Когда читается великий покаянный канон андрея критского

Содержание

Великий канон святого Андрея Критского – текст канона, перевод, АУДИО

Когда читается великий покаянный канон андрея критского

Канон Андрея Критского – один из величайших богослужебных текстов – покаянный канон, сочетающий в себе переплетение образов Священного Писания, высокую поэзию и точный портрет человека.

В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается канон прп. Андрея Критского.

Великий канонАндрея Критского — это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты.

Начинается он текстом, обращенным ко Христу: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» — с чего же начать мне каяться, ведь это так трудно.

«Гряди, окаянная душе, с плотию твоею. Зиждителю всех исповеждься…» — удивительные слова, тут и христианская антропология, и аскетика: плоть тоже должна участвовать в покаянии, как неотъемлемая часть человеческого естества.

Разбираем текст канона — толкование трудных мест

  • По страницам канона св. Андрея Критского — статья филолога Л. Макаровой

Про автора канона. Об Андрее Критском

В Великом каноне Андрея Критского речь идет о покаянии души и о сложном пути души по направлению к Небесному Отцу, к Богу. Автор канона писал его на склоне лет, прожив длинную и трудную жизнь. Андрей Критский появился на свет в Сирии, в Дамаске. Он жил и трудился в Сирии, в Константинополе, на Крите.

Эта поэма посвящена покаянию его собственной души, но личная история пропущена через призму истории Ветхого и Нового Завета. Великий христианский богослов и автор множества гимнов, святитель Андрей Критский известен в большей степени благодаря покаянному канону, который читается во время Великого поста.

При рождении Андрей Критский не мог говорить, причастившись в семь лет Святых Таин, он обрел голос. Подростком он вел аскетичную жизнь монаха в монастыре преподобного Саввы Освященного. Позже он стал архидиаконом при храме Святой Софии в Константинополе.

Его мощи были перенесены в Константинополь, но скончался он на острове Лесбос, до конца служа Церкви и Господу.

Почему канон называется Великим?

Канон Андрея Критского содержит около 250 стихов, он достаточно большой по форме и непрост по содержанию. В оригинале канон Андрея Критского был написан на греческом языке, позже его перевели на церковнославянский язык, именно в таком виде мы слышим его в храме.

Поскольку во время чтения великого канона совершается много земных поклонов, может показаться, что прочесть канон тяжело в первую очередь физически. Но суть канона святителя Андрея Критского, разумеется, не в физическом, а в духовном труде. Существует много переводов канона Андрея Критского.

Чтобы понимать не только содержание канона, но и его смысл, лучше всего прочитать Священное Писание. Считается, что он наиболее полно раскрывает весь ужас греха и страдания души, пораженной им.

канона

Канон Андрея Критского разбит на четыре части. Это великое поэтическое и богословское произведение, которое готовит верующих к поприщу Великого поста. Ведь суть поста не в ограничении в пище, а в духовном упражнении, в том, чтобы научиться покаянию и молитве.

После каждого небольшого стиха, по сложившейся традиции, верующие совершают земной поклон. Канон Андрея Критского состоит из более чем 250 строф. Его текст находится в Триоди постной. Великий канон Андрея Критского положен на музыку и исполняется многоголосием.

Когда читается канон Андрея Критского

На первой неделе Великого поста в течение четырех дней в храме читается покаянный канон Андрея Критского. В центре Великого поста — изменение человека, изменение через покаяние. Без покаяния невозможна духовная жизнь и возрастание человеческого духа. Раскаяние в грехе предполагает совершить суд над самим собой, а судить себя сложно, но необходимо, если речь идет о духовном росте.

Многие христиане, которых называют «неофитами», недавно уверовавшие, приходят на богослужения Великого поста. Им кажется тяжелым выстоять длительное покаянное богослужение, которое говорит о покаянном и непростом пути грешной человеческой души к Совершенному Создателю. Практика чтения канона бывала разной в разных древних рукописях.

Церковь решила поделить канон на четыре части, чтобы постепенно подготовить человека к великому покаянию. Если прочитать весь канон сразу, ощущение будет тяжелым. Устав Церкви предлагает читать канон Андрея Критского по частям. Но в четверг (или в среду вечером) пятой седмицы Великого поста канон Андрея Критского читается снова, уже целиком.

К этому моменту человек уже подготовлен к длительному богослужению обычно духовно. Как пример великого покаяния читается житие Марии Египетской. Ведь именно Мария Египетская достигла святости, выдержав великий подвиг покаяния. Канон Андрея Критского напоминает нам о силе Божьей благодати, которая очищает любое сердце.

Даже то, которое, казалось бы, окончательно погрязло во грехе.

Канон Андрея Критского можно читать и дома. Молитвослов как книга появился только в VIII веке. В древние времена канон Андрея Критского читали и дома, тем более, в связи с огромным количеством переводов, можно уточнить суть фраз, которые непонятны на церковнославянском языке.

