Как устроиться машинистом

Содержание

Машинист метро: предъявляемые требования и особенности обучения

Как устроиться машинистом

В среднем московский метрополитен обслуживает около 8 миллионов пассажиров в день, и каждым поездом управляет отдельный человек – машинист электропоезда. Работа требует от соискателя высокой концентрации внимания и хорошей реакции.

У студентов, обучающихся по профессии «Машинист метро», как правило, нет проблем с трудоустройством – столичный или региональный метрополитен регулярно приглашает на работу новых сотрудников.

Даже на ранних этапах карьеры его средняя зарплата выше, чем у водителей других видов электротранспорта.

О том, как стать машинистом электропоезда метрополитена, и где пройти обучение в Москве и Санкт-Петербурге, мы сегодня и поговорим.

Кто такой машинист электропоезда метрополитена: что нужно знать о профессии?

Машинист электропоезда – это тот человек, кто находится у руля локомотива. Его работа с обучением связана неразрывно.

Условия работы нельзя назвать идеальными, однако сама по себе профессия считается почетной и оплачивает в среднем выше, чем работа водителей прочего электротранспорта. Связано это в первую очередь с высокими умственными нагрузками и большим перечнем обязанностей машиниста.

Задачи и обязанности

Должностная инструкция требует от машиниста выполнения следующих обязательств:

  • точно выполнять требования внутренних и федеральных нормативных документов;
  • проходить медицинский осмотр перед выходом на рейс;
  • применять энергосберегающие способы управления поездом;
  • ежемесячно посещать занятия по техническому обучению;
  • оставлять записи в Книге замечаний машиниста обо всех замечаниях, замеченных в ходе смены, а также заполнять журналы проверок салона и прочие нормативные документы.

Машинист электропоезда также несет ответственность за правильное содержание салона электропоезда, несообщение диспетчеру о наличии неисправностей в составе или устройств метрополитена и иные несоблюдения правил.

Работа и зарплата

При очень большом штате сотрудников метрополитена информация о наборе новых сотрудников появляется постоянно. В большой степени это связано с напряженным характером работы и условиями труда.

Заработная плата машиниста электропоезда сильно зависит от региона работы и наличия или отсутствия штрафных санкций. Так в Москве и Санкт-Петербурге средняя зарплата составляет от 45 000 до 65 000 рублей. Специалисты Казанского метрополитена зарабатывают в среднем 35 000 рублей.

Карьера в метрополитене у машиниста начинается с машиниста третьего класса. Такой ранг присваивается молодому специалисту. Для повышения категории необходимо отработать более двух лет и сдать внутренние экзамены.

Плюсы и минусы профессии

В работе машиниста метрополитена сочетаются как недостатки, связанные с особенностями труда, так и преимущества.

Плюсы:

  • быстрое трудоустройство при условии успешно сданных экзаменов и прохождения медкомиссии;
  • высокая оплата труда при отсутствии аварийных ситуаций;
  • престижность профессии.

Минусы:

  • высокая нагрузка на здоровье;
  • большая ответственность;
  • сменный график работы.

Отзывы опытных машинистов говорят, что с повышением категории обязанностей становится все больше, однако, это компенсируется повышенной зарплатой.

Как стать машинистом метро?

Для того чтобы приступить к работе в метрополитене, необходимо сначала получить профильное образование по программе «Машинист локомотива», а потом пройти специализированные курсы. Программа курсов проработана с учетом специфики работы в метро и направлена на выработку необходимых для работы под землей навыков.

Какие навыки нужны?

В связи с особенностями ежедневной работы машинист должен хорошо разбираться в устройстве электроцепей, иметь отличное здоровье и обладать умением принимать решения в стрессовых ситуациях. Помимо этого учебные программы содержат теоретические и практические занятия по мелкому ремонту и общему управлению локомотивом.

Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Начальный этап обучения – это поступление в колледж после 9 или 11 классов.

Преимущество среди соискателей имеют лица, отслужившие в рядах Вооруженных Сил РФ и имеющие профильное техническое образование. После окончания соискатель должен пройти дополнительные курсы по специальности «Машинист электропоезда».

Что нужно сдавать для поступления?

При поступлении на курсы машиниста электропоезда нужно предоставить только диплом об окончании профильной специальности в колледже. При поступлении в ССУЗ абитуриенту необходимо показать результат ЕГЭ.

По окончании техникума выпускник получает квалификацию «Техник», которая дает возможно поступления на курсы машиниста. После сдачи экзаменов может устроиться на должность помощника машиниста и далее следовать по карьерной лестнице.

Сколько учиться после 9 и 11 класса?

Длительность обучения зависит от среднего образования: после 9 классов – 3 года и 10 месяцев. После 11 – на год меньше. Выпускники 9 классов за год осваивают предметы из школьной программы и технические специальности, необходимые в будущей профессии.

Возможно ли дистанционное обучение?

Удаленное обучение по профессии машинист электропоезда невозможно, так как только практическим путем можно получить необходимые в работе знания и навыки. Более того, уже работающие специалисты регулярно проходят дополнительные проверки и сдают экзамены. Вызвано это в первую очередь высоким уровнем ответственности и требованиями профессии.

Где учиться?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №162 от 25 февраля 2000 года и перечнем профессий с высокой нагрузкой и вредными условиями труда работа машинистом электропоезда – это работа для мужчин от 18 лет, прошедших медицинскую комиссию.

