Как запомнить глаголы-исключения

Содержание

Как запомнить глаголы-исключения

Как запомнить глаголы-исключения

13.03.2018

Как запомнить глаголы-исключения в стихах?

  • Поскольку автор не уточняет в вопросе о каких именно глаголах — исключениях идт речь, смею предположить, что речь идт либо о глаголах — исключениях 2 спряжения, либо о глаголах, которые пишутся с НЕ слитно.Когда я училась в школе, мы учили такой стишок про глаголы — исключения 2 спряжения:Гнать, держать, смотреть и видеть,Дышать, слышать, ненавидеть,И обидеть, и терпеть,И зависеть, и вертеть.Вы запомните, друзья:Их на quot;еquot; писать нельзя!В них мы пишем букву quot;иquot;.Как мы пишем, посмотри:Гонишь, держишь, смотришь, видишь,Дышишь, слышишь, ненавидишь,И обидишь, и терпишь,И зависишь, и вертишь.Есть стишок и про НЕ с глаголами:И, кстати, сейчас таких стишков — запоминалочек много. Вот, например, про -тся и -ться.
  • 2 спряжение

    1)Все на -ить (кроме брить и стелить);

    2)11 глаголов: терпеть, обидеть, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, смотреть, держать, слышать, гнать, дышать.

    1 спряжение

    Все остальные.

  • Вспомнила свои школьные годы чудесные. Стихотворение-запоминалки у нас на уроках особо не использовались. Заучивали глаголы quot;насухуюquot;, с минимальной рифмой.

    Что-то вроде: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, а еще слышать, дышать, держать и гнать.

    Стихом это ни назовешь, но как сказал бы гениальный Аркадий Райкин: quot;Время было жуткое, просто жутчайщее было время, и погода была мерзопакостная, но тем не менее — рыба в Каме была!quot; К чему это я говорю — грамотность у школьников все же была на более высоком уровне.

    Сейчас для запоминания глаголов-исключений придумываются различные стихи, что неплохо и даже интересно, особенно если поручить такую работу самим школьникам. Нашла в интернете немного другие варианты стихов. Одно романтичное. Вот такое:

    Другое стихотворение-запоминалка с сильными чувствами и кипящими страстями:

    А вот такая запоминалка продиктована русским фольклором и изобилует сказочными и мифическими персонажами. Правда, фантазия автора смешала русскую кикимору с водяным с греческими нимфами, но все равно написано живо, с экспрессией:

  • Нас в школе немного по-другому учили:

    Можете учить глаголы не только в стихах, но и так, как делал один мальчик в стихотворении Воскобойникова:

    Глаголы первого спряжения и не нужно вплетать в стихи, ибо их совсем немного: брить, стелить, зиждиться. Кстати, про последнее слово как-то забывают все время, называя его устаревшим. А я вот, например, его иногда употребляю в своей речи.

  • Конечно, глаголы — исключения, намного проще запоминаются в стихах. Но, тот стих, который предлагала нам учительница в школе, особо не упрощал нам процесс запоминания этих глаголов — исключений. Думаю, каждый для себя может что — то определенное придумать, вот тогда и быстро запомнит эти глаголы, например, нарисовав для себя картинку образно, вот такую .

    Гнать — грозу, держать — кота, смотреть и видеть небеса.

    Дышать всей грудью, слышать гром и ненавидеть сей погром.

    И зависеть от погоды, и вертеть хвостом, а затем обидеть нос и терпеть такой прогноз.

    Сочинила сама, но этот стишок в сво время мне очень хорошо помог выучить все глаголы — исключения. Ведь данная картинка мне очень хорошо представлялась образно.

    Буду рада, если кому — то мои стишки с глаголами — исключения, очень сильно пригодятся и помогут.

  • Стишок

    Гнать держать смотреть и видеть

    Дышать слышать ненавидеть

    И зависеть и вертеть

    И обидеть и терпеть

  • Глаголы-исключения в любом случае в стихах намного проще и быстрее запомнить, нежели просто в хаотичном порядке.

    Итак среди таковых глаголов-исключений следующие:

    Давайте теперь рассмотрим как же их можно проще запомнить именно в стихотворной форме.

    А вот вам и примеры запоминалок:

  • Дам немного другую версию стиха, представленного участником с ником Prostosterva, ибо в ее варианте нет ровного ритма при произнесении строк, либо, при соблюдении ритма, ударение в слове quot;дышатьquot; падает на quot;ыquot;.

    Вот мой вариант этого стихотворного правила (возможно немного подзабыл со школьных лет):

    . ко второму же спряженью

    отнесем мы без сомненья

    все глаголы, что на quot;итьquot;,

    исключая quot;бритьquot;, quot;стелитьquot;.

    И еще: смотреть, обидеть,

    Слышать, видеть, ненавидеть,

    Гнать, держать, дышать, вертеть,

    И зависеть, и терпеть.

  • Помню со школы такой стишок:

    Кстати очень действенный способ заучивания скучного правила, и сейчас часто вспоминаю стихотворение, чтобы верно написать слово.