Если нет возможности прийти в храм, лучше прочитать канон Андрея Критского дома, чем не прочитать совсем. Это будет вполне уместно. Читать канон в келейной молитве в другое время, не только в период Великого поста, также допускается.

Чувство покаяния перед Господом, желание очиститься от греха должно сопровождать христианина не только в определенное время года.

6 удивительных фактов о каноне Андрея Критского

Великий покаянный канон — бесконечный повод для удивления. А вы знаете, что раньше его читали совсем не в те дни поста, что сейчас? Более того, что с Великим постом его создание вообще не связано? И еще — вы представляете, сколько длилась церковная служба в VII веке?

1. Великий покаянный канон — не единственное сочинение святого Андрея Критского, ему также принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники. Всего канонов, приписываемых перу святого Андрея Критского — более семидесяти.

2. Святой Андрей Критский был не только проповедником (ему принадлежит целый ряд «слов»-проповедей) и гимнографом, но и мелодом. То есть распевы, на которые исполнялись слова канона, тоже изначально были придуманы им.

3. Святого Андрея Критского считают изобретателем самой формы девятичастного канона — жанра церковной поэзии, своеобразной поэмы-гимна. Как жанр канон пришел на смену кондаку, который в древности также был многострофной поэмой.

Вообще же богослужения того времени отличались гораздо большей протяженностью. Так, Великий покаянный канон — отнюдь не самый пространный в творчестве Андрея Критского. И, например, только в том же VII веке, когда святитель начал проповедовать, предположительно сложилась форма Шестопсалмия. До того же во время службы Псалтирь прочитывалась полностью.

4. До XIV столетия на Руси придерживались Студийского устава, который предписывал петь Великий покаянный канон на Пятой седмице Великого поста. Иногда канон при этом дробили на части, иногда — он целиком входил в состав воскресной церковной службы. Традиция петь канон частями в первые четыре дня Великого поста предусмотрена в Иерусалимском уставе.

Когда в XIV веке Русская Церковь перешла на Иерусалимский устав, она восприняла, соответственно, и эту традицию. Традиция читать канон в четверг пятой седмицы имеет позднее происхождение.

5.Изначально же Великий покаянный канон вообще не связан со временем и богослужениями Четыредесятницы.

Часть исследователей считает, что это сочинение святого Андрея возникло как его предсмертная автобиография, как покаяние за участие в лжесоборе 712 года.

Тогда под давлением императора-ересиарха в числе других участников святитель подписал осуждение решений VI Вселенского Собора.

Уже через год император сменился, и все участники собрания принесли покаяние, особо поставив свои подписи под документами Вселенского Собора. Но, видимо, прошлый поступок не давал святому покоя. И тогда он создает свою обширную поэму о человеческом покаянии и пути человека к Богу.

6.Части, на которые делится Великий покаянный канон при исполнении на первой седмице Великого поста, по-гречески называются «мефимоны». Однако в русском обиходе это слово часто произносили как «ефимоны». Поездка героя на «ефимоны» описана в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне».

Дарья Менделеева

о каноне Андрея Критского:

Источник: https://www.pravmir.ru/kanon-sv-andreya-kritskogo-mp3-i-tekst-kanona/

Что такое, великий покаянный канон cвятого Андрея Критского – история происхождения

Когда читается великий покаянный канон андрея критского

Канон Андрея Критского — один из величайших богослужебных текстов — покаянный канон, сочетающий в себе переплетение образов Священного Писания, высокую поэзию и точный портрет человека.

Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великих повечернях читается покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30).

Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.

Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.

Великий канон — выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста. Основополагающая роль в написании текста канона принадлежит святому Андрею Критскому.

Почему Великий канон носит имя святого Андрея Критского?

Первоначальный текст Великого канона, составленный критским святым, впоследствии был восполнен другими христианскими авторами.

Несмотря на то, что это произведение и само по себе отличалось высоким художественным достоинством, имело высокое богословское и духовно-нравственное значение, последующие церковные писатели нашлись, чем обогатить и украсить его, доведя до уровня высочайшего литургического образца.

Считается, что оригинальный вариант был написан Андреем Критским под влиянием личных переживаний и поисков, глубокого покаянного сокрушения. Утверждают, что канон был написан им для себя. По оценке исследователей, первоначально сочинение не имело отчетливого разделения на песни и не содержало вошедших впоследствии ирмосов.

Утверждается, что ирмосы присоединил в своё время выдающийся отец Церкви, преподобный Иоанн Дамаскин, а преподобные Феодор и Иосиф Студиты добавили тропари: в честь самого святого Андрея и в честь преподобной Марии Египетской.

Почему канон назван Великим?

Принципиальным отличием Великого канона от прочих является объём его содержания: в Великом каноне насчитывают до 250 тропарей (см.: Канон). Между тем Великим он назван не только за обширность содержания, но и за поэтическое совершенство, глубину и возвышенность изложенного материала, проникновенность отображаемых чувств.

В историческом отношении линия канона разворачивается вдоль всей истории Ветхого и Нового Заветов: от жизни Адама и Евы через эпоху патриархов, царей и пророков до жизни Христа и Его поседователей.

