которой мечтает каждая девочка. Сонеты Шекспира, конечно, немного поменьше, чем драматические произведения. Но зато их много. Поэтому ты точно найдешь что-то себе по душе.

«Сонет 106»

…В любой строке к своей прекрасной даме

Поэт мечтал тебя предугадать,

Но всю тебя не мог он передать,

Впиваясь в даль влюбленными глазами…

Что еще почитать: «Сонет 109», «Сонет 130», «Сонет 16», «Сонет 47».

  • Шарль Бодлер. Французский поэт, основоположник эстетики декаданса и символизма. Произведения этого автора отличаются от всего, о чем мы писали выше. В стихотворениях Бодлера ты не найдешь той романтики и сравнения женщины с прекрасными цветами и птицами. Его поэзия скорее окутана тайной и мраком. Женский образ и признания в любви могут показаться тебе немного странными. Но оторваться от стихов Бодлера просто невозможно!

«Глаза Берты»

Пусть взор презрительный не хочет восхвалить,

Дитя, твоих очей, струящих негу ночи;

О вы, волшебные, пленительные очи,

Спешите в сердце мне ваш сладкий мрак пролить…

Что еще почитать: «Тебя, как свод ночной, безумно я люблю», «Когда она идет, роняя блеск огней», «Признание», «Печаль луны», «Лебедь», «Гимн», «Что обещает ее лицо».

Источник: http://www.ellegirl.ru/articles/otkroy-v-sebe-poeta-kak-nauchitsya-pisat-stihi/

Как писать стихи. Возможно ли научиться писать стихи?

Как писать стихи

Как писать стихи, возможно ли развить свой поэтический дар и каким образом это сделать, существуют ли законы стихосложения или надо «писать под диктовку небес»?.. Мы продолжаем рубрику «В помощь начинающему автору». В прошлых статьях мы больше говорили о прозе и о писательстве в целом. Мы говорили о значимости словарей и пополнении словарного запаса (см.

тут), говорили о природе писательства (см. тут), даже ставили вопрос на обсуждения: «какие 3 составляющие необходимы писателю для достижения успеха» (см. здесь). Сейчас же пришло время поговорить о вершине литературы — о её величестве поэзии… Ирина Смирнова, наш постоянный автор рубрики, продолжает рассказывать о тонкостях поэтического мастерства…

И всё-таки как научиться писать стихи?..

Как научиться писать стихи

Стихотворение должно состоять из строк,

каждая из которых — стихотворение.
Ралф Уолдо Эмерсон

Там, где рождается стихотворение.
В течение десяти лет написания стихотворений, я была твёрдо убеждена, что есть только вдохновение. Муза и перо – это единственное, что я признавала, отказываясь перечитывать свои произведения и вносить поправки.

Стихи лились из меня, как поток света. Я ими дышала, я ими жила, я ими мыслила. Но вот теперь, перечитывая около тысячи (если не больше) маленьких рифмованных композиций, я начала понимать, что над ними ещё придётся очень долго и усиленно трудиться.

Искусство оттачивать слово – это не только нужно, но и крайне интересно. Как выбрать из веера разнообразных слов то, что надо? Как довести одну строку до совершенства, чтобы она оставалась в душе и влекла за собой? Как передать свои чувства и достучаться даже до самого глухого читателя?  Собственно, с этих простых вопросов и начался долгий путь в литературу.

Ритм и рифм. Или как писать стихи в рифму

Пожалуй, эти двое явно могут обречь на неудачу даже самое лучшее и пронзительное творение. Стихотворение – это песнь души, это естественный поток слов. Но если читателю приходится постоянно спотыкаться о неровности, то он перестанет следовать вашей мысли. Он начнёт озираться по сторонам и ожидать очередного бугорка, чтобы вовремя отступить.

Для того, чтобы этого не произошло, стоит иметь элементарное представление о системе стихосложения. Подробнее об этом мы говорим в других статьях. Вспомним лишь то, что самая подходящая система для нашего с вами языка – это силлабо-тоническая, которая держится на фиксированном чередовании ударных и безударных слогов.  Такие чередования возможны в пяти различных вариациях. Отсюда и названия:

  • хорей (ударный/безударный)
  • ямб (безударный/ударный)
  • дактиль (ударный/два безударных)
  • амфибрахий (безударный/ударный/безударный)
  • анапест (два безударных/ударный).