    Для глаголов-исключений 1 спряжения стихов не знаю, но их и не так много. В начальных классах учили только два: брить и стелить. А будучи постарше узнали и о таком глаголе как зиждиться, но не думаю, что его кто-то часто использует в своей речи.

  • В свое время мы учили также наиболее известный стишок — запоминалку, который начинался так: quot;Ко 2 — ому же спряжению отнесем мы, без сомненья…quot;. С помощью этой запоминалки можно легко запомнить все глаголы — исключения из 1 — го и 2 — го спряжения.

    Вот этот стишок, эта запоминалка:

    Также отдельно есть и стишок про глаголы — исключения (стоит отметить, что таких исключений только два) I спряжения:

    Есть еще такой стишок — запоминалка, но думаю, что первый вариант наиболее легкий для запоминания:

  • Источник:

    подскажите стишок что бы легче запомнить глаголы-исключения

    Ирина Анисимова Ученик (127) 7 лет назадГнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И обидеть, и терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья: Их на «е» писать нельзя! В них мы пишем букву «и». Как мы пишем, посмотри: Гонишь, держишь, смотришь, видишь, Дышишь, слышишь, ненавидишь, И обидишь, и терпишь,

    И зависишь, и вертишь.

    Вечный студент Высший разум (145271) 7 лет назадк примеру Чк, чн, щн, нщ Тучный, скучный и мучной, Мощный, точный и речной, Кочки, бочки, точки, Дочки и сыночки, Есть в словах чк, чн И встречается щн. Знаем точно: в тех словах Мы не пишем мягкий знак, В сочетании чк Места нет для смельчака.

    Мягкий знак не нужен там, Это сразу ясно нам! Однородные члены предложения Если стоят однородные члены, Их запятой раздели непременно. Дети рисуют, играют, сидят, Спорят, смеются, поют, говорят. Если же вдруг появился союз, То запятая тогда – лишний груз. Дети поют и смеются, Дружат и не дерутся.

    Если союз к нам пришел не один, Ставь запятую ты перед вторым. Я и пою, и танцую. Видишь, дружок, запятую? Перед союзами «а» и «но» Долгих сомнений быть не должно: Не думай впустую – Ставь запятую! Мы не шумим, а смеемся.

    Спорим, но не деремся! Кучка дерьма на краю пропасти Оракул (68439) 7 лет назад«Гнать, держать, бежать, обидеть, слышать, видеть, и вертеть, и дышать, и ненавидеть, и зависеть, и терпеть» .

    *Вариант: Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть — Вы запомните, друзья, Их на «Е» спрягать нельзя. Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на «-ить» , Исключая: брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держа

    И зависеть, и вертеть.

    Ирина Васильева Просветленный (31358) 7 лет назад»Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещё терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть» Можно и отдельно запомнить, применяя метод ассоциации: Глаголы-исключения на -еть: Представьте вора, который залез в пустую квартиру, но вдруг увидел там огромную собаку: Он будеть СМОТРЕТЬ на неё и будет её ВИДЕТЬ, буудеть НЕНАВИДЕТЬ, но ТЕРПЕТЬ, он хочет её ОБИДЕТЬ, но боится, потому что ЗАВИСИТ от неё, вот и ВЕРТИТСЯ. Глаголы-исключения на -ать: Представить себе лошадь: Вы её будете ГНАТЬ, будете ДЕРЖАТЬ и будете СЛЫШАТЬ, как она будеть ДЫШАТЬ. Артем Семыкин Профи (703) 2 года назад

    а

    Саша Гергелюк Ученик (121) 2 года назад

    незнам

    Настя Пр Знаток (315) 2 года назадГнать, дышать, держать, зависеть,Видеть, слышать и обидеть,А еще смотреть, вертеть,Ненавидеть и терпеть.Или иначе:Смотреть, терпеть, обидеть,Зависеть, ненавидеть,Видеть, слышать, гнать,

    Вертеть, дышать, держать.

    Аня Искорнева Ученик (189) 2 года назадГнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И обидеть, и терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья: Их на «е» писать нельзя!

    В них мы пишем букву «и».

    АНДРЕЙ КУЗНЕЦОВ Ученик (165) 1 год назад«Гнать, держать, бежать, обидеть,слышать, видеть, ненавидеть,и зависеть, и терпеть,

    и ещё дышать, вертеть».

    Дима Шеварыкин Профи (826) 1 год назад

    Незнаю

    Макс Ученик (182) 1 год назад

    Нас так учили:
    Гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, и зависить и смотреть и опять терпеть, вертеть.

    Анжела ника Ученик (212) 1 год назад

    Просто выучи их

    Мария Пухова (Меженина) Знаток (398) 11 месяцев назад

    Спс

    Источник:

    Стишок про слова-исключения 1 и 2 спряжения глаголов

    Умение грамотно писать – непременное условие образованности и общего интеллектуального любого человека.

    Русский язык – это национальная гордость России, его воспевали в своих стихах русские поэты (одно “Мы знаем, что ныне лежит на всех…” чего стоит!), его учат иностранцы, он служит средством культурного обмена на всей территории постсоветского пространства. И русскому человеку не знать правила русского языка попросту стыдно.