В тематическом плане Великий канон затрагивает такие важнейшие разделы православно-христианского учения как догматический, нравственный, аскетический, высвечивает мерзость и опасность греха, являет красоту добродетели. Начинаясь словами, выражающими надежду и упование на Бога как на Помощника и Покровителя, канон воспроизводит плач покаянной души о грехах.

Тема глубокого личного покаяния сочетается с темой взаимоотношений Бога и человека вообще, и вместе — с темой личного преображения и обожения. Таким образом каждый отдельный богомолец ставится в целостную связь с судьбами мира.

Канон приводит множество назидательных примеров, заимствованных из жизни участников библейской истории: от гнусности, нечестивости, беззакония до сокрушения сердца, самоотвержения и христианского подвига. При этом эпизоды ветхозаветной истории гармонично переплетаются с фрагментами Нового Завета, обращениями к Господу Иисусу Христу.

Через обнажение духовного состояния грешников и праведников, через очерчивание их взаимоотношений с Создателем канон настраивает слушателя или читателя на вдумчивое осмысление собственной жизни, погружение в нравственный самоанализ; остерегает от зла, ориентирует на добро, ревность о добродетели; учит не забывать о Божественной Правде и Милосердии, Долготерпении и Любви.

цель творческого порыва преподобного Андрея и авторов, дополнивших текст, состояла в том, чтобы расположить грешника к сердечной молитве, непритворному, искреннему покаянию, твёрдой, непоколебимой надежде на Бога, пробудить (или усилить) стремление к восхождению от состояния душевного мрака в состояние святости; от пренебрежения Божьей благодатью к доверию, любви и полному послушанию Отцу и Сыну и Святому Духу.

Употребление канона за богослужением

Существует предание, что распространенная церковная практика чтения канона за богослужением сформировалась и утвердилась после сильнейшего землетрясения, случившегося в Константинополе в 790 году. Тогда, оберегаясь от действия землетрясения, монахини, уповая на Господа, читали этот канон в частном порядке.

Со временем к нему стали прибегать и другие христиане, используя его в дни наступления бедствий, а потом его стали читать широко, во время Великого поста. В современной традиции Великий канон читается за богослужением отдельными частями: в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы, в четверг пятой седмицы Великого поста.

Подписывайтесь на наш канал «78 & 078 Развлечения и Размышления Харькова» в Telegram.

Источник: https://www.078.com.ua/articles/4248-chto-takoe-velikii-pokajannyi-kanon-cvjatogo-andreja-kritskogo-istorija-proishozhdenija.html

Начало Великого поста. Великий канон св.Андрея Критского

Когда читается великий покаянный канон андрея критского

«Уклоняясь от греха, мы можем таким образом хоть чуть-чуть выразить свою любовь к нашему Небесному Отцу и Создателю и порадовать Его», — архиепископ Обуховский Иона.

Архиепископ Обуховский Иона

К Великому посту Церковь подводит нас несколько недель. В том числе удивительным песнопением, которое исполняется на Всенощном бдении, и мне очень жаль тех, кто не приходит на вечернюю службу и не слышит его, таким образом сознательно обделяя себя.

Это «На реках Вавилонских» — один из псалмов царя Давида, в котором он описывает состояние евреев, уведенных из Израиля в вавилонский плен. Там, в печали, сидя на берегах рек, они со скорбью воспевали тот Иерусалим, которого лишились, с болью вспоминали свое Отечество.

Песнопение заканчивается призывом: «Дщи Вавилоня окаянная… Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». Наверняка у тех, кто слышал эти слова, возникал вопрос: почему блаженны те, кто разбивает о камень младенцев?

Святые отцы толкуют этот псалом так: Иерусалим – это наше небесное отечество, Рай, которого когда-то лишил себя Адам, и которого лишены все мы, потомки Адама. Вавилон – символ греха. Вавилонские младенцы – символ греха в зародыше.

В Великий пост Церковь вновь и вновь призывает нас к борьбе с грехом. Но эта борьба весьма сложна: преодолевать грех, когда он уже овладел нами, крайне тяжело и зачастую бывает невозможно.

Если он уже пленил наше сердце, война с ним может продолжаться до самого последнего дня нашей жизни.

Поэтому Церковь призывает разбивать о камень веры грех в самом его зародыше — пока он еще слабый и немощный «младенец».

Только когда научимся отсекать страсти на уровне помыслов, мы сможем вернуться в наше небесное отечество. Поэтому этим постом попробуем следить за собой более внимательно.

Будем контролировать себя: если только возникают греховные мысли – осуждения, гнева, раздражения и других страстей, постараемся всеми силами давить их – молитвой, переключением на благие помыслы, призывая в помощь Благодать Божию.

Равняться на Господа

Накануне поста на литургии звучат замечательные слова апостольского чтения: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает…» (Рим. 14, 4).