ВУЗы и академии

В Москве профессию машиниста можно освоить только в одном университете –Московском институте транспорта. Институт каждый год осуществляет набор в профильные группы. Количество бюджетных мест около 1 400. Стоимость платного обучения от 80 000 рублей в год.

В Санкт-Петербурге же таких учебных заведений всего два.

  • Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I. Количество бесплатных мест – около 1000, стоимость одного года обучения составляет 70 000 рублей.
  • Военный институт железнодорожных войск при Военной академии им. Хрулева. Год обучения будущему студенту обойдется около 68 000 рублей, количество бюджетных мест определяется ежегодно.

Колледжи и техникумы

Зато колледжей и специальных учебных заведений, дающих среднее специальное образование, уже больше.

  • Московский колледж МИИТ. Стоимость обучения составляет около 50 000 рублей. Длительность курса – 34 месяца для выпускников школ со средним образованием.
  • Профессиональный колледж «Московия». Обучение обойдется студенту в 40 000 рублей. Каждый год обучаются до 100 человек.
  • Колледж железнодорожного и городского транспорта. Стоимость обучения – 70 000 рублей за год, количество мест – 250.
  • Орехово-Зуевский Ж/Д техникум. Для выпускников школ после 9 классов длительность обучения составляет 46 месяцев и стоит 86 000 рублей в год.
  • Наро-Фоминский техникум. Количество человек в группе до 25, стоимость обучения – около 45 000 рублей.

В Санкт-Петербурге всего несколько техникумов предоставляют возможность обучиться на машиниста.

  • Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта при ПГУПС. Цена года обучения – 58 000 рублей. Срок курсов – от 34 месяцев.
  • Колледж метрополитена Санкт-Петербурга. Количество мест наличие и стоимость курсов определяется ежегодно.
  • Электромеханический техникум железнодорожного транспорта. Техникум ежегодно набирает до 180 человек. Цена года обучения – от 50 000 рублей.

Курсы и тренинги

После прохождения обучения на машиниста соискатель должен пройти курсы при местном метрополитене. В Москве этим занимается ГУП «Московский метрополитен». Освоить профессию можно за 6,5 месяцев. После окончания предлагается заработная плата от 65 000 рублей.

https://www.youtube.com/watch?v=gSDSjvZ51EM

А в Санкт-Петербурге курсы по специальности машинист электропоезда можно пройти в ГУП «Петербургский метрополитен». Обучением занимается СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена». Длительность обучения 6,5 месяцев. На время обучения начисляется стипендия. После окончания курсов предлагается зарплата.

Таким образом, для работы по специальности «Машинист электропоезда» соискатель должен пройти специальные курсы длительностью от 6,5 месяцев, перед этим получив специальность «Машинист». По закону к ней допускаются только мужчины старше 18 лет ввиду высокой физической и психологической нагрузки. Заработная плата в среднем по России составляет около 45 000 рублей.

Источник: https://specworkgid.ru/obuchenie-professiyam/mashinist-metro.html

Какая у поездов максималка и почему они не сталкиваются? Машинист метро отвечает на наивные вопросы – Технологии Onliner

Как устроиться машинистом

Психологическая нагрузка на машинистов метро запредельная: темный тоннель, тускловатый свет в кабине, шум поезда, а еще перед 250-тонным составом может оказаться человек — и нужно моментально отреагировать.

В «Минском метрополитене» говорят, что даже два бывших летчика после пары лет управления составами уволились. Наш сегодняшний герой — машинист электропоезда второго класса Сергей Лемешев. Он уже 13 лет работает на Московской (синей) линии столичного метро.

Onliner поговорил с Сергеем и выяснил все нюансы непростого труда.

— Почему метро? 

— Я начинал с железной дороги. После школы поступил в Минский железнодорожный колледж на помощника машиниста электровоза и тепловоза. Когда проходил практику, как раз набиралась группа в метро. Родственники подсказали, решил попробовать. Мне понравилось.

С 2017 года я старший машинист, сдал экзамен на второй класс машиниста. Уже четырех стажеров подготовил, недавно последний удачно сдал квалификационный экзамен. Сейчас он тоже работает машинистом метро.

Также у всех машинистов есть вторая специальность — слесарь. Машинисту нужно знать устройство состава: если произошла неисправность, надо понимать, что сломалось, безопасно ли двигаться дальше и как это исправить.

— Разница в управлении между тепловозом и поездом метро есть?

— У железнодорожного состава больше инерция, он сам по себе тяжелее и длиннее. А в метро с людьми работаешь, с человеческим фактором. Специфика другая: там и погода влияет, и машины могут наперерез двигаться… Здесь дорогу никто не перебегает.

— «Права» на тепловоз подходят для управления поездом метро?

— Нет, нужно переучиваться и сдавать экзамен. По сути, опять с нуля все изучать надо.

— Вы же управляете только газом и тормозом? 

— Да, три положения на ход и три на тормоз. Стрелки переводит дежурный по посту централизации, и состав движется туда, куда нужно по маршруту.

Наибольшая скорость — 80 км/ч

— Что нужно знать о тоннеле, чтобы проехать по нему? 

— Режимная карта, скорости по перегону, подъемы и спуски — важно знать, на каких станциях нужно заранее тормозить. Заезжать на станцию надо не превышая 50 км/ч. Карта у нас всегда перед глазами, на пульте. Но поработав месяц-другой, все запоминаешь.

— Сколько максимум можно ехать?