    Источник: https://soveti-masterov.com/bez-rubriki/kak-zapomnit-glagoly-isklyucheniya.html

    Как запомнить глаголы-исключения | Сделай все сам

    Как запомнить глаголы-исключения

    Впервой с темой «Спряжение глаголов» ученики знакомятся в 4 классе. Безударные собственные окончания у глаголов 1-го и 2-го спряжения – одна из особенно трудных тем в русском языке. И крупнейшую сложность тут вызывают глаголы-исключения, не подчиняющиеся всеобщему правилу.

    Инструкция

    1. Сложность заключается в том, что эти, ничем не отличающиеся от других слова, легко нужно запомнить.

    А дабы запомнить, нужно придать двум словам на –ить и одиннадцати на –еть и –ать какую-то осознанность.

    Если глаголы на –ить (брить и стелить) запоминаются довольно легко в силу их касательно редкой употребимости, то глаголы на –еть и –ать синонимичны и сложны для запоминания.

    2. Введите их в контекст. Еще отменнее, если данный текст будет рифмованным, что легче запоминается. Вот, скажем, пример стишка для глаголов не на –ить, относящихся к 1 спряжению.Гнать, удерживать, глядеть и видеть,дышать, слышать, ненавидеть,и зависеть, и крутить,и огорчить, и терпеть. Вы запомните, друзья,Их на “-е ” спрягать невозможно.

    3. Навык показывает, что хоть и рифмованные, но легко перечисляемые глаголы не дюже запоминаются детьми. Наполните эти слова определенным смыслом. Сделайте их героями какой-либо бесхитростной сказки. Ученики-четвероклассники еще дюже любят данный стиль. Больший результат получится, если дети сами будут принимать участие в сочинительстве.

    4. Дайте детям домашнее задание: нарисовать тематический рисунок, где тем либо другим образом отразились бы 13 глаголов-исключений.

    Обсудите на уроке работы, исподволь принуждая детей повторять и повторять глаголы, комментируя свои рисунки. Включайте в урок музыку. Пойте слова, которые необходимо запомнить.

    Все совместно сделает у ребят устойчивые образы глаголов-исключений.

    5. В завершение предложите выучить еще одно стихотворение-песенку:Дюже хочетсяЧерез стеклышко глядеть – Целый мир зеленым видеть,Лук и слезы ненавидеть.

    Обучиться боль терпеть,Чтоб не мог никто огорчить,Чтоб от крепких не зависеть,Дабы слабым не крутить.

    Как же хочется: все слышать,Птицу синюю удерживать,Чистым воздухом дышать,Целый мир зеленым видеть…Не торопитесь мысли гнать,Нужно примитивно помечтать!

    Глагол является одной из примечательных частей речей, которая обозначает процессуальный знак предмета, то есть действие, состояние либо отношение. Глагол характеризуется грамматическими категориями вида, залога, наклонения, времени и лица.

    Правописание окончаний

    Все глаголы принято разделять на две группы: глаголы, которые относятся к первому спряжению, и глаголы, которые отностся ко второму спряжению.

    Ко второму спряжению дозволено отнести все глаголы на –ить (исключениями являются «брить», «стелить», «зиждиться»), а также глаголы-исключения на –еть и –ать («гнать», «дышать», «глядеть», «видеть», «слышать», «крутить», «огорчить», «терпеть», «зависеть», «ненавидеть», «удерживать»). Все остальные глаголы принято относить к первому спряжению.

    Примечание: существует несколько разноспрягаемых глаголов, которые невозможно отнести ни к первому, ни ко второму спряжению: «дать», «сделать», «есть», «бежать», «хотеть». В случае, если у глалога присутствует приставка обез-, обес- переходные, он спрягаются по второму спряжению, в отвратном случае – по первому спряжению.

    Если глагол первого спряжения стоит в грядущем времени, то пишется окончание –ете. Если поставить такой глагол в повелительное наклон, окончание меняется на –ите. Скажем: «Вы вышлете на этой неделе письмо», но «Вышлите неотложно документы».

    Мягкий знак (ь) в глаголах

    Мягкий знак пишется в нескольких случаях. 1-й – исходная форма глагола. 2-й – когда глагол ставится в повелительное наклон.

    3-й – в окончаниях глаголов второго лица исключительного числа в реальном и простом грядущем временах. Четвертый – в возвратных глаголах.Скажем: «писать», «поправь», «предпочтешь», «погнулись».

    Мягкий знак не пишется в форме третьего лица исключительного числа подлинного либо простого грядущего времен.Скажем: «умывается».

    Правописание суффиксов

    Глаголы с суффиксами –ыва- и –ива-, которые имеют значение несовершенного вида, пишутся с гласными –ы- и –и-. Скажем: «размазывать», «упрашивать», «настаивать», «свертывать», «заваливать», «выкидывать».Глаголы несовершенного вида с суффиксами –ва-, которые имеют форму первого лица, дозволено проверить по написанию гласной перед буквой «в».Скажем: «заст-а-ва-ть – заст-а-ть».

