Как побороть волнение перед выступлением

Содержание

Как побороть волнение перед выступлением на публике: таблетки, упражнения – Сайт о

Как побороть волнение перед выступлением

Люди в зале не видят, как вы себя чувствуете, он видят только как вы выглядите и ведете себя.

Первое публичное выступление у Дарлин Прайс состоялось, когда ей было 15 лет. Она рассказывала о книге «Большие надежды» (Чарльза Диккенса) в 10 классе на уроке по английскому языку, который вела миссис Уивер.

Она сильно нервничала и чувствовала, как дрожат ее руки, бьется сердце, трясутся коленки, вспотели ладони. Она стояла перед классом, и стоило ей посмотреть на своих одноклассников (33 человека), она замерла.

Время шло, слышались хихиканья. Миссис Уивер попросила 15-летнюю Прайс начинать выступление. Как только ее глаза встретились с глазами слушателей, все проявления нервозности исчезли, но не потому, что она стала спокойной, а потому что ослабела.

Через три десятка лет Прайс, автор и коуч по коммуникациям, автор книги «Хорошо сказано», президент компании «Well Said» (ведущая компания по обучению навыкам публичных коммуникаций), вспоминает, что едва могла стоять, когда тогда выступала».

Прайс говорит, что этот опыт в школе помог ей осознать, что для хорошего выступления не нужно избавляться от нервного напряжения, эмоций. Нужно управлять ими, чтобы эффективно общаться с аудиторией. Она также поняла, что то, что она осознала в десятом классе не является чем-то особенным.

Фактически, исследования показывают, что страх публичных выступлений стоит в топе списка человеческих страхов. «Процентное соотношение варьируется в разных исследованиях, но справедливо сказать, что большинство из нас нервничают перед публичным выступлением», — объясняет она.

«Как спикеры, мы часто боимся, что потерпим неудачу, растеряемся, нас буду критиковать, осуждать, сравнивать или отвергнут».

Физически мы нервничаем, беспокоимся, могут появиться такие симптомы: учащенное сердцебиение, тошнота, дрожащий голос, заикание, головная боль, головокружение, одышка, во рту пересыхает, начинаешь краснеть, коленки дрожат или можно даже упасть в обморок.

Но кроме угрожающего списка симптомов есть и хорошие новости. От того, что нервничаешь, не возникает негативных последствий. «Трюк состоит в том, чтобы не показывать эти проявления».

Слушатели не видят, как вы себя чувствуете. Они только видят, как вы выглядите и ведете себя. Поэтому стоит научиться выглядеть и вести себя спокойно, уверенно и невозмутимо.

Это именно то, что люди воспринимают и во что верят.

Подготовьтесь

«Изучите тему своего выступления заранее, тщательно подготовьте свою речь. Вы должны хорошо знать тему своей презентации», — советует Прайс. «Запомните правило шести «П»: тщательный Процесс Подготовки и Практика Предопределяют Превосходное Публичное выступление», — говорит она. «Прокрастинация приводит только к еще большему беспокойству».

Изучите место своего выступления

«Не ждите, пока выйдете на сцену. Может так оказаться, что баннер закрывает половину аудитории от вас или с техникой возникнут проблемы.

Или вдруг выяснится, что во время вашего выступления будут сервировать ужин», — говорит коуч по публичным выступлениям Иан Канлифф.

Изучите место своего выступления заранее, проверьте расписание и график выступлений, проверьте оборудование до начала мероприятия.

Практикуйтесь

Нет лучшего пути успокоить себя и быть уверенным в успешном выступлении, чем прорепитировать презентацию вслух, со слушателями, если возможно. «В идеале запишите эту репетицию и просмотрите», — говорит Прайс.

Визуализируйте свой успех

«Спортивные псхилоги доказали, что способности атлетов визуализировать свой успех повышают шансы на победу», — говорит Прайс. – «Перед вашим следующим выступлением прокрутите его мысленно. Представьте, как вы говорите с уверенностью, как слушатели позитивно реагируют».

Изучите своих слушателей

Соберите справки заранее, чтобы узнать, что люди надеятся услышать от вас, — говорит Канлифф. – «Стоит приехать пораньше и поговорить с несколькими участниками мероприятия об их ожиданиях. Таким образом, у вас будет инсайдерская информация и дружелюбные лица в аудитории, вы сможете фокусироваться на них во время своего выступления».

Прайс соглашается: «Разговор помогает успокоиться, создать связь с аудиторией, выступать для людей, а не просто на людях».

Практикуйте позитивное мышление

Замените негативные мысли аффирмациями. Не зря это слово происходит от латинского affirmare – «сделать устойчивым, укрепить», — говорит Прайс. – «Скажите себе: «Я энергичный спикер», «я полный энтузиазма и обаятельный», «Я подготовлен и уверен в себе».

Как однажды сказал Генри Форд: «Если вы думаете, что можете, или вы думаете, что не можете – вы правы в обоих случаях».

Делайте разминку и глубоко подышите выступлением

Найдите заранее место, где бы вы могли размяться или присесть пару раз. Или пройдитесь бодрым шагом по залу. «Это избавит тело от чрезмерного напряжения», – объясняет Прайс. – «В дополнение сделайте несколько глубоких вдохов. Вдыхайте медленно через нос, считая до трех, выдыхайте медленно через рот на четыре счета. Глубокое дыхание наполняет мозг кислородом».