Мы знаем, что одним из тяжелейших грехов является грех осуждения. Почему? Во-первых, он тяжек для каждого из нас по отдельности, ведь Господь часто попускает впадать нам именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближнего — чтобы показать, что мы такие же немощные, слабые и так же удобопреклонны ко греху.

Во-вторых, осуждение опасно тем, что мы, осуждая, сравниваем себя не со святыми, не с Господом — по слову апостола «подобны мне бывайте, как я Христу» (1 Кор. 4, 16), а с нашим, таким же падшим, как и мы, ближним.

Естественно, при таком сравнении преуспеть будет невозможно: это как если бы школьник, мечтающий поступить в престижный вуз, станет равняться не на золотого медалиста, а на двоечника. Так же и мы, если будем сравнивать себя с другими, никогда не возвысимся до Рая, для которого созданы.

Не суди другого за то, что он грешит не так…

Есть замечательные слова: не суди другого за то, что он грешит не так, как ты. Действительно, мы осуждаем людей в основном за те грехи, которые они совершают на наших глазах. И пускай наши собственные прегрешения сокрыты от окружающих, но мы-то знаем, что их у нас – масса, и эта масса тянет ко дну, не дает возвыситься к Небу.

Апостол, предостерегая от осуждения, дальше пишет: «…И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его». То есть в любой момент Господь может исцелить согрешающего человека.

Мы же, осуждая, забываем, что у нашего ближнего свои отношения с Господом, что его душа тоже предстоит пред Лицем Божиим, и он, может быть, уже покаялся и оплакал свой грех, в то время как мы продолжаем дерзновенно его судить.

Причем судим как живых, так зачастую даже и мертвых, похищая, как воры, у Господа Его власть, Его право…

Со словами апостола перекликается и Евангелие, которое читается накануне поста на воскресной литургии: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14).

Вдохновленные таким напутствием Господа, будем ступать день за днем по лестнице Великого поста, которая возводит нас на Голгофу, к Страстям Господним, возводит в Горний Иерусалим, возвещая свет Воскресения Христова. Постараемся идти, очищая шаг за шагом свою душу, поститься, воздерживаясь не только от пищи, но и — самое главное — от греховных поступков.

И давайте поститься с радостью, понимая, что делаем это ради нашего Небесного Отца и Создателя, Который любит нас, а мы любим Его и, уклоняясь от греха, можем таким образом хоть чуть-чуть выразить свою любовь к Нему и порадовать Его.

Источник

Источник: http://nikola-sov.cerkov.ru/2019/03/11/nachalo-velikogo-posta-velikij-kanon-andreya-kritskogo/

Великий канон Андрея Критского: от отчаяния к надежде | Милосердие.ru

Когда читается великий покаянный канон андрея критского

Фото с сайта mitchj.info

В первый понедельник Великого поста (11 марта), на вечерней службе, в полной темноте, все священство храма со свечами в руках под тихое пение хора выходит из алтаря в центр. Так начинается чтение Великого канона Андрея Критского, которое продолжается в Церкви вот уже почти 1200 лет.

Великий канон Андрея Критского называют покаянным. Но нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Великий канон — это плод покаяния, который принес Богу святой Андрей.

О событиях Священной истории св. Андрей говорит как о событиях своей жизни, и не находит в ней ни одного грешника, на которого сам не был бы похож.

Но человеку, который отваживается на покаяние — честную, без самооправдания, оценку себя — Господь дает возможность измениться. Этот путь — от отчаяния к надежде — и прославляет Великий канон.

Герои и образы канона

Праотеческий чин из церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, Ярославль, 1654 год. Фото с сайта skyscrapercity.com

Во время чтения Великого канона мы слышим множество имен, известных и не очень: Адам, Ева, Авель, Каин, Ламех, Хам, Давид, Соломон и т.д. Все это – реальные герои Священного писания, история жизни которых нам здесь приоткрывается. Но не это – главное.

«Ключ» к пониманию канона Андрея Критского в том, чтобы в библейских героях, в их падениях и подвигах увидеть свое падение и возможность восстания.

Святой Андрей рассказывает историю мира, отпавшего и возвращающегося к Богу, которая в то же время есть история души каждого из нас.

Потому что каждая душа проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором.

Но как же увидеть в героях Библии – самого себя?

Вот мы читаем в самом начале Канона: «Вместо Евы чувственный мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл, показуяй сладкая и вкушаяй присно горькаго напоения». («Вместо чувственной Евы восстала во мне Ева мысленная — страстный помысел, обольщающий приятным, но при вкушении всегда напояющий горечью»). Что все это значит?

Пример Евы увлек Адама к греху. Так же каждого из нас влечет к греху мысленная ева – страстный, грешный помысел.

Пока страсть у человека не удовлетворена, он страдает, мучается. С удовлетворением страсти он надеется получить удовольствие, избавление от мучений. Это и обещает душе страстный помысел, толкая ее на грех, как когда-то толкнул он на грех нашу праматерь Еву.

Но как Ева обманулась в надежде получить блаженство от запретного плода, так обманывается в своих расчетах человек, мечтающий найти в грехе нескончаемую сладость.