— 80 км/ч. Это по второму пути, от «Площади Победы» до «Октябрьской». И то 78 км/ч максимальная получается. Там подъем, то есть нужно максимально разогнаться в одно подключение. А обычная скорость — 50—60 км/ч.

Часто кажется, что у нас скорости под 200 км/ч — мол, так летим, что аж уши закладывает. Но это происходит от того, что когда состав проезжает вентиляционную шахту, происходит перепад давления. И у некоторых людей действительно может уши закладывать.

— Разгон в одно подключение — это что значит?

— Только один раз включаем двигатели. Мы разгоняемся прямо от станции и едем накатом, как если в машине нейтральную передачу включить. В тоннеле знак: «Отключить тяговые двигатели».

И по нему переводишь контроллер в нулевое положение. Дальше состав просто катится по инерции до следующей станции.

Но есть длинные перегоны, где нужно два подключения делать: например, с «Института культуры» до «Грушевки».

— Часто кажется, что «газ» используется почти все время.

— Это все из-за шума и замкнутого пространства — появляется чувство скорости, разгона.

— Слышал, что в поездах есть что-то вроде адаптивного круиз-контроля: система определяет расстояние до поезда впереди и не дает разогнаться. Это так?

— Да, это АЛС-АРС — автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости. Она автоматически контролирует и регулирует максимальную скорость, которую может набрать состав.

Чем ближе впереди идущий поезд — тем ниже скорость. Сперва она сигнализирует машинисту, и тот для подтверждения должен нажать педаль безопасности.

Если этого не происходит, система сама начинает тормозить вплоть до полной остановки.

56 выходных в месяц

— Как привыкли к шуму?

— К нему невозможно привыкнуть — это профессиональные издержки. Просто не обращаешь внимания. И в кабине тише, чем в салоне. Наушники? Нет, с ними нельзя.

— Перегоны же выглядят одинаково?

— Не совсем: есть кривые и прямые участки, с подъемами и спусками. А в час пик на прямом участке от «Парка Челюскинцев» до «Московской» можно увидеть красные хвостовые огни впереди идущего поезда.

— Не надоедает все время по тоннелям ездить? 

— Кто-то не выдерживает — это просто не его. Главное, чтобы работа приносила удовольствие, это касается любой сферы. Мне нравится управлять составом и в целом специфика метрополитена.

— Сколько смен и какие они?

— Их три: утренние, без ночи и в ночь. Все машинисты последних и первых поездов ночуют в комнатах отдыха — они есть на «Уручье» и в депо на «Институте культуры». Смена может быть максимум 6—7 часов. В месяц выходит 5—6 выходных, зависит от праздничных дней.

— Так мало?

— Это официальные выходные. Если я, например, работал до десяти утра, то потом свободен весь день и ночь до утренней смены следующего дня — и это время не считается выходным.

— Поговаривают, работа машиниста плохо влияет на здоровье. Это так?

— Все сказывается. У нас вот машинист ушел на работу за компьютером, и у него вскоре упало зрение. А кто-то машинистом двадцать лет работает, и у него единицы. Думаю, тут больше от генетики зависит. Не сказал бы, что работать машинистом как-то очень вредно.

— А как вообще без света живется? 

— Нормально. В кабине освещение есть, поэтому при въезде на станцию перепады по свету не сильно чувствуются. И на самих станциях не сказать чтобы прямо очень яркие лампы. А нехватку солнца мы компенсируем после работы: я много времени на улице и природе провожу.

Как быть, если забыл остановиться на платформе

— При движении двери можно открыть?

— Сделать можно все что угодно. Но предусмотрено, чтобы двери просто так не открывались. Они, когда закрыты, все время под давлением около 3,5 атмосферы.

— Забывали остановиться на станции?

— Такие ситуации происходили, но не со мной. Обычно машинист просто поздно спохватывается и переезжает точку остановки первого вагона, то есть состав чуть вглубь тоннеля проезжает.

— Что тогда делать?

— Машинист выпускает пассажиров только из последней двери. Да, это не так комфортно, как обычно, но посадка и высадка произведена. А такого, чтобы машинист вообще забыл остановиться, не припомню.

— Насколько точно нужно «попасть» в место остановки?

— Вертикальная рейка, которая находится на стене, должна быть видна в правом боковом окне кабины.

Станций закрытого типа, какие будут на третьей ветке метро (вдоль перронов установлены ограждения с дверями, которые синхронизируются с поездом. — Прим.

Onliner), у нас пока нет, поэтому идеальная точность не требуется. А вот если уже там проедешь, то двери вагонов не совпадут с дверями защитных экранов.

— Как состав разворачиваете? 

— Обычно люди думают, что по кольцу, но все намного проще. Есть тупиковые оборотные пути: состав заезжает на них, потом стрелку переводят — и он выезжает по другим рельсам в противоположную сторону.

Оборачивать можно и в одно лицо, но на это много времени уходит. Нам выделяется 5 минут: нужно выключить кабину, перейти через поезд в хвостовой вагон, привести кабину в рабочее положение там, выехать на станцию, посадить пассажиров и отправиться согласно графику.

В час пик оборот нужно делать быстрее. Для этого есть смены маневровых машинистов: один стоит в голове поезда, а другой — в хвосте. Пока они вдвоем оборачивают состав и выводят его, машинист поезда просто переходит конечную станцию по диагонали и ждет подачи своего поезда. При такой схеме обернуть состав можно за 2,5—3 минуты.