Бывают, конечно, различные нарушения, когда проскальзывают два ударных слога подряд (спондей) или два безударных (пиррихий).

Чаще всего нарушение ритма объясняется особым авторским желанием подчеркнуть волнение, тревогу и другие сильные чувства лирического героя. Но не стоит прикрывать этими благородными целями собственное невежество.

Когда мы имеем дело с текстом, в котором строки напоминают разбежавшихся утят, мы мгновенно разочаровываемся в авторе и уже не хотим продолжать с ним беседу.

Лирика – это гармония. Плавное и осмысленное сочетание слов, их безмятежное течение. Строки должны переливаться одна в другую, достигая самых высших сфер бытия.

К сожалению, безответственность молодых авторов распространяется и на подборку рифм. Кажется, что если ты зарифмовал слова «когда-никогда», то уже достиг высшей точки своего таланта.

Увы, нет ничего печальнее убогих и неумело подобранных рифм. Конечно, рифмы тоже имеют свои разновидности и способы чередования, но сейчас хочется сказать о другом.

Рифма – это то, на чём порой держится всё стихотворение.

Это те ключевые слова, которые наиболее запоминаются читателю.

Вы можете подобрать самые искусные метафоры, самые неожиданные оксюмороны и самые восхитительные сравнения, но стоит вам повторить в рифме или сделать малейшую оплошность в её звучании – всё.

Стихотворение испорчено, оно больше не будет переливаться всеми цветами радуги и манить волшебным звучанием. Оно потеряет свой голос и мгновенно станет тяжёлым и неуклюжим.

Конечно, речь идёт ещё о талантливых читателях. О тех, которые способны оценить красоту слога и стиля, которым не чужда сфера прекрасного. Быть читателем – это тоже талант, как не странно, ведь вся литература построена на сотрудничестве тех, кто пишет и кто читает.

Поэт же должен пробудить самые светлые ноты своего невидимого друга. Он должен так натянуть струны стихотворения, так ими перебирать, чтобы у читателя не осталось другого выбора, как поддаться общему очарованию.

Замечали ли вы, что некоторые стихи хочется неоднократно перечитывать, запоминать, иллюстрировать? Замечали ли вы, что звучание строк иной раз напоминает музыку, которая исходит изнутри слов? Не в этом ли высшее таинство поэзии?

Художественные средства. Или как правильно писать стихи

И вот мы подошли к тому, что именуют тропами. Да, средства художественной выразительности – это действительно тропы возвышенного мира, по которым гуляют наши уставшие от суеты души.

Пусть на небе светит луна. Вы захотели об этом написать. Но как привлечь читателя к тому, что он и без вас видит почти каждый вечер и каждую ночь? Давайте попробуем подобрать такие неожиданные ассоциации, которые подогреют воображение и заставят посмотреть на всё иначе.

Например: «Золотом дышит луна на чёрном пергаменте неба». Красиво? Хотите что-то более агрессивное и современное? Пусть  будет так: «Луна на небе кальяном дымится». Впечатляет? А можно продолжить эксперимент: «Крохотной капелькой лунного вина пролилась на небо медная луна».

Пусть каждый подберёт ту метафору, которая выразит его личные чувства. Главное, чтоб это было неожиданно и интересно. Пытайтесь отступать от банальности.

Банальность хороша в технической стороне: соблюдение языковых норм, правил орфографии и пунктуации… Но когда дело доходит до образов, то вся власть в ваших руках. Никаких ограничений! Однако не переусердствуйте.

Любое художественное средство должно быть на своём месте.

Ваша задача не только – удивить и покорить уникальностью образов, но и придать им всем глубокий внутренний смысл. Задайте себе несколько вопросов: «Что я хочу этим сказать? Чего я хочу достичь? Могу ли я себе объяснить, что такое «зелёное небо» или «кислое облако»?

Ясность и прозрачность

Из последнего следует ещё один фактор, о котором не надо забывать. Стихотворение должно быть понятным. Оно может иметь тысячу намёков, десятки иносказаний, но читатель, пусть и не сразу, обязательно должен вас понять. Ведь понять – это значит и запомнить.