Три правды о публике: помните об этом

  • Первая:Они верят, что вы эксперт, поэтому не говорите им, что это не так.
  • Вторая:Они хотят следовать за вами, значит, они на вашей стороне.
  • Третья:Они не знают, когда вы делаете ошибку, поэтому не говорите им об этом.

Выучите начало речи

В начале выступления часто происходит выброс адреналина. Заучите первые несколько первых предложений вступительной речи, чтобы во время выступления не думать об этом. «Это даст вам возможность начать уверенно и произвести соответсвующее впечатление вместо нервозности», — говорит Прайс.

Улыбайтесь

При искренней улыбке в мозг выделяются вещества, которые успокаивают нервы и создают ощущение, что все хорошо. Плюс это показывает публике, что вы рады их видеть и полны энтузиазма.

Удостоверьтесь, что вы не выглядите нервным

Спикеры, которые просматривают видеозапись своих выступлений, почти всегда говорят: «Надо же, я не выгляжу нервным, хотя ощущал себя именно так». «Помните, публика не видит, как вы себя чувствуете. Они только видят, как вы выглядете и ведете себя», — говорит Прайс.

https://www.youtube.com/watch?v=i3H41cuBHQA

Когда как спикер вы спокойно и уверенно выступаете (или хотя бы делаете вид, что вы так себя ощущаете), вы зарабатываете себе много очков: вам верят, вы нравитесь публике.

«Когда вы в состоянии совладать с нервами, взять микрофон и создать связь с публикой, вы повышаете во много раз свои карьерные возможности», — заключает Прайс.

Сценическое волнение. Какие методы преодоления волнения во время выступления на сцене наиболее действенные

Психология сцены. Как преодолеть волнение перед выступлением на сцене

Вы, наверное, удивитесь, узнав, что почти все люди (не менее 95%!), перед выходом на сцену, на публику, испытывают довольно сильные эмоции. Более того, приемлемый по накалу «страх» и волнение не портят выступление – это вполне адекватная, естественная и даже полезная реакция организма на предстоящее событие.

Например, легендарного музыканта Артура Рубинштейна страх сцены преследовал всю его творческую жизнь. Однако он находил в себе силы преодолевать волнение и производил ошеломляющее впечатление на публику своей виртуозностью.  А всемирно известная британская певица Адель Лори Блу Эдкинс признавалась, что только юмор и шутки помогают ей снимать панический страх перед выступлением.

Предвкушение ответственного, знаменательного момента, всегда наполняет человека определенными чувствами, ощущениями. И если они позитивного характера и не чрезмерной остроты – их скорее можно назвать волнительным энтузиазмом.

Выступающий становится собраннее, энергичнее, и, в результате, показывает себя более успешно, ярко, на максимуме своих умений.

Те, у кого этого предсценического воодушевления нет, праздничное волнение и связанное с ним некоторое беспокойство напрочь отсутствует, часто выступают если не «провально», то безлико или очень посредственно.

https://www..com/watch?v=i3H41cuBHQA

Как определить, что ваш страх перед выступлением слишком велик

Определить, что эмоции становятся неподконтрольными, а страх сцены зашкаливает, совсем не сложно по характерным симптомам. У юного артиста, особенно у начинающих конкурсантов, могут наблюдаться:

  • головная боль;
  • бледность лица;
  • невнятность речи;
  • изменение мимики;
  • дрожание конечностей;
  • колебание тембра голоса;
  • повышенное потовыделение;
  • зажатость или напряжение мышц;
  • учащенное сердцебиение вплоть до обморока.

Наличие этих основных симптомов, их острота при чрезмерной нервной возбудимости зависят от индивидуальных особенностей выступающего.

Причины страха.  Можно ли побороть волнение перед выступлением на сцене?

Чрезмерное волнение перед выходом на сцену, страх публичных и конкурсных выступлений, обусловлены двумя основными причинами: внешними и внутренними. К внешним относятся факторы, влияющие на юного исполнителя извне. К внутренним – те или иные особенности его восприятия окружающего мира и ощущение себя в нем.

Внешние причины

К внешним причинам можно отнести все, что оказывает на сознание и психику ребенка постоянное давление, укореняясь в его подсознании ощущением собственной несостоятельности. В этом виновны обычно люди из близкого круга юного дарования, которые являются для него большими авторитетами – родители, педагоги, друзья. Например:

  • одергивание, придирки, насмешки;
  • частые резко-критические замечания;
  • постоянное выражение недовольства;
  • чрезмерная строгость и требовательность;
  • или, наоборот, восхваление и превознесение не в меру его таланта.

Все это приводит к тому, что внушаемый ребенок, выступая на сцене, будет вкладывать всего себя не в демонстрацию своих истинных способностей, умений и навыков, а на то, чтобы «угодить» своим «доброжелателям», не подвести их чаяния, доказать свое превосходство. Думая и настраиваясь только на эти цели, юный исполнитель, вряд ли справится со своим волнением и не будет блистать на сцене. Впрочем, внешние причины сильно действуют не на всех.

Внутренние причины

Внутренние причины боязни и чрезмерного волнения перед публичными и конкурсными выступлениями сугубо индивидуальны и, в то же время, схожи между собой. У них фактически один корень. Это внутреннее несоответствие личности с окружающим обществом – оно воспринимается как нечто «чужое», враждебное, его нужно «завоевывать».

Особенно тяжело приходится перфекционистам – личностям, стремящимся к идеалу.