— Как вашу работу проверяют? Есть «тайные пассажиры»? 

— Есть ревизорский аппарат: специалист находится в кабине и смотрит, как работает машинист. И в кабине есть видеорегистраторы, поэтому всегда можно проверить, грамотно ли машинист действовал в тех или иных ситуациях. Несколько раз в месяц машинист-инструктор проверяет каждого машиниста из своей колонны.

— Стоп-кран дергали? 

— Да, но не из-за пассажира на путях. Обкатывал молодого машиниста. Надо было состав на станции остановить, он чуть не проехал остановку. (Смеется.)

— Это прямо как в фильмах? Блокировка колес, сноп искр? 

— Абсолютно нет: блокировка колес неэффективна, поезд пойдет юзом. Колеса крутятся всегда, независимо от тормозных усилий. Все как в машинах с АБС.

О страшилках пассажиров

— Что будет, если при движении внезапно пропадет электричество?

— А мы же почти все время накатом и движемся. Ничего не случится: просто доедем до следующей станции и остановимся. Электричество для тормозов не нужно, можно остановиться и пневматическим тормозом. Двигатели же будут работать как генераторы.

— Поезд остановился на перегоне между станциями. Пассажирам уже начинать бояться? 

— Это же не самолет: мы стоим на земле, все спокойно. Движущийся сзади машинист видит, что наш состав не едет: АЛС-АРС предупредит его и остановит поезд, врезаться в нас он никак не сможет. Тем более есть еще и диспетчер, который в реальном времени видит все поезда и находится в постоянном контакте с машинистами.

— Что худшее может произойти с поездом? 

— Наверное, разрыв состава. Устранение неполадки займет много времени: вызывается два вспомогательных поезда — один подъезжает спереди, другой сзади. Разрыв может произойти, например, из-за усталости металла деталей автосцепки, но я такой ситуации за время работы не припомню, хотя на тренажерах мы ее отрабатываем.

— Проблем с пассажирами много? 

— Если не брать случаи, когда они на путях оказываются, то очень часто люди заходят за желтую ограничительную линию. Приходится подавать сигнал. Он, кстати, громкий — подается на 7—8 атмосферах. Дело в том, что зеркала поезда немного выступают на платформу, и пассажир может получить серьезные травмы. Когда он и после сигнала не реагирует, приходится применять экстренное торможение.

Метро — самый безопасный вид транспорта. Но нужно строго соблюдать все меры предосторожности — это не просто так.

Вот почему пьяных не пускают? Да потому что они просто упасть могут на пути. Даже если и не коснется контактного рельса (напряжение 825 вольт), то из-за падения возможны травмы, переломы. А еще состав на человека движется.

— Расскажите о сленге машинистов: по каким словам можно понять, что человек работает в метро? 

— Подвижной состав мы называем паровозом, тоннель — трубой. «Проехать баранку» — это значит сделать полный оборот: от «Института культуры» через «Уручье», потом до «Малиновки» и обратно на «Институт культуры». Удобно считать: на это уходит ровно час.

Кстати, часто люди спрашивают, почему на «Институте культуры» бывает объявление «Цягнiк далей не iдзе» и всем приходится выходить. Просто у нас там депо, и когда час пик заканчивается, так много составов не нужно — их необходимо вывести с линии.

Регулярно на «Грушевке», «Михалово», «Петровщине» и «Малиновке» пассажиры видят, что пустой поезд медленно проезжает без остановки: это значит, что час пик прошел и составы идут в депо на «Институт культуры».

Нюансы красной ветки

— Какие станции самые любимые? 

— Наименее загруженные — «Грушевка», «Борисовский тракт». Там всегда спокойно. Если про эстетику, то «Петровщина», наверное. Мне кажется, она не только на нашей линии, но и вообще в минском метро самая удачная. Заезжаешь на станцию — и сразу красивый вид появляется, много пространства.

— А по красной ветке можете ездить?

— Нет, нужно переобучение: надо знать план и профиль пути, скорости.

— Там станция «Первомайская» интересная: выход на правую сторону. Машинист может по привычке открыть левые двери или есть защита?

— Состав получает со станции определенный сигнал. Даже если нажать кнопку открытия дверей с «неправильной» стороны, они не сработают.

— Крыс видели? 

— Тоже часто спрашивают. У нас метро вообще чистое, если обратите внимание: нигде никакого мусора.

На скорости, конечно, что-то разглядеть сложно, но за все 13 лет ни одной крысы в тоннелях не встречал.

— Пассажиры часто по громкой связи «звонят»? 

— Не сказал бы. Самая частая причина — кому-то из пассажиров стало плохо. В таких случаях нужно сразу доложить диспетчеру: доезжаем до станции, пассажира выводят на платформу, при необходимости вызывают скорую помощь, а мы едем дальше.

Иногда случайно нажимают кнопку или дети балуются: спрашиваешь, что случилось, а тебе не отвечают.

— Три причины стать машинистом метро? 

— Во-первых, это просто очень интересно. Во-вторых, хорошая зарплата. В-третьих,  стабильность — работа есть в любой сезон, причем не на улице в мороз или под дождем.

Редакция выражает благодарность государственному предприятию «Минский метрополитен» за помощь в подготовке материала.

Источник: https://tech.onliner.by/2019/10/14/metro-12

С ветерком: сколько получает машинист метро в москве

Как устроиться машинистом

Шрифт A A

Управлять поездами в московском метро — это не только достойно оплачиваемая специальность. Ее представители имеют право выйти на пенсию в 55 лет. Желающих пройти обучение много, но получить должность не так просто. Редакция выяснила и причины высокой конкуренции, и сколько получает машинист метро в Москве.