Как читать канон

Фото с сайта skyscrapercity.com

Покаянный канон Андрея Критского читается Великим постом два раза: первый раз с понедельника по четверг первой недели Поста (11-14 марта) по частям, и второй раз, полностью, в четверг пятой седмицы Поста, на службе стояния Марии Египетской (11 апреля).

В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Поста читается по девять песен Канона. В конце шестой песни поется кондак: «Душе моя, душе моя, что спиши…» В это время полагается земной поклон.

На Великий канон удобнее приходить со своим текстом с параллельным русским переводом, чтобы следить за ходом чтения в храме, лучше понимая смысл. Можно заранее прочитать канон дома (с переводом). Во время службы чтения Канона в храме гасят свет, поэтому можно заранее купить свечу и зажигать ее во время чтения.

Совет: Если вы хотите понять смысл Покаянного канона и читать про библейских героев как про старых знакомых, без знания Священной истории не обойтись. Ее краткий, но полноценный вариант (с картинками) можно найти в книге прот. Серафима Слободского «Закон Божий».

Андрей Критский работал директором сиротского дома 20 лет

Св. Андрей Критский. Современная фреска

Автора Великого покаянного канона, преподобного Андрея, архиепископа Критского (VII) до семи лет считали немым, — до этого возраста он не произнес ни слова. Когда же в семь лет святой Андрей впервые принял Причастие, немота прошла.

В четырнадцать лет святой Андрей поступает в монастырь и вскоре становится известен своей ученостью. Но богословие не мешает практическому милосердию: двадцать лет святой Андрей возглавляет Дом для сирот в Константинополе.

Здесь же он начинает заниматься церковной поэзией. Святого Андрея рукополагают в епископы и назначают на самую далекую кафедру империи — остров Крит.

Почти ссылка становится для епископа, монаха и поэта временем расцвета: на острове он строит не только храмы, но и дома для сирот и стариков, а также пишет каноны почти на все двунадесятые (самые главные) праздники и многие великопостные богослужения, в том числе и дивные песнопения Страстной седмицы.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/velikij-kanon-andreya-kritskogo-put-ot-otchayaniya-k-nadezhde/

Великий покаянный канон Андрея Критского Когда читается канон Преподобного Андрея Критского?

Когда читается великий покаянный канон андрея критского

Великий покаянный канон Андрея Критского читается в первые четыре дня Великого поста, по одной части за один раз. Полностью творение читается в седьмую неделю. Канон учит людей покаянию. Принимать свои грехи и учиться бороться с ними. Также это писание наставляет брать пример с чистых и бескорыстных людей.

Об Андрее Критском

Преподобный Андрей родился где-то в 660-х годах нашей эры, в городе Дамаск. Сказания передают, что до семи лет ребенок не мог разговаривать. Родители Андрея были верующие люди и часто посещали церковь. Однажды во время причастия на Критского сошло Божие благословение и он заговорил. После этого чуда родители отдали Андрея изучать основы религии.

Когда парню исполнилось 14 лет, его перевели на службу в Иерусалим, в Монастырь Гроба Господня. Андрей был очень разносторонне развитым молодым человеком, поэтому его сразу определили в нотарии.

Потом Андрей перебрался в Константинополь, где служил в доме сирот в сане диакона 20 лет. В этом же городе он начал писать свои песнопения, которые и по сегодняшний день широко используются в православной церкви.

После этого будущего святого отправили на остров Крит в сане епископа. Там он верно служил церкви, наставляя на путь истинный еретиков и давал поддержку верующим. Андрей на Крите построил несколько детских домов, храмов. За свою верную службу получил чин архиепископа. В 1740 году преподобный умер по пути из Константинополя на остров Крит.

О канонах

Андрей Критский первым начал писать каноны вместо кондаков. У святителя есть песнопения ко всем большим праздникам: Рождеству, Пасхе, Вербному Воскресенью и другим. Многие из них используются и в современной богослужебной минее. Каноны тесно связаны с «библейскими песнями». Структура этого песнопения имеет следующий вид.

Сначала идет ирмос, который является связующей цепью между библейской песнью и содержанием канона. Дальше идут тропари. Они поются попеременно с песнями. Самым выдающимся творением, несомненно, является великий канон преподобного Андрея Критского. Он учат нас покаянию.

Лучше всего просить прощения у Господа в Великий пост, когда читается канон Андрея Критского.

Песня 1

В первой песне канон Андрея Критского рассказывает о первородном грехе. Ева поддалась искушению Сатаны и дала яблоко Адаму. Он же, в свою очередь, соблазнился властью и попробовал его.

В этой песне Андрей говорит, что все мы грешные и если Господь покарал Адаму и Еву за нарушение одной заповеди, то как же накажет нас, нарушающих их почти все.

Нам остается только покаяться и просить прощения у Бога.

Песня 2

Во второй песне великий канон Андрея Критского рассказывает о том, как все мы поддались плотскому утешению. Во-первых, натянули одежду, устыдившись своего голого тела, которое было создано по подобию Господнему.