В предконцертном состоянии они предъявляют к себе повышенные требования и придают слишком большое значение мнению о себе со стороны зрителей, жюри, родителей и педагогов, которые «столько в него вложили!».

Ведь юному артисту приходится доказывать свою исключительность, идеальность, и если случаются ошибки, у него стремительно нарастает стойкая неуверенность в своей состоятельности.

Так же уязвимы и перехваленные, чрезмерно горделивые натуры, считающие, что быть «лучше всех» – это их призвание и дело чести. Страх возможного «провала» нередко вызывает у них боязнь серьезной сцены – нежелание выступать на конкурсах. 

Источник: https://mii-info.ru/zavisimosti/kak-poborot-volnenie-pered-vystupleniem-na-publike-tabletki-uprazhneniya.html

Оптимальное концертное состояние, или как побороть волнение перед выступлением на сцене – MUSIC ACADEMY

Как побороть волнение перед выступлением

Каждый, кто хоть раз выходил на сцену, испытывал волнение. Даже самые известные артисты перед выступлением немного нервничают.

Это означает то, что человек, выходящий на публику, беспокоится о том, как его воспримет общество, справится ли он с возложенными на него задачами. В этот момент его сердце трепещет, а душа вот-вот вырвется наружу.

Благодаря такому состоянию речь оратора становится более эмоциональной и насыщенной, а от будущего результата он ждет успеха и всеобщего признания.

В то же время необходимо разграничивать понятия «волнение» и «страх». Если выступление сопровождается страхом, это может принести только негативный результат. Он вызывает дрожь в голосе, порождает несвязную речь, сдерживает интеллектуальные порывы, забирает память. От него трясутся коленки и потеют ладони.

При этом страх, появляющийся до выступления, превращается в ужас после него. Потерпев фиаско, человек не может избавиться от этого неприятного чувства долгие годы.

Основные способы борьбы со страхом перед выступлением:

Преодолеть волнение перед выступлением на людях можно следующими способами:

1) Упражнения на развитие дыхания:

  • для мобилизации внутренних сил следует делать упражнения на задержку дыхания: на выдохе необходимо задержать дыхание и не вдыхать максимально долго, после чего сделать медленный и глубокий вдох

2) Упражнения на сосредоточение внимания (попробуйте расслабиться и сконцентрировать свое внимание на запахах. Потом следует постепенно переходить к восприятию своего тела, ощущениям внутри него. Далее нужно переходить к звукам. После этого переходите к окружающим объектам, фокусируясь на его характеристиках (форме, цвете, фактуре и т.д.).

3) Аутогенная тренировка или медитация (рекомендуется принять удобное положение и полностью расслабиться и попытаться абстрагироваться от лишних мыслей и ощущения времени). Особенно удачно делать ее в совокупности с дыхательными упражнениями (после них)

Кроме того, для того, чтобы почувствовать себя уверенно, психологи советуют улыбнуться и осветить своей улыбкой окружающих. Нужно осветить внутренним светом все, что находится вокруг.

Данные методы отлично справляются с чувством волнения, придавая выступающему внутреннее спокойствие и уверенность в себе и собственных силах.

Помните, волнение раззадоривает артиста и делает его настоящим, а страх может сковать движения, разум и душу.

Источник:

Боязнь сцены: страшная тайна классической музыки. Как справиться с волнением

Немногие исполнители признаются в этом, но боязнь сцены – серьезная проблема многих классических музыкантов.

Боязнь сцены похожа на безумие: появляется без предупреждения, как гром среди ясного неба. Именно так это случилось у шотландского пианиста Стивена Осборна, одного из самых грамотных и эмоциональных современных пианистов. Около десяти лет назад, во время исполнения 23го фортепианного концерта Моцарта, ему вдруг показалось, что он вот-вот забудет следующую ноту.

«Волнение охватывало меня все больше и больше, – вспоминает музыкант, – И хотя я ничего не забыл, ощущение было, как будто я тону, и вода уже прямо у меня под носом».

Осборн был так обеспокоен этим происшествием, что обратился за помощью к когнитивному психотерапевту.

«Он научил меня нескольким приемам, например, перед выступлением представлять, что я где-то в спокойном, безопасном месте, скажем, на цветочном луге. Это помогало, но я всегда понимал, что это ненадолго».

Затем, несколькими годами позже, во время исполнения первого фортепианного концерта Рахманинова случилась настоящая катастрофа.

«Это было как землетрясение, потому что на этот раз у меня на самом деле были провалы в памяти, и я понимал, что все выступление катится к чертям. Это было ужасно, и повторялось снова и снова. Мне стало казаться, что это конец моей карьеры.

Каждый раз перед выходом на сцену я думал «Как же я могу выходить и выступать, когда прекрасно знаю, что сейчас неминуемо случится?»

Осборн не единственный, кто подвержен этому страху. У многих музыкантов боязнь сцены проявляется такими пугающими симптомами, как тремор пальцев и учащенное сердцебиение.

Музыканты-классики больше других страдают от проявлений боязни сцены, так как для них точность и виртуозность превыше всего.

Допустишь ошибку в джаз-брейке, и это вряд ли заметят; допустишь ошибку в струнном квартете – и это заметят все.

Неудивительно, что большинство музыкантов скрывают свой страх публичных выступлений, но есть единицы, кто не боится говорить об этом открыто.