Разве вы не этого хотите? Крик души – это хорошо, но тогда не претендуйте на звание народного любимца и не спрашивайте, почему вдруг вы не победили в каком-нибудь конкурсе, где вы должны были непременно победить! Вы можете ежедневно называть себя лучшим и мечтать о признании, но ваши стихи явно другого мнения об этом.

Один русский поэт Спиридон Дрожжин рассказывал о том, что все написанные стихи сначала читал своей неграмотной жене. Если она понимала, значит, — хорошо. Если нет, значит, надо было что-то дорабатывать, подбирать другие способы выражения мысли.

Безусловно, не стоит ориентироваться на крайне невежественного читателя, который не понимает даже собственных мыслей. Однако не стоит замахиваться исключительно на тех, кто способен открыть все двери разума.

Стихотворение должно быть уникально и становиться близко абсолютно всем (не в эмоциональном или содержательном плане, а точки зрения восприятия).  Пусть одни почувствуют или увидят больше, чем другие. Пусть кого-то зацепит всё стихотворение, а кого-то – лишь одна строка. Все мы разные. И нравится нам разное.

Но вот если из всех ваших читателей не находится ни один, кто смог бы проникнуть в ваш глубинный смысл, значит, проблема в вас, а не в том, кто сидит по обратную сторону книги. Задумайтесь об этом.

Подражание или новаторство?

Есть и ещё одна крайность: бегство к большинству. Попытка угодить всем. Особенно молодым и современным людям, которые и являются большей частью активной публики.

Однако стихотворение, хоть и должно отражать время, не должно уродоваться молодёжным сленгом, русифицированными версиями зарубежных словечек и прочей мишурой, которая превращает искусство в мусорную яму. Быть современным – это не значит деградировать со всеми.

Это значит, иметь представление о культуре настоящего времени и использовать только лучшие её достижения.

Наши дети никогда не выучат русский язык, если мы будем писать для них исключительно напыщенные тексты с постоянными сокращениями и лишённые всяких моральных устоев. Есть простая цепочка: стихотворение – искусство – красота – вечность.

Никто не предлагает использовать архаизмы и историзмы, а также соблюдать традиции стихосложения XVIII века.

Но всегда остаётся та золотая середина, которая не позволит современной поэзии оторваться от своего прошлого, нарушив этим связь преемственности.

Быть новатором – это не значит полностью отвергать опыт предыдущих поколений. Быть новатором – это опираться на бесценный клад прошлого, приумножая его новыми достижениями. Как-то так, друзья мои.

ББДП

Самоучитель, шпаргалки, книги, методические пособия и др. ДЛЯ тех, кто пишет стихи.

С ББДП (большая библиотека ДЛЯ писателей (поэтов и прозаиков)). Полный обучающий писательскому мастерству контент, с пожизненным обновлением:

СКАЧАТЬ БИБЛИОТЕКУ

Неологизм или ошибка?

Говорят, что все свои промахи и неудачно можно вполне грамотно объяснить другим и остаться правым.

Представьте, что вы употребили «наисильнее всех», но когда вам указали на явную грамматическую ошибку, вы не опустили руки и не пошли исправлять недочёт.

Напротив, вы попытались доказать, что нарушили законы русского языка для того, чтобы усилить впечатление. Использовали гиперболу, так сказать.

Так же обстоит дело с неологизмами. Люди сначала придумывают непонятные слова, а потом обвиняют других в несообразительности. Конечно, стать автором нового в языке слова – это крайне радужная перспектива, но к этому ещё надо прийти. Ради этого стоит ещё постараться.

Если же вам явно не хватает слова, то отложите стихотворение. Вы обязательно найдёте необходимую лексическую единицу. Со временем. Если вы заглянете в словарь русского языка, то увидите, как много вы ещё не знаете. Велосипед уже изобретён. Давайте же тратить время и силы на другое.

Например, на отшлифовку собственного мастерства.

Будем же честными с собой и забудем про щит из нелепых объяснений. Авторство не является надёжным объяснением грубых ошибок. Когда вы садитесь за перо (ручку или ноутбук), вы берёте на себя огромную ответственность. Вы не только выражаете самого себя, но и выражаете своё время, своё окружение.