Кратко о профессии

Машинисты перевозят пассажиров, занимаются передвижением составов на конечных станциях. Сотрудник подвижного состава должен точно соблюдать график движения и технику безопасности, а также быстро реагировать на внештатные ситуации.

Требования к специалисту

Начать подготовку на курсах раньше могли только мужчины от 18 лет, годные по состоянию здоровья. Летом текущего года сократился список работ и должностей, которые нельзя занимать женщинам. Минтруд официально разрешил женщинам управлять поездами в метро, впервые со времен Великой Отечественной войны.

Московский метрополитен подготовит к 2020 году первую группу девушек-машинистов

Перечень противопоказаний для водителей электропоезда установлен приказом Минздрава № 796. К ограничениям относятся наличие следующих болезней и отклонений:

  • сужение поля зрения;
  • аномалии цветовосприятия;
  • плохая адаптация к свету в темноте;
  • низкая острота зрения или слуха;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • варикозная болезнь;
  • эмоциональная неустойчивость.

Машинистом может быть дисциплинированный, стрессоустойчивый, физически здоровый человек без вредных привычек и хронических заболеваний. Только таким под силу переносить критические нагрузки: работа ночью, вибрация и шум при движении, недостаток кислорода, высокое электромагнитное излучение, нахождение под землей в течение всего рабочего дня.

На вопросы отвечает машинист московского метро:

Где учиться

Чтобы устроиться работать водителем подземки, недостаточно иметь диплом техникума или вуза, хотя с базой знаний пройти подготовку непосредственно на предприятии будет намного проще. В Москве получить среднее профессиональное образование по специальности «машинист локомотива» можно в таких учебных заведениях:

  1. Колледж железнодорожного и городского транспорта.
  2. Московский колледж железнодорожного транспорта при МИИТ.

Метро — специфический вид транспорта, поэтому при каждом метрополитене есть свои отделы образования и подготовительные центры. Предподготовка неоплачиваемая, включает неделю теоретического курса и ознакомительную смену со специалистом.

После предподготовки будущих машинистов учат в УПЦ (учебно-подготовительный центр). Программа длится 747 часов. Это чуть больше четырех календарных месяцев, полтора из которых отводится практике в кабине. Сначала обучающийся выходит на линию вместе с опытным работником по его графику, потом — самостоятельно.

Обучение машинистов на тренажере:

Во время обучения учащимся платят стипендию — 23 600 тыс. рублей чистыми.

По окончанию курса нужно сдать экзамен по основным дисциплинам (техническое, пневматическое, электрическое оборудование, управление), знать инструкции по маневровой работе, эксплуатации, сигнализации.

Перед экзаменами учащиеся проходят 10-дневную практику. За это время нужно запомнить, как принимают и сдают состав, выучить все станции.

С молодыми работниками, успешно завершившими курс, сразу подписывают контракт.

В метрополитене работают в три смены: утренняя, дневная, ночная. Машинисты первых и последних поездов ночуют в комнатах отдыха на конечных станциях. Смена длится максимум 6–7 часов. Разрыв между сменами — не менее 12 часов. В месяц официально должно быть 5–6 выходных.

Категории (классы) машинистов

Существует три класса квалификации, которые влияют на зарплаты.

Третья категория — это молодые специалисты, отработавшие на должности помощника машиниста более двух лет. Сотрудники подвижного состава третьей категории самостоятельно управляют электропоездом или маневровым локомотивом.

Специалисты второго класса проработали по третьей категории не менее двух лет. Вне метрополитена такой специалист может управлять пассажирскими и пригородными составами.

В первую категорию входят сотрудники подвижного состава, со стажем работы машинистами предыдущего класса более четырех лет. Специалисты первой категории перевозят людей на длинные дистанции и по сложным маршрутам.

Составляющие заработка

Зарплата состоит из базовой части (за отработанные часы) и доплат. Согласно нормативам, машинист должен работать 36 часов в неделю (по 6 часов в день). Но из-за недостатка кадров рабочий день часто увеличивается до 8 часов. Это существенно влияет на зарплату, но негативно сказывается на здоровье.

Работникам подвижного состава начисляют надбавки по следующим показателям:

  • работа в вечернее время (+ 20 % от часовой тарифной ставки), разделенная смена (+ 30 %), ночное время (+ 40 %);
  • уровень квалификации;
  • количество лет выслуги.

Дополнительно выплачиваются премии, 13-я зарплата, единовременное денежное поощрение к отпуску.

На поездах есть РПДП — прибор, который считывает информацию об аварийных ситуациях и регистрирует нарушения по вине машиниста. После расшифровки водителю состава списывают зарплату.

Сколько зарабатывает машинист метро в Москве

Павел Ковалев, заместитель начальника метрополитена по управлению персоналом, сообщил, что в 2018 году средняя зарплата машинистов метро в Москве превысила 111 тыс. рублей.

Специалисты московского метро получают больше, чем в регионах. Для сравнения: в Екатеринбурге зарплата новичка в службе подвижного состава — около 40 тыс. рублей. Уже через год положена прибавка — 6 %. Такие данные приводит начальник отдела кадров Екатеринбургского метрополитена Марина Адамович.