В своей автобиографии американская звезда оперы, сопрано Рене Флеминг упоминает о том, что самый страшный приступ боязни сцены случился у нее в 1998 году в Ла Скала, в Милане, когда зрители стали свистеть во время ее выступления в  главной роли в «Лукреции Борджиа» Доницетти. Она стала дрожать, и ее трясло еще несколько дней.  Долгие месяцы после этого происшествия каждый выход на сцену для нее был сущей пыткой.

Польско-американский пианист Леопольд  Годовский настолько сильно волновался на сцене, что играть в полную силу мог только в частном окружении. Другой пианист, Владимир Горовиц, пожалуй, больше других пострадал от боязни публичных выступлений. Однажды, проиграв битву с нервами, он на несколько лет прервал выступления.

https://www..com/watch?v=i3H41cuBHQA

Существует много способов справиться с этой проблемой, отнимающей столько сил у музыкантов. Один из них – самый распространенный и самый простой – прием препаратов, притупляющих волнение. В 2012 году исследование среди оркестров Германии показало, что почти треть музыкантов принимают седативные препараты или бета-блокаторы.

Однако, трудность заключается в том, что, притупляя нервное напряжение, лекарства также притупляют интенсивность чувств и творческое вдохновение, которые являются главными атрибутами успешного выступления.

Кроме того, они снимают симптом, но не причину, заявляет Аарон Виллиамон, возглавляющий Центр Исследований Публичных Выступлений в Королевском музыкальном колледже.

«В сущности, боязнь сцены состоит из двух главных компонентов – непроизвольная физиологическая реакция организма на стрессовую ситуацию, выражающаяся в сухости во рту, учащенном сердцебиении и т.п.

; и психологические аспекты, включающие в себя опасные мысли, например, о том, что выступление непременно потерпит фиаско. От физиологических симптомов можно легко избавиться при помощи физических упражнений, которые понижают уровень гормонов стресса, таких, как кортизол.

При психологических аспектах очень эффективна когнитивная психотерапия. Она заключается в том, что необходимо помочь музыканту относиться к выступлению более рационально. Например, вместо того, чтобы считать публику своим врагом, и думать, что представление может быть либо идеальным, либо отвратительным, нужно смириться с тем, что ошибки неизбежны, а зрители всегда на стороне исполнителя».

Стивен Осборн относится к волнению перед выступлением так же, как он относится к музыкальному произведению – как к сложной и интересной задаче, которую ему предстоит решить. Он никогда не принимал каких-либо препаратов и скептически относится к благоприятному воздействию когнитивной психотерапии.

 «Это методы спортивной психологии: избавься от волнения и добьешься наилучших результатов, – считает он, – Но я думаю, это неприменимо к музыке. Нельзя закрывать глаза на тот факт, что музыка – это воплощенное переживание: при помощи своего тела ты делаешь эмоциональные переживания живыми и реальными для слушателей.

Если ты отгораживаешься от части своего сознания, это значит, что эмоции во всем своем многообразии уже не будут доступны для тебя». Осборн, напротив, придерживается мнения, которое кажется абсолютно противоположным: он относится к боязни сцены, как к «другу», которого нужно почитать.

«Не нужно бороться с волнениемнужно уметь извлекать из него выгоду».

Очень похоже, что Осборн придерживается старого романтического суждения о том, что «художник должен страдать». «Нет, вовсе нет, – возражает музыкант, – на самом деле, лучше всего я играю тогда, когда меньше всего волнуюсь».

Итак, мы пришли к парадоксальной мысли о том, что боязнь сцены – это хорошо, но только тогда, когда вы не волнуетесь… Однако, Осборн вскоре дает нам путеводную нить, которая выведет нас из этого лабиринта.

Он рассказывает о том, что несколько лет назад прочитал в газете статью о «самоосознавании», которое заключается в том, чтобы сконцентрировать свое внимания на том, что происходит в данный момент, нежели постоянно сожалеть о прошлом или строить планы на будущее.

«Мне понравилась эта идея, – продолжает пианист, – и я окончил двухмесячный курс. Что мне нравится в теории самоосознавания, так это то, что ты перестаешь  пытаться что-то изменить. Если ты понимаешь, что твое сознание где-то блуждает, смирись с этим и просто наблюдай за своими мыслями.

Мы всегда недовольны тем, как разворачиваются события сами по себе, мы всегда пытаемся сделать их другими. Я особенно замечаю это, когда занимаюсь на фортепиано. Удивительно, сколько разрушительной агрессии ты можешь принять от самого себя, когда что-то происходит не так, как ты этого хочешь.

Это в высшей степени непродуктивно».

Эта теория помогает Стивену Осборну справляться со сложными музыкальными произведениями.

«Так было, когда я готовился к записи «Диверсий» Бриттена – это концерт для левой руки с оркестром, – вспоминает Осборн, – До дня записи оставался всего месяц, а мне по-прежнему никак не давались два пассажа. Я был просто взвинчен, ужасно злился на себя.

Затем однажды я вдруг подумал: «Куда меня приведет вся эта негативная энергия? Да, эти места получаются неидеально, ну и что. Я же не операцию на мозге делаю, никто не умрет». И я отпустил ситуацию.  Забавно, что через несколько дней обе проблемы были решены».

В конечном счете, оказалось, что все эти новомодные философии сводятся к простой старой истине: нужно принимать мир и себя таким, как есть.

«Да, это значит, что не нужно тратить столько энергии, чтобы избавиться от чего-то. Волнение и боязнь сцены – это, по сути, игра против себя.  Куда более эффективно находиться в хороших отношениях со всеми проявлениями своей личности».