Вы не только излагаете свои мысли и чувства, но и становитесь хранителем многовековой мудрости, культурных знаний. Невозможно быть поэтом наполовину. Невозможно думать о смысле, забывая о материальной оболочке. Помните, Достоевский говорил, что в человеке должно быть всё прекрасно? Так и здесь… Так давайте не кабы как писать стихи.

В крохотном литературном произведении должно быть безупречно всё, и только в этом случае оно станет достойным проявлением вашего таланта.

Друзья, писать стихи — это одно, а стать поэтом… Впрочем, читайте в этой статье…

Успехов вам, друзья!

С уважением, Liter-RM

Источник: http://liter-rm.ru/kak-pisat-stixi-vozmozhno-li-nauchitsya-pisat-stixi.html

Как научиться писать стихи: советы начинающим

Как писать стихи

Иногда в жизни наступает тот самый момент, когда хочется проявить себя в творчестве, выразить наболевшие мысли и эмоции. Тут-то и приходит на ум стихотворная форма. И вроде бы чувства переполняют, и есть что сказать, а стихотворение не клеится. В чем же причина? Как научиться писать стихи так, чтобы они звучали хорошо?

Первое, с чем вы должны определиться — это о чем писать.

Определитесь с темой

Темой вашего стихотворения может стать окружающая жизнь, какое-то событие, абстрактное понятие или чувство.

Когда вы только начинаете писать стихи, пишите о том, что знаете и о чем действительно можете рассказать. Вам может не хватить убедительности, если вы решите построить стихотворение на выдумке, и читатель сразу заподозрит вас в неискренности.

Запишите в столбик какие-то ключевые понятия, ряд ассоциаций к вашей теме, они помогут ее раскрыть. Например, к стихотворению о весне: «капель», «подснежники», «новая жизнь», «тепло», «расцвет».

Продумайте структуру будущего стиха, как в обыкновенном сочинении. Главную мысль будет эффективнее всего оставить для концовки стихотворения. 

Ознакомьтесь с основами стихосложения

Многие считают, будто поэзия — это свободное от каких-либо рамок искусство, а творить нужно, как сердце подскажет, однако это совсем не так.

Вдохновение — очень важная составляющая создания стихов, тем не менее, существуют определенные правила стихосложения, при несоблюдении которых ваша работа вряд ли удовлетворит вас и возможную аудиторию слушателей.

Какой стихотворный размер выбрать

В стихосложении есть такое важное понятие как стихотворный размер, или метр. Оно означает определенный порядок чередования гласных, ударных и безударных.

В русском языке их всего пять: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

Ямбом называется двусложная стопа, ударение в которой приходится на каждый четный слог:

Мороз и солнце; день чудесный! 
Еще ты дремлешь, друг прелестный

(А.С.Пушкин)Стопой называют повторяющиеся группы ударных и безударных слогов одной строки. Схематически стопу ямба можно представить так: (- !).Хорей — это двусложная стопа с ударением на каждый первый (нечетный) слог:

(! -)

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя.

(А.С. Пушкин)Дактиль, амфибрахий и анапест являются трехсложными стихотворными размерами. Ударение в дактиле падает на каждый первый слог, то есть долгими будут первый слог, четвертый, седьмой и т. д.:

(! – -)

Ранними летними росами выйдем мы в поле гулять.
Будем звенящими косами сочные травы срезать!

(А.А. Блок)Амфибрахий — трехсложная стопа в которой ударение падает на каждый второй слог: второй, пятый, восьмой, одиннадцатый и т. д.:

(- ! -)

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

(Н.А. Некрасов)Анапест — долгим слогом в этой стопе будет каждый третий: третий, шестой, девятый и т. д.:

(- – !)

Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик звенит,
А ямщик погоняет коней.

(Я.П. Полонский)

Выбрав один из этих размеров, вам следует научиться его придерживаться.

Если сложно соблюдать один размер на протяжении всего стиха, попробуйте, например, одну строчку написать в одном размере, а вторую в другом, самое главное — не нарушать ритмический рисунок стихотворения. 