    Примечание: в некоторых глаголах-исключениях на –вать пишется суффикс –ева- на месте непроверяемого безударного гласного: «затм-ева-ть – затмить»; «продл-ева-ть – продлить»; «встр-ева-ть – встрять»; «обур-ева-ть – уборить» и т.д.Также различают глаголы, заканчивающиеся на –еть и на –ить. Глаголы, оканчивающиеся на –еть, – это неперходные глаголы 1-го спряжения.

    Они имеют значение «купить чей-то знак, стать каким-либо».Скажем: «посуроветь», т.е. «стать грозным»; «обессилить», т.е. «стать бессильным»; «обездушить», т.е. «стать бездушным» и т.д.Глаголы, которые оканчиваются на –ить, – это переходные глаголы второго спряжения. Они имеют значение «наделить каким-нибудь знаком, сделать объект каким-либо». Скажем: «обезболить», т.е.

    «перестать боль»; «обессилить», т.е. «лишить сил»; «обезвредить, т.е. перестать урон» и т.д.Глаголы, которые оканчиваются на –енеть и –енить, в своем написании не согласуются с соответствующими относительными прилагательными, в которых пишется в суффиксе буква «я», скажем: «кровяной», «травяной», «деревянный» и т.д.

    Исключение составляют глаголы «багрянеть» и «багрянить», в которых пишется буква «я» так же, как в прилагательном «багровый».

    по теме

    по теме

    Обратите внимание!

    Дети обязаны узнавать глаголы-исключения не только в исходной, но во всех личных формах исключительного и множественного числа.

    Источник: http://jprosto.ru/kak-zapomnit-glagolyiisklyucheniya/

    Правила правописания: глаголы исключения и как их запомнить

    Как запомнить глаголы-исключения

    На первый взгляд может показаться, что правила русского правописания очень простые, лёгкие и на их изучение не понадобится тратить слишком много времени. Но, на самом деле это далеко не так.

    К примеру, довольно трудными в изучении считаются глаголы исключения 1 и 2 спряжения. Но, если уделить этому вопросу немного времени, то в итоге всё получится, и вы останетесь довольны результатом.

    Основные правила глаголов исключения

    Школьники изучают глаголы исключения еще в четвертом классе. Поэтому большая часть людей, которые утопают в суровых буднях, просто забывают базовые правила грамматики.

    В нашем правописании есть много моментов, изучению которых нужно уделить особое внимание. Изменение глаголов по лицам, а также числам получило название – спряжение. В нашем языке у глаголов бывает первое, а также второе спряжение, они отличаются между собой лишь окончаниями.

    Согласно базовым правилам в русском языке спряжение в таком случаи можно определить двумя методами:

    1. Опираясь на ударные окончания слов в настоящем времени.
    2. В том случае, когда окончание слова безударное, то спряжение выявляют по суффиксу инфинитива.

    Чтобы быстро определить эту словесную форму, которая имеет безударное личное окончание, лучше всего сформировать неопределенную форму, а затем по суффиксу и выявить спряжение.

    Следует обязательно перечислить варианты слов первого спряжения:

    • слова, которые имеют в неопределенной форме суффикс –еть;
    • слова с частичками суффикса – ать;
    • всеми существующими словами, в которых присутствуют суффиксы -оть, -уть;
    • тремя словами, исключениями в которых есть суффиксы – ить. В данном случае, речь идёт о словах – стелить, брить, а также зиждиться (последнее слово практически не используется в русском языке).

    Что касается вариантов слов второго сопряжения, то к ним следует отнести:

    • слова у которых в неопределенной форме имеется суффикс –ить;
    • семью словами исключениями у которых присутствует суффикс –еть;
    • четырьмя словами исключениями, у которых есть суффикс – ать.

    Вышеперечисленные слова часто используются в речи, поэтому нужно точно знать их похождение и правописание. Спряжения в русском языке выступают постоянными грамматическими признаками определённых частей речи. Чтобы подобного рода информация лучше запоминалась можно выучить специальные стишки.

    Смотрите видео о том, откуда появились глаголы исключения.

    Преимущества использования стишков в глаголах исключениях

    Основным правилом в русском правописании является то, что главным отличием в окончании глаголов первого, а также второго спряжения выступает характер написания.

    Поскольку в большей части личных окончаний в первом спряжении нужно писать букву «е», в то время как во втором случае, необходимо писать букву «и».

    Иногда деткам бывает сложно, справится с такими правилами и выучить необходимые слова, поэтому в таких случаях идеальным помощником станут краткие стишки.

    При составлении стихотворений следует учитывать несколько моментов:

    1. Стих должен быть кратким.
    2. Все стишки на запоминание должны быть логичными, а не просто набор слов.
    3. При составлении стишка следует вставлять все слова, которые нужно запомнить.

    Чтобы повысить эффект от такого запоминания специалисты настоятельно рекомендуют давать дополнительные ассоциации. К примеру, деткам, у которых хорошо работает зрительная память, вы можете предложить нарисовать картинку, а точнее небольшую иллюстрацию к этим словам.

    По словам специалистов, очень важно, какие слова, а также какое их количество вы планируете вписать в текст. К примеру, если для запоминая, вы напишите длинный и трудный стих, в котором будут присутствовать все слова исключения, то:

    • во-первых, ребёнок должен будет выучить большой стих;
    • во-вторых, ему еще понадобится вспоминать ради каких слов, он учил весь текст.