Машинист московского метро (он пожелал остаться неизвестным) рассказал онлайн-журналу The Village, что молодой специалист получает 65 тыс. рублей на руки. При наличии от 120 до 160 рабочих часов в месяц и с учетом переработок до 12 часов зарплата составляет 85–90 тыс. рублей чистыми.

По Кольцевой линии теперь курсирует поезд, оснащенный модернизированной системой управления в автоматическом режиме. Однако в кабине всегда находится опытный машинист

Валерий Собачкин, заместитель председателя Независимого профсоюза сотрудников метро, в интервью «Радио Свобода» сообщил, что средняя зарплата водителей электропоездов — 80 тыс. рублей чистыми, начинающий получает около 60 тыс. рублей, а машинист со стажем от 10–15 лет, бригадирскими надбавками и первым классом квалификации — до 110 тыс. рублей.

Высокооплачиваемые машинисты метро в Москве

На зарплату влияет уровень квалификации и стаж, поэтому больше всего получают машинисты, которые работают в метрополитене более 10 лет.

На официальном сайте метрополитена есть отметка, что особые условия оплаты положены сотрудникам подвижного состава, отработавшим 25 лет и более, имеющим высшую квалификацию.

Карьерный рост

В руководство метрополитена попадают и машинисты, так что карьерные перспективы есть на административных и руководящих должностях.

Однако начальником депо или станции могут стать специалисты, которые получили как минимум среднее специальное образование. Только корочки, выданной УПЦ, недостаточно.

Социальные преимущества профессии

Работа машиниста относится к вредным профессиям. Для таких специалистов предусмотрены льготы и социальные гарантии:

  • дополнительные дни оплачиваемого отпуска;
  • бесплатный проезд междугородним и международным транспортом муниципального ведомства (1 раз в год в направлении туда-обратно);
  • бесплатный проезд в метро;
  • образование в вузах путей сообщения на бюджетной форме;
  • медицинское обслуживание в ведомственных организациях;
  • обеспечение спецодеждой;
  • отдых в ведомственных пансионатах, санаториях, для детей сотрудников метрополитена — в детских лагерях.

Дни отпуска нельзя заменить на денежную компенсацию, потому что работа машиниста вредит здоровью.

Одна из важных льгот — досрочный выход на пенсию. Общий трудовой стаж должен составлять 25 лет, по профессии машиниста — 12,5 лет. Работники подвижного состава могут оформить пенсию в 55 лет.

Сколько получают машинисты метро в других странах

Машинисты зарубежных метрополитенов получают намного больше своих российских коллег:

  • Нью-Йорк (США) — 7500 $ (477 840 ₽);
  • Лондон (Великобритания) — 4100 £ (335 660 ₽);
  • Берлин (Германия) — € 3500–4000 (247 531–282 894 ₽).

Несмотря на высокие зарплаты, сотрудники подземки в Европе систематически устраивают забастовки. Машинисты требуют улучшения условий труда и повышения заработной платы.

Перспективы профессии

Профессия машиниста подземки актуальна только в городах, где есть метрополитен. На данный момент в России таких семь. Планируется строительство метро в Уфе, Омске, Саратове, Челябинске, Красноярске, но четких сроков нет.

Правда, о долгосрочной перспективе говорить не приходится: в КНР уже появились автоматизированные линии метро без машиниста, которыми управляет компьютер.

Рабочий день машиниста метро:

Сложная и ответственная работа машиниста метро плохо сказывается на здоровье. Но есть и преимущества: такие специалисты могут быть уверены в том, что после обучения получат хорошую работу с достойной зарплатой. Текучки кадров в метрополитене нет, так что работа стабильная, с социальными льготами и высоким (но ограниченным, если не расти до руководящих должностей) уровнем оплаты.

Источник: https://ostrovrusa.ru/skolko-poluchaet-mashinist-metro-v-moskve

Можно ли устроиться на работу в метрополитен города Москвы, не имея опыта работы, и на какую должность

Как устроиться машинистом

Московский метрополитен – организация, имеющая многолетнюю историю. С 1935 года и по сегодняшний день метрополитен является главной транспортной системой столицы нашей страны, услугами которой пользуются миллионы граждан. По объему перевозок и интенсивности движения метрополитен Москвы является одним из лидеров во всем мире.

В метрополитене Москвы трудятся специалисты разных профилей, по-своему важных и уникальных.

При этом кадровая политика организации направлена не только на увеличение численности персонала, но и на повышение его профессионализма.

Это особенно актуально с учетом того факта, что сегодня происходит модернизация используемой в метрополитене техники, требующей особого обслуживания, ухода и ремонта.

С момента создания организации работа сотрудников выстраивалась на принципах честности, самоотдачи и ответственного отношения к деятельности. Эти принципы актуальны и сегодня.

В свою очередь руководство столичного метро старается обеспечить для сотрудников достойные условия труда и его оплаты.

Кроме того, в организации проводятся конкурсы среди специалистов, применяются разные формы поощрения работников, в том числе за определенные достижения.

Получить сведения об имеющихся вакансиях можно несколькими способами:

  • ознакомившись с информацией на официальном сайте организации (или на сайтах поиска работы);
  • обратившись лично в Центр подбора персонала (ст. м. «Выставочная»);
  • позвонив по телефону 8 (495) 688-03-01.

Резюме можно отправлять по электронной почте на адрес: rabota@mosmetro(точка)ru.

Трудоустройство в метро Москвы происходит на основании положений Трудового кодекса РФ.