Иван Хьюит (IvanHewett)

статья из журнала «Телеграф» («TheTelegraph») от 26. 06. 2014

Оригинал статьи http://www.telegraph.co.uk/culture/music/classicalmusic/10920925/Stage-fright-classical-musics-dark-secret.html

Перевод Адели Рахматулиной

Источник:

Как помочь ребёнку побороть боязнь сцены?

Если Вы не хотите, чтобы Ваш ребёнок стал неудачником или всю жизнь был безработным, начинайте подготавливать своего малыша к публичной жизни с садика.

Ведь именно с выступления на утренниках и начинается будущая жизнь ребёнка.

Многие родители сталкиваются с той проблемой, когда их малыш, выучив наизусть стихотворение и рассказав его хорошо дома, на утреннике перед чужими людьми забывает строки, теряется и начинает плакать. Эта проблема актуальна.

Подобные выступления вызывают улыбки взрослых, но для детей – это самый настоящий стресс, который может отразиться на будущей жизни ребёнка. Если у ребёнка произошло неудачное выступление, тогда он замыкается в себе, не хочет проявлять инициативу, не желает быть главным.

Источник: https://shademark.ru/solfedzhio/optimalnoe-kontsertnoe-sostoyanie-ili-kak-poborot-volnenie-pered-vystupleniem-na-stsene.html

12 приемов, которые помогут убрать волнение перед выступлением на публике

Как побороть волнение перед выступлением

«Как перестать бояться публичных выступлений?» — вопрос актуальный для людей всех возрастов и профессий. Впервые мы сталкиваемся с необходимостью выступить перед серьезной публикой уже в институте или на работе.

И если в школе выступления перед одноклассниками доставляли вам дискомфорт, и вы ловили себя на мысли – «я боюсь это делать», то задания по работе, где необходимо донести определённую информацию перед профессионалами, скорее всего, приводят вас в ужас.

Но вся эта боязнь публичных выступлений есть только у нас в голове, поэтому от неё можно легко избавиться, предварительно разъяснив для себя как она возникает и какие способы преодоления существуют.

Почему мы боимся публичных выступлений

Волнение перед выступлением на сцене бывает разным, но ощущаем мы одинаковое состояние, которое крайне тяжело побороть: руки и коленки трясутся, пересыхает во рту, голос звучит как будто со стороны, зрители превращаются в одну пугающую массу. Чтобы понять, почему страх так управляет нами и как можно с ним справиться, выясним его причины.

Возможно, самая первая и недооцененная причина, провоцирующая страх публичных выступлений, зарождается еще в детстве. Когда маленький ребенок впервые громко заговорит в публичном месте, то родитель заставит его замолчать. В последующем это и будет объяснением того, почему у человека возникает фобия громко излагать мысли перед аудиторией.

Когда голос зажимается, то это приводит к волнению, и в итоге к страху. Добавить масло в огонь, конечно же, не забудут и школьные учителя, принижающие способности, и одноклассники, которые могут задеть чувства не подумав о последствиях. Эти моменты – причины социальных фобий, в том числе провоцирующих страх публичных выступлений.

Вторая причина, из-за которой бесстрашная публичная речь обходит нас стороной, относится к психологической составляющей страха. Раньше страх был синонимом слова опасность. Почувствовал холод – попытался быстрее согреться, подошел к краю пропасти – испугался высоты и отошел.

Под действием каждодневных стрессов: работы, учебы, экономических и политических изменений в обществе, инстинкт самосохранения претерпел изменений. Вследствие чего волноваться мы начинаем в неоправданных ситуациях, в том числе и перед выступлением на сцене.

Причины, пробуждающие в нас этот страх следующие:

  • Боязнь людей как таковых из-за низкой социальной активности.
  • Боязнь сказать глупость или оговориться.
  • Постоянное накручивание себе той мысли, что слушатели негативно настроены по отношению к вам, и будут пристально оценивать выступление.

Еще одна причина не владение информацией необходимой для выступления. И последняя – агорафобия или боязнь толпы. В отличие от боязни людей, о которой написано выше, этот страх глубже, и люди даже не осознают, что боятся именно большого скопления людей и страдают таким видом фобии.

Почему не стоит бояться выступать на сцене

Разобравшись в источниках формирования фобии к сценическим выступлениям, нужно в первую очередь убедить самого себя в том, что этого страха нет, что мы зря начинаем волноваться.

Главный момент на пути преодоления страха, который нужно осознать и прочувствовать – публичное выступление – это возможность проявить себя с лучшей стороны и оценить свои навыки работы с аудиторией. Это важно, поскольку каждый день, на работе или учебе мы общаемся с людьми, и когда нам приносит это дискомфорт, у нас падает производительность, ухудшается настроение и т. д.

Бесстрашная публичная речь — ключ к вашей уверенности в себе. Тренируя навыки с помощью изложения информации перед другими людьми, вы доводите действия до автоматического выполнения, и со временем перестанете чувствовать дискомфорт при общении с людьми. Резюмируем полезные аспекты, которые можно получить от выступлений на сцене:

  • Опыт общения с большой аудиторией, который поможет развить коммуникативные навыки.
  • В процессе подготовки, вы углубите свои знания, связанные с темой выступления.
  • На рабочих конференциях или студенческих саммитах вашу речь заметят влиятельные деятели, что может оказать вам услугу в будущем.
  • При правильной подготовке к докладам, в скором времени ваша речь станет более грамотной.