Второе — поставили во главу удовольствия и красоту телесную, а не душевную. Еще в этой песне великого канона Андрея Критского сказано, что мы подвержены всем земным страстям и, к сожалению, не хотим с ними бороться. За все эти грехи нужно искренне просить Бога простить нас.

Главное, самому понять свои плохие деяния и стремиться избавиться от них.

Песня 3

В ней великий покаянный канон Андрея Критского рассказывает, как Господь не выдержал безобразия, что творилось в Содоме, и сжег город. Только одному праведнику Лоту удалось спастись.

Андрей призывает каждого человека отречься от содомских наслаждений и скорей убегать. Грехи этого города преследуют нас каждый день, соблазняя повторить их, думаю, многие поддаются. Но, главное — остановиться, задуматься, что ждет нас в дальнейшем.

Какая будет у нас загробная жизнь после содомских развлечений.

Песня 4

В ней указывается, что лень — большой грех. Если человек, словно овощ, движется вперед, не осознавая себя и окружающий мир, то и конец его будет соответствующий. Патриарх из песни трудился днем и ночью, чтобы иметь две жены. Одна из них означала трудолюбие, а другая — разум. Благодаря этому сочетанию мы можем усовершенствовать созерцание и свою деятельность.

Песня 5

Покаянный канон преподобного Андрея Критского рассказывает о святом Иосифе, которого предали братья и возлюбленная, и продали его в рабство. Он спокойно все перенес, не серчал на свою судьбу.

Андрей говорит, что каждый из нас может предать своего ближнего. Но беда еще и в том, что мы каждый день предаем себя и свою душу.

Не терпя никаких бедствий, мы нарушаем заповеди Господни и даже не задумываемся об этом.

Песня 6

Андрей в этой песне призывает стать человечество на путь истинный. Не отворачиваться от Господа, как некоторые исторические персонажи. И верить, что как Бог рукой Моисея избавлял больных от проказы, так и нашу душу может простить за грехи её.

Песня 7

В седьмой песне канон преподобного Андрея Критского рассказывает, что какие бы тяжкие грехи не совершил человек, если он искренне покается, его простят. В обратном же случае кара Господня будет большой. Нужно молиться Богу в трех его обличиях и Матери Божией с покаяниями и просьбой о прощении.

Песня 8

Андрей повествует, что Господь наш каждому дает по заслугам его. Если человек жил праведно, то вознесется на небеса, как Илья на колеснице. Или же в жизни получит поддержку Бога, как Елисей для разделения речки Йордан. Если же жить в грехе, как Гиезия, то душа будет гореть в гиене огненной.

Песня 9

В этой песне великий канон Андрея Критского рассказывает, что люди забыли десять заповедей божиих, выбитых на скрижалях еще Моисеем. Они не присушиваются к писанию Евангелия.

Когда-то Иисус пришел в наш мир спасти нас. Он благословлял младенцев и стариков, потому что одни еще не успели покаяться в своих грехах, а другие уже не могли.

Если же человек в здравом уме, то он должен сам просить Господа о прощении.

Песни, которые читаются во вторник Великого поста

Песня 1

Здесь рассказывается, как Каин убил брата, позавидовав ему. Андрей просит жить своей жизнью праведно, не думая, кому и что Господь дал. Если человек будет жить по заповедям Божиим, то и ему в скором времени придет благодать. Нужно стремиться быть похожим на Авеля, который с чистой душой приносил свои дары Господу.

Песня 2

Призывает людей покаяться в том, что отвергли душевное богатство и придают значение только материальному. В погоне за одеждой и другими благами совсем забыли молиться Господу. Мы забываем, что душевно богатый человек будет намного более счастливым.

Песня 3

Эта песня канона Андрея Критского призывает жить так, как Ной, которому одному Господь дал шанс спастись. Или так, как Лот, единственно выживший из Содома. Потому что если будем грешить, то постигнет нас участь людей при потопе.

Песня 4

В познании сила. Нужно стремиться увидеть Бога в себе, и будет построена лестница в небо, как у патриархов. Мы в повседневной жизни подражаем Исаву, всех ненавидящему. Надо же жить в любви и гармонии.

Песня 5

Как весь еврейский народ жил в рабстве египетском, так и наша душа живет все время в грехе. Нужно набраться мужества и покончить с рабством. Даже если в первое время нужно будет помучиться, то в конечном результате мы приобретем истинную свободу духа. Тогда и жить станет намного легче и приятнее.

Песня 6

Продолжает рассказывать о похождении Моисея, который стремился вывести народ из рабства египетского. Люди не имеют большой веры потерпеть чуть скитания во имя благой цели. Так и нам все надо одновременно. Нужно верить в Господа и просить о прощении, и тогда сможем освободить свою душу из рабства грехов.

Песня 7

Песня великого канона преподобного Андрея Критского рассказывает, как мы повторяем грехи и пристрастия библейских персонажей, но не имеем силы и желания следовать великомученикам. Наше тело покушается на грешные деяния, такие как прелюбодеяние, не задумываясь о последствиях для души.