    Правила по написанию окончания глагола исключения нельзя логически объяснить. С ними лучше просто смерится и запомнить. Для этой цели можно использовать различные стихи. Учитывая такое на первый взгляд, незначительное правило в правописании, вы сможете уйти от непредсказуемых конфузов во время общения либо при деловой переписке.

    Действующие способы по заучиванию

    Как показывает практика запомнить правила по таким словам довольно сложно. Поэтому учителя предлагают своим ученикам различные способы заучивания.

    К числу наиболее действующих вариантов по запоминанию слов исключения – глаголов, можно отнести три основных методики:

    1. Можно нарисовать небольшую картинку, где будет изображено движение, например нескольких человечков.
    2. Придумать маленький стишок и включить в него слова глаголы-исключения.
    3. Подбирать необходимые слова так, чтобы в итоге вы смогли их показать.

    Доказано, что рифмованные строчки, которые удачно соединены с движением, запоминаются в несколько раз быстрее. Вполне достаточно лишь начать стих, и дети практически сразу вспоминают определенную последовательность слов и в дальнейшем используют их в правописании.

    В заключении следует сказать о том, что глагол выступает незаменимой частью речи, поэтому как бы нам не хотелось, его все равно следует выучить.

    Он может изменяться по трём основным формам:

    1. По критериям времени.
    2. По лицам.
    3. По числовому порядку.

    В качестве исключения из правила в окончании глагола является безударное окончание. Поскольку считается, что их не так уж и трудно понять носителям русского языка.

    Читайте о том, как определить спряжение глагола.
    А также о наклонении глагола в русском языке.

    Чтобы поставить правильную букву в окончании слова, нужно следовать определённым правилам:

    • можно попробовать поставить слово в начальную форму, а затем понять на какие буквосочетания они заканчиваются. Если использовать неопределенную форму (простыми словами инфинитив), то перед –ть находятся гласные буквы, на которые можно смело ориентироваться;
    • далее можно вспомнить правило в правописании – если в слове перед сочетанием –ть находится буква «и», то это второе спряжение.

    Чтобы быстрее разобраться с этим вопросом, лучше всего воспользоваться специальной таблицей глаголов исключения.

    Источник: https://www.rutvet.ru/pravila-pravopisaniya-glagoly-isklyucheniya-i-kak-ih-zapomnit-11475.html

    Использование таблицы для запоминания спряжения глаголов в русском языке

    Как запомнить глаголы-исключения

    Знать написание окончаний глаголов без ударения – одно из трудных правил русского языка. Зависит от того, как будет меняться эта часть речи. Спрягать, то есть изменять по лицам и числам — это и есть «спряжение».

    Спряжений немного, их два, у каждого существует своё правописание. Имеются слова, которые пишутся не по правилу, требующие необходимого заучивания. Сначала нужно запомнить слова, относящиеся к 1, а потом ко 2 спряжению.

    • Спряжение глаголов
    • Окончания
    • Глаголы разноспрягаемые
    • Дополнительные рифмовки
    • Полная таблица для запоминания правила

    Спряжение глаголов

    Спряжение — один из постоянных признаков. Закон действует только для окончаний без ударений. Когда эта грамматическая часть слова ударная, то правило, о котором далее будет идти речь, не поможет.

    Если правописание определяется по окончаниям, на которые не падает ударение, то следует знать, что ударная буква «е» характерна для первого, а буква «и» — для 2 -го. Это можно представить таким образом:

    • свистеть — свистишь, свистите — свистят (2 спр.);
    • бить — бьёшь, бьёт, бьют (1 спр.).

    : примеры и правила написания слова с суффиксом -оньк-.

    Можно проспрягать слово «расти» и пронаблюдать за всем происходящим по таблице:

    ЧислоЛицо1 спряжение
    единственное1Я расту
    2Ты растёшь
    3Он растёт, она растёт
    множественное1Мы растём
    2Вы растёте
    3Они растут

    Из этого примера видно: в конце слов наблюдаются такие сочетания: -у — -ю; -ешь — -ёшь; -ете — -ёте; -ем — -ём; -ут — -ют.

    Для определения формы, поглядим на окончание. Нельзя оставлять ударение без внимания!

    : прописные и строчные буквы — как их пишут в русском языке?

    Окончания

    Нахождение решения возможно в том случае, если личные окончания безударные.Тогда используется нехитрый закон орфографии. Схема обязательных действий:

    1. Вначале необходимо образовать инфинитив, не нарушая видовую принадлежность (что делаешь? = что делать? что сделаем? = что сделать?).
    2. Определить, что находится перед окончанием неопределённой формы –ть.
    3. К 1 спряжению относятся слова с гласной буквой «е», но есть семь слов исключений (о них будет сказано позже).
    4. Сюда же следует отнести слова с гласной «а» (имеются четыре исключения). (Они будут представлены в рифмованных строчках, облегчающих запоминание).
    5. Три глагола с буквой «и»: зиждиться, брить и стелить.
    6. Остальные глаголы, оканчивающиеся на -уть, -оть, -ять, -ыть и так далее.