Как побороть страх сцены

Вы можете убедить себя в том, что публичные выступления полезны, и ваша фобия частично отступит, но страх никуда не денется. Не нужно с ним бороться, он должен быть, чтобы публика получила от вас отдачу.

Другой вопрос, что страх нужно контролировать и знать верные пути его преодоления. Ведь если вы будете сильно нервничать, то это испортит доклад.

Рассмотрим советы, которые помогут вам управлять своей боязнью к выступлениям:

  • Уделите должное время подготовке к выступлению. Вы должны понимать, что говорите, т. е. ни в коем случае не доводите знание текста до автоматизма, поскольку автоматически в случае стресса вы его забудете. Досконально изучите тему выступления, проникнитесь сутью для более глубокого понимания. Помимо того, что говорить, вы должны четко знать, как это говорить. И не нужно думать, что этот аспект никто не прорабатывает. Наоборот, чем больше, человеку приходится выступать на публике, тем больше он понимает насколько важно прорепетировать каждый шаг, чтобы чувствовать уверенность на сцене. Условное правило: 1 минута выступления равна часу работы.
  • Бесстрашная публичная речь должна идти в умеренном темпе, чтобы дыхание оставалось ровным. Если будете тараторить, зрители подумают, что вы не заинтересованы темой, и хотите, как можно скорее избавиться от дискомфортного выступления. Согласные и гласные звуки произносите четко, без проглатывания. Важно избавить речь от слов паразитов, особенно тех, которые проскальзывают в паузы. Оставьте паузы как будто так и было задумано, иначе создастся впечатление, что вы что-то забыли.
  • Вы должны заранее знать перед какой аудиторией выступаете. Какая информация их заинтересует, что они ожидают от этого выступления – учитывайте это при подготовке, чтобы зрители были вовлечены в процесс. Любую тему можно осветить с разных сторон, и вам нужно выбрать именно ту, которая будет актуальна для аудитории. Заранее попросите у организаторов мероприятия списки гостей, изучите в каких сферах деятельности они работают, свяжите свою тему с их работой, сформируйте основные тезисы выступления.
  • Для создания комфортной атмосферы для себя и для аудитории, задайте перед началом выступления диалог. Поговорите с присутствующими на отвлеченные темы. Почувствовав, что контакт установлен, вы можете плавно переходить к презентации информации. Так вы перестанете волноваться, и зрители будут чувствовать себя раскованно.
  • Поменяйте менталитет и задайте себе вопрос: «Для чего я сейчас стою на сцене?». Когда внимание обращено на себя т. е. думаете о том, как выглядите, как звучит ваш голос и т. д., вы начинаете волноваться. Если ловите себя на таких мыслях, то подумаете, вы здесь чтобы показать себя или же, чтобы преподнести полезную для аудитории информацию? Такая установка поможет справиться с беспочвенной фобией.

Как успокоиться и держаться уверенным во время выступления

Если применять вышеперечисленные советы слишком поздно – выступление уже на носу, а фобия не дает вам покоя, и вы не можете от неё избавиться, то воспользуйтесь следующими приемами:

  • Расслабьтесь. Когда организм напряжен невольно хочется сжаться и не быть в центре внимания. Расслабьте тело, чтобы не подкреплять психологический дискомфорт физическим напряжением.
  • Ваша поза на сцене должна быть уверенной: обе ноги стоят на земле, руки не в закрытой позе, спина прямая. Опорную ногу поставьте вперед для устойчивости. Это позволит кровообращению лучше циркулировать, доставлять в клетки мозга больше кислорода, вы станете меньше волноваться.
  • Важно нормализовать дыхание, чтобы организм не был в стрессе. Для этого сделайте вдох, досчитайте до 4-х, затем резко выдохните. Повторите 10 раз.
  • Если вы чувствуете, что голос срывается от волнения, заранее сделайте речевую гимнастику. Рассказывайте выступление не открывая рта. Проговаривайте буквы как можно четче и выразительнее. Такое упражнение расслабит мышцы лица и гортани и поможет справиться с волнением. Возьмите с собой воду, иначе в неподходящий момент вы лишитесь голоса и придется вынуждено прервать выступление.
  • Если бесстрашная публичная речь ни с того ни с сего сопровождается дрожью в коленях, то попробуйте мысленно направить на них внимание. Или обманите мозг, и осознанно заставьте коленки дрожать. После этого дрожь часто прекращается.
  • Смотрите в глаза слушателям, чтобы поддерживать с ними контакт. Так вы покажите, что выступление направлено на их интерес и отдачу.
  • Если вы сделали ошибку, верным решением будет не акцентировать на ней внимание, и продолжать выступление. Помимо задачи преподнести информацию, важно уметь концентрировать внимание на главном. Поэтому если вы лаконично опустите допущенную погрешность, никто из слушателей её даже не заметит.

Рекомендации из данной статьи помогут побороть страх, и бесстрашная публичная речь станет постоянным спутником выступлений на сцене. Вы никогда не скажите – «я боюсь выступать на сцене, я не смогу с этим справиться». Впервые почувствовав себя уверенным перед публикой, вы поймете, что и в жизни стали намного раскрепощеннее, а фобия, преследующая вас, отступила.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/eloquence/performance/kak-ne-volnovatsya-pered-vystupleniem.html

Как побороть волнение перед выступлением? | ЛюмиБлог

Как побороть волнение перед выступлением

Потные ладони, трясущиеся руки и пустота в голове — знакомые симптомы перед выступлением? Тогда эта статья для тебя.