Песня 8

В восьмой песне рассказывается о людях, которые смогли найти в себе силы покаяться и принять Господа в душу свою. Так и нас Андрей призывает отречься от прошлой жизни грешной и идти навстречу Богу. В конце восьмой песни подводится итог Ветхого Завета — нужно не повторять грехи персонажей библейских и стремиться жить, как праведники этого Святого Писания.

Песня 9

В девятой песне канон святого Андрея Критского дает сравнения из Нового завета. Как Иисус сопротивлялся искушению Сатаны в пустыне, так и мы должны бороться со всякими соблазнами. Христос начал творить чудеса на земле, показывая тем самым, что всё в этом мире возможно. Главное — верить и жить по заветам Господним, и тогда сможет спастись наша душа в судный день.

Среда

В среду также читается 9 песен. Начиная с первых дней создания мира были люди, славившие своими деяниями Господа Бога нашего. Андрей призывает людей покаяться в грехах своих и уподобиться тем святым в повседневной жизни. Восславлять имя Господа, совершая поступки, достойные его.

Вспоминаются также в песнях и большие грешники, которые отвернулись от Бога, отдали преимущество материальным благам или поддались искушению попробовать запретный плод. Господь покарал их по заслугам за их деяния.

Так и нашу душу после смерти ждет судный день, на котором не удастся соврать, не удастся скрыть свои злодеяниями какими-то мнимыми отговорками. Поэтому Андрей призывает нас покаяться при жизни, просить Господа о прощении грехов и стремиться изменить свои поступки к лучшему. Научиться сопротивляться искушениям.

В этом нет ничего сложного. Просто оставаясь человеком, вы увидите, что большинство заветов Господних указывают жить без зависти и обжорства, без измен и желания получить чужое.

Четверг

В этот день Великого Поста читается последняя часть канона. Как и в предыдущих песнях, здесь воспеваются добродетели и осуждаются грехи человечества, которые совершались на протяжении веков. Также в этой части взывают к Господу, Иисусу, Деве Марии с просьбой простить согрешения и дать возможность покаяться.

Также канон преподобного Андрея Критского учит признавать свои ошибки, не искать вину за плохую жизнь в окружающих. Принимать свою грешность как доказанный факт. Но это не значит, что стоит смириться. Наоборот, признание вины — первый шаг к прощению. Если мы сейчас остановимся, то имеем шансы на вечную жизнь после смерти.

Именно тогда, когда читается канон Андрея Критского, в Большой Пост, мы имеем возможность осознать свои грехи и начать новую жизнь. Жизнь, которая будет угодна Богу. Тогда человечество сможет почувствовать благодать, умиротворение и со спокойной душой ждать судного дня.

Источник: https://nlo-mir.ru/religia/44096-velikij-pokajannyj-kanon-andreja-kritskogo.html

Покаянный канон Андрея Критского — дверь в Великий пост

Когда читается великий покаянный канон андрея критского

Верующему трудно представить Великий пост без чтения покаянного канона Андрея Критского, многократных поклонов и пения «Помилуй мя, Боже…». Но когда возник этот гимн покаянию, какое сильное потрясение пережил его автор и какие уроки он дает каждому человеку? Обо всем этом читайте далее.

Великий пост — время покаяния

Чтобы подготовиться к самому большому христианскому празднику, Светлому Христову Воскресению, у верующих есть 40 дней поста и Страстная неделя, или седмица. Смысл этой подготовки не только в отказе от пищи, но, в первую очередь, в усиленной молитве и внимательности к своей духовной жизни.

Когда человек осознает собственную греховность, он перестает осуждать других. Какой смысл судить брата, когда ты сам тонешь в бездне страстей? Осознание своей небезупречности приводит к покаянию. Пост — как раз благодатное время для принесения плодов покаяния.

Уже первые дни Великого поста помогают человеку духовно «прийти в себя» — настроиться на молитву и осознать собственную греховность. С понедельника по четверг первой недели принято читать Великий покаянный канон Андрея Критского. Это творение — один из шедевров православной гимнографии, своего рода плач праведника о содеянных грехах.

Но кто такой Андрей Критский и почему его молитвы так почитают верующие?

Несколько слов о святом

Святитель родился приблизительно в 660 году в Палестине. Еще в юности решил уйти от мира, поэтому определенное время подвизался в лавре святого Саввы. Потом по Божьему промыслу пребывал в Константинополе, где присматривал за домами сирот, был известен своим милосердием и благотворительностью.

Около 712 года он стал епископом острова Крит, посему и вошел в историю христианства под именем Андрея Критского. Он был известнейшим молитвенником, блестящим проповедником и писателем. Его авторству принадлежит множество проповедей на двунадесятые праздники, стихир и канонов.

И по сей день Церковь пользуется его канонами, читаемыми в Лазареву субботу, праздник жен-мироносиц, Преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы. Но самым известным творением стал Великий покаянный канон Андрея Критского.