    К 2 спряжению относятся:

    1. С буквой «и» перед окончанием инфинитива –ть. Глаголы, относящиеся к 1 спряжению с данной гласной, в этот список не включаются.
    2. Семь, оканчивающихся на –еть (обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, смотреть, терпеть).
    3. Четыре на –ать (гнать, держать, слышать, дышать), всевозможные формы с приставками тоже относятся к этому исключению. Например, придержать, отогнать, недослышать.

    Чтобы запомнить 2 спряжение, очень кстати будут такие строчки в рифму:

    Ко второму спряжению

    Отнесем мы, без стеснения,

    Глаголы, с окончанием на –ить ,

    Исключая брить, стелить,

    А еще: смотреть, обидеть,

    слышать, ненавидеть, видеть ,

    гнать, держать, дышать, терпеть,

    а ещё зависеть и вертеть.

    : качественные прилагательные, примеры в русском языке.

    Глаголы разноспрягаемые

    К таким «двуличным» следует отнести те части речи, которые имеют в одной или нескольких формах частично окончания первого и второго спряжения. Таких слов немного, запомнить их не составит большого труда: хотеть, бежать и чтить.

    Уже можно подводить итоги сказанному. Чтобы определить, к какому спряжению относится искомая значимая часть речи, и какую гласную нужно написать в окончании, необходимо определить, на какую часть слова падает ударение.

    Если ударная буква находится в окончании, она в сильной позиции. Эта гласная диктует свои условия, и сомнений тут никаких не будет.

    Но, если окончание в безударном положении, тогда следует применять все свои знания: таблицу спряжений, стихи с исключениями, всё, что известно о глаголах.

    Дополнительные рифмовки

    В качестве примера можно привести ещё несколько стихотворений.

    Глаголы на -ить отнесём ко второму,

    а к первому на -ять и остальные вместе с ними по орфографии закону.

    Не забудем исключенья, их запомним, без сомненья.

    А ещё есть хорошая детская песенка про мечту и хорошую жизнь.

    Очень хочется на мир смотреть –

    Всё вокруг зеленым видеть,

    Страх и слезы ненавидеть.

    Научиться многое терпеть,

    Чтоб не смог никто обидеть,

    Чтоб от сильных мира не зависеть,

    Чтоб беззащитным не вертеть.

    Как приятно все слышать,

    Птицу синицу в руках держать,

    Чистым воздухом вокруг дышать,

    Весь мир красивым видеть…

    Не спешите мысли гнать,

    Надо лишь исключения знать!

    При использовании рифмованных строк, заучиваются слова, которые разрозненно трудно запомнить. Контекст любого стихотворного произведения понятен и доступен детям. Ведь именно в детстве (начальные и 5-6 классы) школьники знакомятся с категориями и особенностями различных частей речи русского языка.

    Полная таблица для запоминания правила

    Таблица спряжений глаголов в виде схемы содержит в сокращённом виде то, о чём говорилось выше.

    I спряжениеII спряжение.
    1. Глаголы-исключения на -ить: брить, стелить, зиждиться1. Глаголы на –ить.
    2. Глаголы на –ать.2. Глаголы-исключения на –ать: гнать, дышать, слышать, держать.
    3. Глаголы на –еть.3. Глаголы-исключения на –еть: смотреть, видеть, ненавидеть. зависеть, терпеть, обидеть, вертеть.
    4. Глаголы на –оть, -уть, -ыть, и т.д.
    Окончания: Ед.ч Мн.ч. 1 л . –у, -ю 1 л . -ем 2 л . –ешь 2 л . -ете 3 л . – ет 3 л . – ут (-ют)Окончания: Ед.ч Мн.ч. 1 л . –у, -ю 1 л . -им 2 л . –ишь 2 л . -ите 3 л . – ит 3 л . – ат (-ят)

    Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/vyuchit-spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyke-po-tablitse.html

    Глаголы-исключения I и II спряжения – правила правописания и определения

    Как запомнить глаголы-исключения

    Очень важно научиться устанавливать спряжение глаголов, однако ещё важнее – знать глаголы-исключения 1 и 2 спряжения. Эта памятка поможет без труда определять необходимое. Для закрепления материала хорошо прорешивать тренажеры с проверкой онлайн, чтобы к экзамену быть в полной готовности.

    Глаголы II спряжения и их исключения

    Чтобы научиться выявлять II спряжение глаголов, достаточно знать, какие личные окончания они будут иметь:

    Лица
    Числа1-е2-е3-е
    Единственное-у (-ю)-ишь-ит
    Множественное-им-ите-ят (-ат)

    Слово нужно проспрягать, то есть изменить по лицам и числам, чтобы увидеть нужные окончания и верно определить спряжение.

    Таблица ниже наглядно представляет примеры.

    Лица
    Числа1-е2-е3-е
    ЕдинственноеЯ лечуТы летишьОн / она / оно летит
    МножественноеМы летимВы летитеОни летят

    Имеются вдобавок глаголы 2-ого спряжения, которые являются исключениями. Дабы не ошибиться, желательно заучить их: вертеть, гнать, держать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, дышать, слышать.