Согласно ему, кандидаты на занятие вакантных должностей должны предоставлять работодателю:

  • гражданский паспорт;
  • трудовую книжку;
  • свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы о полученном образовании;
  • военный билет (актуально для военнообязанных лиц).

Кандидаты, которые трудоустраиваются на вакансии, требующие наличия специфических знаний, дополнительно должны подавать документы, подтверждающие квалификацию, прохождение спецподготвки или курсов.

Какие требования предъявляются к соискателям

Для работы на некоторых должностях опыт работы не требуется, однако трудоустройство на ряд специальностей без опыта невозможно.

При этом ко всем сотрудникам предъявляются требования соответствия строгим медицинским критериям. Это и не удивительно: работа в метрополитене достаточно напряженная и тяжелая.

К примеру, машинист метро обязан следить за обстановкой в пути, придерживаться установленной скорости и графика движения, соблюдая одновременно порядка 50-ти инструкций.

За сутки он перевозит около девяти тысяч человек в условиях высокого шума и усиленного внимания.

Из всех должностей требования к машинистам метро самые строгие:

  • возраст до 35-ти лет;
  • ответственность, скорость реакции;
  • наличие технического образования будет плюсом, как и прохождение службы в рядах Вооруженных сил;
  • отличное зрение.

Машинистами не могут работать люди, имеющие заболевания нервной системы, сосудов, сердца, опорно-двигательного аппарата.

Кроме управления локомотивом, машинист должен разбираться в его устройстве, уметь выполнять незначительные слесарные работы.

Обучиться данной специализации можно в самом метрополитене, в Учебно-производственном центре. Перед учебой потребуется пройти обследование у психолога, медицинскую комиссию, различные тесты.

Если отбор прошел успешно и допуск к обучению получен, кандидату начисляется стипендия на время учебы.

Период обучения, от самого начала до возможности самостоятельного управления электропоездом, составляет порядка одного года. Набор на обучение специализации помощника машиниста и машиниста ведется постоянно.

Опыт работы при приеме на обучение не требуется.

Кем можно стать без опыта работы

Для тех, кто не имеет опыта работы, но хочет трудоустроиться в столичном метрополитене, представляем перечень вакансий с требованиями к соискателям.

ВакансияРежим работыТребования к соискателям
Дежурный у эскалатора5 дней в неделю, дневные сменыСреднее образование (и выше), прохождение медкомиссии и обучения в течение полутора месяцев
Дренажник5 дней в неделю, ночные сменыСреднее образование (и выше), опыт работы с инструментами, прохождение медкомиссии
Заточник (5 разряд)5 дней в неделю, дневные сменыСреднее образование (и выше), опыт работы не меньше трех лет
КассирСменныйСреднее образование (и выше), опыт работы с финансами не меньше трех лет
Подсобный рабочий5 дней в неделю, дневные сменыОпыт не требуется
Помощник машиниста мотовоза (5 разряд)5 дней в неделю, дневные сменыНаличие прав, опыт работы от 12 месяцев
Помощник машиниста электропоездаСменныйСреднее образование (и выше), прохождение медкомиссии и обучения
Слесарь на перегрузочные машины (4 разряд)5 дней в неделю, дневные сменыОбразование среднее общее и выше, опыт работы от 12 месяцев
Слесарь на подвижной состав5 дней в неделю, дневные сменыОбразование среднее профессиональное и выше, опыт работы от 12 месяцев
Слесарь-ремонтник (5 разряд)5 дней в неделю, дневные сменыОбразование среднее профессиональное и выше, опыт работы от трех лет
Слесарь-электрик (обслуживание эскалаторов, 4 разряд)СменныйОбразование среднее профессиональное и выше, опыт обслуживания электро- и механического оборудования
Слесарь-электрик (ремонт электрооборудования, 5 разряд)5 дней в неделю, дневные сменыОбразование среднее профессиональное и выше, опыт трудовой деятельности от трех лет, наличие удостоверения электромонтера не ниже третьей группы
Столяр строительный (5 разряд)5 дней в неделю, дневные сменыОбразование среднее общее и выше, опыт работы от 12 месяцев
Токарь (5 разряд)5 дней в неделю, дневные сменыОбразование среднее общее и выше, опыт трудовой деятельности от пяти лет
Уборщик помещений5 дней в неделю, дневные сменыОбразование среднее общее и выше, опыт работы не требуется

Что предлагается сотрудникам метрополитена

Московский метрополитен проводит трудоустройство работников согласно коллективному договору.

Кроме того, организация предлагает своим сотрудникам следующие условия:

  • стабильную заработную плату;
  • возможность профессионального развития;
  • социальные гарантии и соблюдение требований трудового законодательства;
  • возможность прохождения обучения и повышения имеющейся квалификации;
  • предоставление оплачиваемых отпусков;
  • организацию периодических медицинских осмотров;
  • гибкий режим работы (но с выходами в праздничные и выходные дни).

Работники метрополитена обеспечиваются спецодеждой с логотипами организации.

Для сотрудников, проживающих в городах Московской области и пользующихся железной дорогой для проезда к месту работы и обратно, метрополитен компенсирует транспортные расходы.

Помимо этого, сотрудники имеют право на посещение спортзалов, бассейнов, оздоровительных учреждений на бесплатных или льготных условиях.