Какую рифмовку выбрать

Говоря о том, как писать стихи, нельзя обойти стороной вопрос: а как же научиться стихи рифмовать?

К основным способам рифмовки относят смежную, кольцевую, перекрестную, холостую.

Смежной называют рифмовку, при которой первая строка рифмуется со второй, третья с четвертое и так далее. Схематично такая рифмовка выглядит как ААВВ:

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, –
Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
Тебе – половина, и мне – половина!

(А. Прокофьев)Кольцевая рифмовка — первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей:

(АВВА)

Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

(Ф.И. Тютчев)При перекрестном способе рифмовки первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой:

(АВАВ)

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

(Ф.И. Тютчев)Холостая рифмовка — вторая строка рифмуется с четвертой, а первая и третья строки не рифмуются между собой:

(АВСВ)

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

(А.Н. Плещеев)

Используйте художественно-поэтические средства

Дайте волю своему воображению — то, что в обычной разговорной речи не очень уместно, может быть позволено в поэзии. Насыщайте свое стихотворение интересными поэтичными образами, красочными описаниями.

Обратите внимание на подбор рифмы: избегайте банальностей в духе «любовь — вновь — кровь», «слезы — розы — морозы», и т. д. Глагольные рифмы в духе — «знать — летать» также считаются тривиальными.

Не забывайте про выразительные средства и стилистические приемы: метафоры, гиперболы, эпитеты и многие другие. Но не перестарайтесь и не перегрузите стихотворение.

Важно научиться не оставлять проходные строки, которые создаются, чтобы заполнить место и закончить рифму. Каждая строка должна иметь смысловую нагрузку.

Читайте много поэзии

Часто начинающие поэты не интересуются работами признанных авторов, лишая себя возможности не только найти вдохновение, но и поучиться у мастеров своего дела.

Не повторяйте эту ошибку и читайте как можно больше поэзии: наблюдайте за структурой и ритмикой стихотворений и запоминайте полезные детали.

Развивайте словарный запас

Чтобы научиться писать интересные и красивые стихи, выбирая неизбитые обороты, умело избегая шаблоны, и чтобы подбор рифмы никогда не был препятствием — вам необходимо быть как можно более красноречивыми.

Расширить лексикон поможет активное чтение, при чем не только поэзии, а в обязательном порядке и прозы.

Говоря о чтении, имеем в виду художественную литературу, лучше всего XX века — именно она является образцом для нашего времени.

Полезно будет учить наизусть стихотворения и отрывки из прозы, поработать со словарем синонимов, а также следить за своей собственной речью и стараться не употреблять одни и те же фразы в разговоре.

Пишите грамотно

Вы можете научиться писать замечательные стихотворение и по форме, и по содержанию, но допускать досадные ошибки в орфографии или пунктуации и свести на нет приятное впечатление для читателя.

Будьте грамотны в процессе написания и не забудьте окончательно отредактировать законченное произведение.

Чаще практикуйтесь

По началу ваши стихи не будут идеальными, но с практикой придет умение.

Пробуйте писать стихи на случайные темы: придумайте стихотворение о том, как прошел ваш день, напишите про ваш город, родственников, друзей, опишите в стихотворной форме любимую книгу, главное — пишите, пишите и еще раз пишите! Анализируйте написанное, вносите исправления, делайте выводы.

Не бойтесь критики

Слушать нелестные отзывы не очень приятно, но именно здоровая критика поможет вам расти над собой.

Вместо того, чтобы складывать свои стихи в стол, обязательно покажите их для начала кому-нибудь из близких.

А если есть возможность, отдайте написанное на суд более опытным критикам — возможно, в вашем окружении есть поэты или писатели, учителя-филологи или просто люди с хорошим литературным чутьем, которые смогут беспристрастно и как можно более объективно оценить ваш труд.

Такой взгляд со стороны поможет вам в дальнейшем провести работу над ошибками и научиться писать еще лучше.

Сочинение стихотворений — увлекательнейшее занятие, которое, однако, требует постоянного самосовершенствования и практики. Посвящайте этому делу побольше времени и прогресс не заставит себя ждать.

Источник: http://megapoisk.com/kak-nauchitsja-pisat-stihi-sovety-nachinajuschim

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.