    В начальной форме все они оканчиваются на –ать и –еть, поэтому кажется, что они принадлежат 1-ому спряжению. Однако легко проверить, к какому спряжению принадлежит глагол, если просто проспрягать его.

    Примеры:

    • видеть (вижу, видит, видим, видите, видишь, видят);
    • вертеть (вертите, вертим, вертят, верчу, вертишь, вертит).

    Глаголы I спряжения и их исключения

    Безошибочно научиться выявлять глаголы 1-ого спряжения весьма просто. Достаточно лишь заучить следующие окончания: -ю(-у), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ют(-ут).

    Примеры:

    • я мету, ты метёшь, он/она метёт, мы метём, вы метёте, они метут;
    • я копаю, ты копаешь, он/она копает, мы копаем, вы копаете, они копают;
    • я живу, ты живёшь, он/она живёт, мы живём, вы живёте, они живут;
    • я сдаю, ты сдаёшь, он/она сдаёт, мы сдаём, вы сдаёте, они сдают;
    • я плету, ты плетёшь, он/она плетёт, мы плетём, вы плетёте, они плетут.

    Особенные слова 1-ого спряжения составляют лишь 2 глагола-исключения:брить и стелить

    Их очень легко спутать со 2-ым спряжением, ведь перед суффиксом –ть стоит буква «И», которая обычно и указывает на глаголы II спряжения. Проверка: брить – брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют.

    Однако глагол стелить особенный, он употребляется исключительно в форме инфинитива или прошедшего времени. Личные формы слова стелить получится образовать лишь от глагола стлать.

    Как определить спряжение глагола в русском языке

    В русском языке спряжение можно выявить двумя способами:

    • по окончанию (если оно стоит в ударной позиции);
    • по суффиксу (если окончание находится в безударной позиции).

    Метод выявления спряжения по ударному окончанию

    Примеры:     

    • печь – ты печёшь, она/он печёт, они пекут (1);
    • кричать – ты кричишь, она/он кричит (2);
    • велеть – ты велишь, она/он велит, они велят (2);
    • течь – ты течёшь, она/он течёт, они текут (1);
    • молчать – ты молчишь, она/он молчит, они молчат (2);
    • таить – ты таишь, она/он таит, они таят (2);
    • жечь – ты жжёшь, она/он жжёт, они жгут (1).

    Чтобы подобным образом выявить спряжение, необходимо обязательно изменить глагол по числам и лицам, потому как инфинитив не указывает на спряжение.

    Примеры:

    • лить – льёшь, льют (1 спр.);
    • гореть – горишь, горят (2 спр.);
    • мыть – моешь, моют (1 спр.);
    • рыть – роешь, роют (1 спр.), галдеть – галдишь, галдят (2 спр.).

    Установить, как спрягается глагол с личным окончанием, находящимся в безударной позиции, можно по суффиксу. 

    Для выявления спряжения следует глаголы поставить в инфинитив (начальную или неопределённую форму), а затем внимательно посмотреть на букву, которая находится перед –ть.

    Примеры:

    • стреляет – стрелять;
    • трещит – трещать;
    • моргает – моргать;
    • валяет – валять;
    • дрыгает – дрыгать;
    • закаляет – закалять;
    • топчет – топтать;
    • петляет – петлять;
    • пеняю – пенять;
    • повелеваю – повелевать;
    • подставляю – подставлять;
    • закапываю – закапывать;
    • конструирую — конструировать.

    Итак, сделаем выводы:

    • безошибочно возвести глагол в начальную форму помогут вопросы: «Что делать?», «Что сделать?»;
    • к 1-ому причисляют те слова, которые оканчиваются на –оть, -ыть, -ть, -еть, -уть, -ять при возведении в начальную форму;
    • ко 2-ому относятся те, которые при возведении в инфинитив оканчиваются на –ить, их всегда легко узнать.

    Разноспрягаемые глаголы

    Разноспрягаемые – это особые глаголы, изменяющиеся по лицам и числам и приобретающие при этом окончания как 1-ого спряжения, так и 2-ого. 

    К подобным причисляют глаголы – хотеть, бежать.

    Проанализируем:

    • хотеть – как в 1-ом: хочу (я), хочешь (ты), хочет (он); как во 2-ом: хотим (мы), хотите (вы), хотят (они);
    • бежать – как в 1-ом: они бегут; как во 2-ом: я бегу, ты бежишь, он бежит, мы бежим, вы бежите.

    Как запомнить глаголы исключения

    Усвоить правило бывает сложно, поэтому ниже будут представлен стишок, который поможет без труда заучить глаголы-исключения:

    Гнать, держать, смотреть и видеть,

    дышать, слышать, ненавидеть,

    и зависеть, и вертеть,

    и обидеть, и терпеть.

    Вы запомните, друзья,

    Их на «-е» – спрягать нельзя.

    В этих глаголах мы пишем лишь: «и» (ты видишь, он видит и видят они).

    Ребёнок, который ходит в 3-4 класс и начинает изучать спряжение глаголов, без труда зазубрит исключения с помощью простых стишков:

    Как начнёшь меня ты гнать,

    Перестану я дышать,

    Перестанут уши слышать,

    Ну а руки – всё держать.