К другим преимуществам можно отнести:

  • бесплатное питание для работников локомотивных бригад, ночующих в комнатах или домах отдыха;
  • предоставление единовременной денежной помощи в связи с определенными жизненными событиями (свадьба, рождение ребенка и т.д.);
  • организация летнего и зимнего отдыха детей сотрудников метрополитена в лагерях Подмосковья и южной части РФ;
  • организация детских подарков к Новому году, участия в праздничных мероприятиях и т. д.

В то же время нужно понимать, что работа в метро связана с хроническим переутомлением, сложными условиями, эмоциональным напряжением.

Источник: http://trydpravo.com/obyazannosti/na-rabotu-v-metropoliten-moskvy.html

Как стать машинистом метро?

Как устроиться машинистом

Работа в метрополитене есть всегда. А самые доходные вакансии здесь – это машинист. Как стать машинистом метро в Москве и что нужно, чтобы работать по данной специальности? Давайте узнаем.

Очень часто можно слышать объявления в метро о наборе на обучение машиниста электропоезда метрополитена.

Это означает, что вакансии практически всегда есть, работой будут обеспечены все желающие и достаточно много привилегий у работников. Так ли это на самом деле и так ли просто стать машинистом метро?

Что нужно, чтобы стать машинистом метрополитена?

Для начала, надо оценить реально своё здоровье, потому что даже просто проезжая в метро пассажиром многие некомфортно себя чувствуют, закладывает уши, постоянный шум приводит к головной боли.

Если такие нагрузки никак не сказываются на самочувствии, можно начинать первые шаги к получению профессии машиниста. Для подробной информации необходимо обратиться в отдел кадров метрополитена и узнать, что нужно, чтобы стать машинистом метро.

Обратиться в отдел кадров, конечно же, надо с документами, удостоверяющими личность, с военным билетом, документом об образовании, и при этом быть не старше 40 лет, не иметь судимости и только тогда получить направление на медицинскую комиссию.

Комиссия очень сложная, надо получить заключение более 20 врачей, основное внимание уделяют зрению, слуху, стрессоустойчивости, работе сердца.

Если заключение медицинской комиссии будет – «годен», можно сделать следующий шаг к тому, чтобы стать машинистом метро. Этот шаг – обучение.

На обучение принимают только мужчин, женский труд в должности машиниста не допускается. Обучение можно пройти в учебно-производственных центрах метрополитена. Это самый короткий путь к профессии, которым пользуется большинство желающих стать машинистом метро.

Так же можно отучиться в железнодорожных колледжах, это будет сложнее и дольше по времени. Обучение же в учебных центрах на помощника машиниста – 1 месяц, на машиниста – 6 месяцев.

Но это не означает, что отучившись 6 месяцев можно сразу стать машинистом. Сначала за 1 месяц учебы получают квалификацию помощника машиниста, умеющего проверить состояние поезда, обнаружить неисправности и прошедшего поездную практику на определённом маршруте с наставником.

После удачной сдачи экзамена придётся некоторое время работать помощником машиниста, проверять состояние электропоезда, следить за посадкой пассажиров, реагировать на вызовы от пассажиров и, конечно же, перенимать опыт машиниста в управлении электропоездом. В среднем, через 1- 1,5 года работы из помощников можно перейти в машинисты.

Как стать машинистом метро в Москве?

Что нужно, чтобы стать машинистом метрополитена в Москве? Для работы в московском метрополитене требования такие же, как и в любом другом, только дополнительно требуется прописка Москвы или московской области. Все остальные требования такие же: медицинская комиссия, образование, служба в армии, возраст до 40 лет, отсутствие судимости.

Если все эти требования соблюдены – можно пробовать свои силы и стать машинистом метро в Москве, начав с учебы на машиниста в учебном центре.

За время учебы выплачивается стипендия около 20 тысяч рублей. За счет внедрения современных технологий (компьютерные программы, тренажёры) обучение проходит быстро и качественно. Предпочтение отдается тем претендентам, кто пришёл переучиваться с другого вида транспорта – трамвая или электропоезда РЖД.

Что нужно, чтобы работать в метро машинистом?

Завершение учебы ещё не означает, что работа будет удовлетворять всем требованиям.

Что нужно, чтобы работать в метро машинистом? Большое желание, целеустремлённость, физическая и психологическая выносливость, способность быстро переключать внимание, хорошая память, стрессоустойчивость, умение быстро снять напряжение и успокоиться, а также чувство юмора, без которого сложно работать в постоянном напряжении и стрессе.

И ещё, чтобы работать в метро машинистом:

  • нужно быть готовым к перегрузкам,
  • напряжению на глаза и слуховой аппарат,
  • нужно быть готовым в ночные смены отдыхать в комнате отдыха в метро,
  • нужно уметь перекусывать прямо во время движения,
  • быть готовым выполнять более 50 инструкций во время смены,
  • всегда быть готовым к внештатной ситуации, к аварийной ситуации в пути и спасению жизни людей.

Вот как стать машинистом метро. И нужно понимать, что в любой аварийной ситуации именно машинист является единственным знающим человеком, который может помочь.

Работа осуществляется по определённому маршруту, по которому сначала проходит стажировка, а уже потом допускают до самостоятельного управления. На разных ветках метрополитена свой штат работников.

С точки зрения доходов, лучше стать машинистом метро в Москве. Именно в столице у работников этой специальности самые высокие доходы. Им уступают машинисты Санкт-Петербурга, а еще ниже получают во всех остальных городах.

Источник: https://medcollege5.ru/professii/kak-stat-mashinistom-metro.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.