Сегодня он фактически открывает дверь Великого поста, а также читается на пятой неделе — в так называемое «Мариино стояние». Это день памяти преподобной Марии Египетской.

Как известно из источников IX века, раньше этот покаянный гимн читали только в четверг пятой седмицы поста, а современная традиция появилась намного позже.

Так что же собой представляет покаянный канон Андрея Критского и почему без него трудно представить Великий пост?

Плач о грехах

Сегодня принято разделять канон на четыре части — по количеству дней чтения на первой неделе. Каждая часть состоит из девяти песней. В каждой из них автор оплакивает не только собственные страсти, но и пороки всего человечества.

Он хорошо знает Библию и святоотеческое предание, поэтому неоднократно обращается к жизни праведников и грешников, упоминаемых в Священном Писании.

Автор сравнивает себя со многими библейскими грешниками, среди которых:

  • Адам, из-за преступления заповеди лишившийся райской жизни;
  • Каин, убивший своего брата Авеля;
  • Хам, посмеявшийся над своим отцом Ноем, когда тот, впервые попробовав вино, охмелел и уснул нагим в шатре.

Это лишь некоторые персоналии, упоминаемые святителем Андреем. На самом деле их намного больше — от ветхозаветного Адама и до новозаветного царя Ирода, убившего Иоанна Предтечу.

Надежда на Бога

Но Покаянный канон Андрея Критского — это не только рыдание о грехах. Это еще и бескрайнее упование на Божью милость. Поэтому неоднократно во время молитвы мы упоминаем слова святителя:

Помилуй мя, Боже, помилуй мя

Святой Андрей верит, что Творец примет его раскаяние:

Воззри на меня, Боже, Спаситель мой, милостивым Твоим оком, и прими мою пламенную исповедь

Он не надеется на себя, а уповает на Пресвятую Троицу:

Пресущественная Троица, Которой мы поклоняемся в одном Существе, сними с меня тяжкое бремя греховное и по Своему милосердию даруй мне слезы умиления

Автор показывает пример каждому верующему: каким бы грешником ты ни был, но Господь всегда готов принять твое раскаяние. Главное — надеяться на Божье милосердие, на руку помощи.

Поэтому не случайно святитель упоминает апостола Петра, идущего по водам. Когда ученик Христа усомнился, то начал тонуть и звать Иисуса на помощь. Сын Божий, конечно же, протянул Свою руку. И до сих пор Христос спасает всякого утопающего в греховной бездне, если человек зовет Его на помощь.

Апостол Петр — не единственный праведник, к образу которого обращается автор Великого покаянного канона. Андрей Критский просит свою душу подражать многим святым:

  • Иосифу Прекрасному, простившему своих братьев, которые продали его в египетское рабство;
  • пророку Иеремии, оплакивающему разрушение Иерусалима вавилонянами. Это падение было Господним попущением за грехи иудеев;
  • царю Давиду, автору Псалтыри, в раскаянии написавшему 50 псалом, и многим другим.

Как Андрей Критский написал покаянный канон?

Нет сомнения, что епископ Крита написал действительно шедевр гимнографии. Но для многих остается загадкой: что надо было пережить святителю, чтобы принести такой плод покаяния?

Некоторые исследователи считают, что свое самое известное творение святитель Андрей написал уже перед смертью. Почти тридцать лет он раскаивался, что участвовал во лжесоборе 712 года, осуждающем решения VI Вселенского Собора.

Вместе с другими участниками епископ Крита стал жертвой императора Филиппика. Этот правитель был приверженцем ереси монофелитства, отрицающей наличие в Христе двух воль: не только божественной, но и человеческой.

Но через год-два к власти пришел новый император, после чего все участники собрания раскаялись в своем поступке и даже отдельно от других подписались под документами VI Вселенского Собора.

Но для епископа Крита такого раскаяния было мало. До конца жизни он сокрушался о содеянном. Так и родился гимн покаянию, известный нам под названием Великий покаянный канон Андрея Критского.

А какой плод покаяния я принесу богу?

В этом контексте вспоминается еще один известный плод покаяния — 50 псалом. Его царь Давид написал после тяжелейшего грехопадения. Он соблазнился женой своего воина Урии. Чтобы завладеть Вирсавией, так звали эту женщину, царь специально посылает ее мужа на смерть.

Пророк Нафан, зная обо всем, обличает Давида. Свидетельством его раскаяния и становится псалом, начинающийся словами: Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей…

Это лишь два ярких примера глубокого раскаяния. Но для каждого верующего они имеют особое значение именно в начале Великого поста.

Покаянный канон Андрея Критского и 50 псалом — это примеры не столько для подражания, сколько для назидания. Это повод проанализировать свои поступки и для себя честно ответить на вопрос: «А какой плод покаяния я принесу богу?».

О смысле покаянного канона рассказывает протоиерей Димитрий Смирнов:

Источник: http://megapoisk.com/pokajannyj-kanon-andreja-kritskogo-nachalo-velikogo-posta-2016

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.