    На меня начнёшь смотреть,

    Будешь ты меня вертеть

    Буду всё равно терпеть,

    Буду от тебя зависеть,

    Раз ты смог меня обидеть.

    Буду я тебя не видеть,

    А открыто ненавидеть.

    Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/glagoly-isklyucheniya-1-i-2-spryazheniya.html

    Памятка глаголов-исключений 1 и 2 спряжения

    Как запомнить глаголы-исключения

    Изучая правила орфографии в русском языке, постоянно натыкаешься на слова-исключения. Обычное заучивание не приводит к эффективному результату. Со временем эти слова забываются. Для фиксирования в памяти нелогичной информации разработаны способы, которые будем использовать для запоминания глаголов-исключений 1 и 2 спряжения.

    Спряжение – это способ, который позволяет изменить глагол по 3 формам лица в единственном и множественном числе.

    Знание основных правил и слов-исключений поможет в правильном написании окончаний.

    Как определить спряжение глагола

    1. Найти неопределенную форму (задать вопросы: «Что делать?», «Что сделать?»).
    2. Посмотреть какая гласная буква стоит перед -ть.

    Глаголы 1 спряжения

    Определяются по буквам, которые стоят перед -ть в суффиксах: а, о, у (ну), е, я.

    Например:

    • а-ть – покупать, собирать;
    • о-ть – колоть, полоть;
    • у (ну)-ть – тонуть, подкапнуть;
    • е-ть – реветь, потеть;
    • я-ть – веять, сочинять.

    Проспрягаем глагол «покупать»:

    ЧислоЛицо1 спряжение
    ОкончанияПримеры
    Единственное1 (я)-у, -юпокупаю
    2 (ты)-ёшь, -ешьпокупаешь
    3 (он, она, оно)-ёт, -етпокупает
    Множественное1 (мы)-ём, -емпокупаем
    2 (вы)-ёте, -етепокупаете
    3 (они)-ут, -ютпокупают

    Не относятся к 1 только:

    1. брить;
    2. стелить;
    3. зиждиться;
    4. зыбиться.

    Слово «зиждиться» означает опираться на что-нибудь, основываться на чём-нибудь. «Зыбиться» значит колебаться. Это редкие слова и в современной речи часто не употребляются, но знать их надо.

    Спряжение глаголов-исключений:

    СловоЛицо
    123
    ед. ч.мн. ч.ед. ч.мн. ч.ед. ч.мн. ч.
    Бритьбреюбреембреешьбреетебреетбреют
    Стелитьстелюстелемстелешьстелетестелетстелют
    Зиждитьсязиждюсьзиждимсязиждишьсязиждетесьзиждитсязиждятся
    Зыбитьсязыблюсьзыблемсязыблешьсязыблетесьзыблетсязыблются

    Глаголы 2 спряжения

    Находятся по суффиксу, в котором перед окончанием -ть стоит буква .

    Например:

    • косит – косить;
    • варю – варить.

    Проспрягаем глагол «проводить» в таблице:

    ЧислоЛицо2 спряжение
    ОкончанияПримеры
    Единственное1 (я)-у, -юпровожу
    2 (ты)-ишьпроводишь
    3 (он, она, оно)-итпроводит
    Множественное1 (мы)-импроводим
    2 (вы)-итепроводите
    3 (они)-ат, -ятпроводят

    Глаголы-исключения:

    • 4 глагола на -ать;
    • 7 глаголов на -еть.

    Как выучить исключения

    Для быстрого и длительного запоминания используют понятные и простые для восприятия способы.

    Ритмичная запоминалка

    Рифмованные стишки содержат слова, которые надо запомнить. Их необходимо заучивать наизусть и использовать в работе.

    Этот способ запоминания вовлекает в образовательный процесс в виде игры, считалки, способствует тренировке памяти и лучшему восприятию.

    Ассоциативный рассказ

    Ещё один способ запоминания – методом ассоциаций. Заключается в установлении связи между словами, не имеющими ничего общего между собой. Связь может быть шуточной, смешной, сказочной, фантастической. Чем необычнее рассказ, тем легче запомнить:

    Что, если друзья не могут терпеть друг друга? Такое бывает – просто ненавидят! Увидишь – смотришь, терпишь и думаешь, как бы посильней обидеть. А всё из-за чего? Никогда не прощу! Взял и побрил мою собаку. Теперь, мне кажется, что она мерзнет и приходится стелить ей тёплую постель.

    Но мы всё равно общаемся, зависим мы друг от друга – вместе делаем домашку. Хотя недавно я решил задачу, а он провертел тетрадь, а потом у меня списал. Случается, я скажу что-то обидное, а он услышит – и гоняет меня по школе.

    От быстрого бега аж дышать тяжело! Вот так, ненавидим и жить друг без друга не можем!

    Таблица с картинками

    Помогает лучше понять и запомнить, особенно с хорошей зрительной памятью. Наглядные таблицы концентрируют внимание, развивают логическое мышление и речь, способствуют усвоению материала. Таблицы, которые всё время на виду, гораздо легче запоминаются.

    Источник: https://KakPishem.ru/chasti-rechi/glagol/pamyatka-glagolov-isklyucheniy-1-i-2-spryazheniya.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.