Более того, даже если ты уже успешный оратор, то все равно найдешь здесь полезные советы и поддержку, которые позволят лучше ощущать себя в этой роли. 

Прежде чем сказать, как справиться с волнением перед выступлением, копнем еще глубже.

Почему мы боимся публичных выступлений?

Практически все испытывают перед выступлением на публике большое волнение. Исключение составляют те, кто имеет большой опыт в этом деле. Но даже среди всемирно известных личностей, казалось бы, привыкших к миллионам глаз, находятся те, кто так до конца и не научился справляться с волнением. Такие каждый раз переживают, если не как в первый раз, но тоже довольно прилично. 

Реальность такова, что более 95% людей, выходящих на сцену, испытывают сильнейшие эмоции. Я же считаю, что порядка 99%. Просто не все сознаются или осознают свои эмоции. Так что в следующий раз, выходя на сцену, знай — ты не один! Да, с тобой еще подавляющее большинство людей, которым так же страшно, а может и сильнее. 

Эволюционные причины страха

А чтобы понять, откуда страх, надо, как ни странно, вернуться в далекое-далекое прошлое. Нет, не в то время, когда ты был на год младше, а во времена первых homo sapiens, жившими сообществами, в которых наибольшие шансы на выживание и размножение имели особи с наибольшим авторитетом. 

Веса в их общине добивались такие “хомо”, которые на публике показывали себя с наилучшей стороны. Ну а те же, кто оплошал на виду у всех, испытывали реальные проблемы с дальнейшей жизнью: начиная от понижения в иерархии и заканчивая изгнанием.  

Тогда, конечно, не было докладов, презентаций, сцен и трибун. Но были иные ситуации, в ходе которых наши предки заслуживали одобрение или порицание своих соплеменников. Получали признание или презрение. Вызывали восторженный рев или плевки. Ну, ты понимаешь.

А многое ли изменилось с тех времен?

Внешние причины страха

Да, страх публичного выхода на сцену отчасти заложен в нас генетически. Но, вдобавок на него накладывается волнение из-за ожиданий других людей. 

Знакомая ситуация, когда ты отвечаешь на вопрос учителя, случайно оговариваешься, и весь класс смеётся? И что бы ты дальше ни говорил, всерьёз тебя уже никто не воспринимает. Или ты что-то увлечённо рассказываешь маме, а она тебя перебивает со словами: «Не сутулься!» Классика же!

В таких обыденных ситуациях мы зарабатываем ворох комплексов, из-за которых наш страх перед публичным выступлением превращается в кошмар: а что, если я забуду текст, а что, если я поскользнусь и упаду.

Внутренние причины страха

Или, может быть, ты — перфекционист? И тогда твоё восприятие выхода на сцену искажено собственными нереалистичными ожиданиями, что вкупе с завышенной самооценкой любой недочёт превращает в провал. 

“Так если это генетически заложено, разве можно что-то сделать?” — спросит наш вдумчивый читатель. Можно. Но стоит ли? 

Почему стоит бояться выступать на сцене

Нет, это не опечатка в заголовке. Страх мобилизует организм, бодрит нервную систему и помогает быть более сосредоточенным на задаче. 

Но это касается только контролируемого страха. Не того, при котором ты не можешь толком шевелиться; не того, который целиком и полностью поглощает твою волю и разум. Как сказал один великий тренер: “Страх — как огонь. Если ты его контролируешь — он тебя согреет. Если нет — он тебя сожжет”. 

Когда страх начинает выходить из-под контроля? Как определить тот уровень, за который нужно не дать ему выскользнуть? 

Как только эмоция начинает мешать эффективности выполнения задачи — это сигнал к тому, что пора брать ее под уздцы. 

Страх сковывает. Из-за страха забываешь обо всем. Страх может заставить отказаться от выполнения задуманного. Но страх, как и огонь, может и согреть. Так как справиться с волнением перед выступлением?

Как успокоиться непосредственно перед выступлением: делаем через “физику” 

Есть множество весьма разных методик. Первый их тип — это нацеленные на воздействие на психику через физические проявления.

  • Не прямо перед выходом, а минут за 40, поделай физические упражнения. Типа разминки перед тренировкой. Но не переусердствуй. И сильно не потей. Успеешь еще на сцене (шутка).
  • Медленные глубокие вдохи с закрытыми глазами помогают успокоиться.

Сконцентрируйся на каждом акте своего дыхания. Прислушайся и почувствуй, как воздух медленно поступает в твои легкие через носовую полость и, застыв там на мгновение, начинает медленно выходить через рот. Ощути себя наблюдателем и сосредоточься на физических ощущениях. Постарайся выбросить из головы все остальные мысли, в том числе и об этом чертовом выступлении. 

  • Когда настало время шагать к зрителям и слушателям, сделай несколько резких выдохов через нос вплоть до покраснения лица (не забудь только высморкаться перед этим). Это быстро поднимает уровень внутричерепного давления и вызывает охранительное ментальное торможение. Проявляется оно в том, что мозг ограничит всякие лишние раздумья. Например о том, что у тебя все может пойти не так и это увидит весь мир, после чего придется покинуть эту планету.

Как успокоиться непосредственно перед выступлением: делаем через психику

Другая категория способов — это работа с ментальным, психическим. 

  • Например, психологически легче проявлять себя перед людьми, чем-то тебе обязанными. “Но ведь там таких не будет” — скажешь ты. Ну а фантазия на что? Представь себе, что каждый человек в собравшейся аудитории должен тебе денег и уже несколько просрочил выплату. Да они должны стоя аплодировать на каждое твое движение бровями! А ты им еще дельное показать или рассказать пытаешься! 
  • Второе, что можно сделать, чтобы снять напряжение — прогнать свое выступление и его положительные результаты заранее, непосредственно до начала. Представь себе позитивный сценарий, детально воображая, как и что ты говоришь, как на это радуется аудитория, как ты спокойно и уверенно держишь себя; какие возгласы и вопросы слушаешь, на которые блестяще отвечаешь и под овации уходишь со сцены. Тут фишка в том, что мозгу, как ни странно, все равно, происходит ли что-то в жизни или только в фантазии. Он готов со всей серьезностью и ответственностью воспринимать как сон, так и реальность. Так дай ему ту картинку, которая принесет умиротворение и покой, позволив тебе заняться подготовкой к выступлению, а не сотым по счету перетиранием своих страхов. 
  • Есть и обратный способ. Представь, что все пошло наиболее худшим образом. Вообрази самые ужасные последствия и прими их, как будто все действительно уже случилось. Сделал? Ну а теперь бояться нечего, все худшее уже позади, и ты это успешно пережил. Так что вперед!
  • Прямо перед выходом на арену действий прими себя, свой страх — все это нормально. Оставь для себя возможность сделать что-то не так, ошибиться. Ты имеешь на это право. 
  • Постарайся увидеть свое выступление не как что-то пугающее и плохое, чего надо бояться и стараться отложить, а как ступень к успеху и триумфу. Ты достаточно силен, уверен и умен для этого, ничуть не хуже других. А если это будущий успех и триумф, то как-то странно быть в удрученном состоянии перед ним, взбодрись!
  • Ну и старайся перед выступлением общаться с людьми, которые вселяют уверенность и настраивают на позитивный лад. Избегай по жизни, а особенно в день выхода на сцену, людей токсичных, давящих и реализующих за счет других свои хотелки и комплексы. Ну и конечно сам не будь таким!
  • Высший пилотаж, если сможешь сосредоточиться и получить удовольствие от самого своего выступления, а не возможного результата. Кайфуй от процесса, независимо от того, какой будет исход. Наслаждайся тем, как ты это делаешь, как себя ощущаешь и как справляешься с волнением. 
  • Отвлекись на другие задачи, непринужденно беседуй на иные темы с окружающими. Послушай любимую песню. 
  • На само выступление иди с улыбкой на лице — даже такое чисто искусственное физическое проявление приведет к соответствующим изменениям во внутреннем состоянии.

Как снять стресс во время выступления

Итак, ты почувствовал, что тревога и волнения волной цунами заливают твое самообладание, грозя катастрофой твоей презентации или тому, ради чего ты вышел. И даже здесь ситуацию вполне можно спасти. 

Чтобы быстро прийти в себя, начни дышать медленнее и глубже, при этом ведя в уме счет чисел прямо во время своей речи или действий, либо в паузах. В идеале еще и представляй эти числа у себя перед глазами. 

Если ты досчитал уже до миллиона, а покой так и не пришел, то перестань уже наконец смотреть в зрительный зал, считывая его реакцию на твои слова и действия! Вообще не смотри на людей. Выбери себе точку на противоположной стене и рассказывай все исключительно ей. На нее и смотри, поверх зрительных голов. Сегодня она твой зритель и твой судья. 

Не тараторь. Делай паузы между предложениями больше. Акцентируй самые важные слова в них интонацией и громкостью. 

Подойди к столу и спокойно выпей воды, если в горле пересохло. Ничего такого в этом нет. Кто выступал, тот поймет. А кто не выступал, пусть вообще пример с тебя берет, а не критику тут наводит! 

Во всех ситуациях, не только публичного выступления, помогут навыки импровизации. Забыл слова? Не знаешь, как продолжить? Что-то не получается? Задали неудобный вопрос? Отреагировать спокойно, достойно и с юмором помогут навыки импровизации. 

Ну и конечно, лучше, когда уверенность не искусственная, а настоящая. А потому будь готов к своему выступлению. Будь уверен в своих речах и делах. Четко знай свою задачу и роль. Знание — это отличное противоядие от любых волнений.

Вместо послесловия

Итак, по пунктам. 

  1. Страх перед выступлением испытывают все, даже самые прожженные артисты. 
  2. Страх перед выступлением — вещь полезная, а его отсутствие грозить окрасить само выступление блеклыми красками и серыми тонами. Оно тебе надо? 
  3. Страх перед выступлением нужно контролировать, в чем помогает хорошая подготовка, различные упражнения и методики снятия стресса, перечисленные выше.
  4. Снять стресс во время выступления поможет знание пары трюков, о которых я написал. Выбери наиболее тебе понравившиеся и подходящие. 

Помни, что каждый последующий выход на сцену будет даваться все легче и легче в силу накопления опыта. В том числе опыта негативных ситуаций. Твоя задача — сделать все, что в твоих силах, подготовиться на максимум. А впоследствии — проанализировать, что получилось, а что — нет, и внести соответствующие корректировки на будущее. 

Успехов! Я верю в тебя!

Источник: https://blog.lumiknow.ru/kak-poborot-volnenie-pered-vystupleniem/1012/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.