Кто входит в совет федерации

Содержание

Кто возглавлял Совет Федерации

Кто входит в совет федерации

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 сентября 2019 года на первом заседании осенней сессии Совета Федерации РФ председателем верхней палаты парламента единогласно была переизбрана Валентина Матвиенко.

За все время работы Совета Федерации, сменилось четыре председателя верхней палаты российского парламента. Двое из них – Сергей Миронов и Валентина Матвиенко – представители Санкт-Петербурга. Дольше всех – почти десять лет – Совфед возглавлял Сергей Миронов, меньше всех – два года – Владимир Шумейко. С 2011 года пост спикера занимает Валентина Матвиенко.

Что известно о председателях верхней палаты российского парламента – в материале ТАСС.

Владимир Шумейко (1994-1996)

Родился в 1945 году в Ростове-на-Дону. Получил специальность инженера-электрика в Краснодарском политехническом институте. Кандидат технических наук (1972), доктор экономических наук (1996). В 1970-1990 годах работал по специальности, возглавлял Краснодарский завод измерительных приборов.

В 1990 году был избран народным депутатом РСФСР, в 1991 году занял пост заместителя председателя Верховного совета РСФСР. В 1992-1994 годах – первый вице-премьер правительства РФ, одновременно возглавлял Министерство печати и информации. Осенью 1993 года выступил на стороне президента Бориса Ельцина в его конфликте с Верховным советом.

В декабре того же года при поддержке блока “Выбор России” Шумейко был избран в первый созыв Совета Федерации РФ от Калининградской области. 13 января 1994 года стал председателем верхней палаты парламента. В годы его руководства сенаторы одобрили лишь 48,5% законопроектов (224), от принятых Госдумой.

Наиболее острая борьба развернулась по вопросу принципа формирования СФ. Совет Федерации под председательством Шумейко выступал за формирование палаты из представителей, назначаемых региональными властями.

Однако Госдума, преодолев вето СФ, приняла пропрезидентский закон, согласно которому членами верхней палаты стали главы субъектов РФ и региональных парламентов. В январе 1996 года, после вступления в силу новых принципов формирования Совета Федерации, Шумейко сложил полномочия сенатора, заявив, что в дальнейшем “не пойдет ни на одну государственную должность”.

Занимался политикой, возглавляя созданное им еще в 1995 году движение “Реформы – новый курс”. Руководил советами директоров корпораций “Югра”, “Русь”, Банка Москвы и др. Был представителем правительства Калининградской области в Москве. В настоящее время политическую и общественную деятельность не ведет.

Егор Строев (1996-2001)

Родился в 1937 году, уроженец Орловской области. Выпускник Плодоовощного института им. И. В. Мичурина (1960) и Академии общественных наук при ЦК КПСС (1969). Доктор экономических наук (1994), академик РАН (2013). Трудовой путь начинал в колхозе “Прогресс” Орловской области, с 1963 года – на партийной работе.

Был первым секретарем Орловского обкома КПСС. Член ЦК КПСС (1986) и политбюро ЦК КПСС (1990). В 1989 году переехал в Москву, был назначен секретарем ЦК КПСС (курировал аграрный сектор). Являлся депутатом Верховного Совета СССР (1984-1989), народным депутатом СССР (1989-1991).

В 1991 году вернулся в Орел, где возглавил Всероссийский НИИ селекции плодовых культур, а в 1993 году был избран главой Орловской области. Занимал пост губернатора 16 лет – до 2009 года. В 1993-2001 годах представлял область в Совете Федерации РФ. 23 января 1996 года был избран спикером верхней палаты.

Егор Строев выступал за внесение изменений в Конституцию РФ в части расширения роли парламента (в частности, предлагал наделить Совфед правом согласовывать кандидатуры министров силового блока), против политизации деятельности сенаторов и против заключения соглашений о разделении полномочий между федеральным центром и регионами.

Кроме того, он неоднократно высказывался о необходимости выборности членов Совета Федерации. Однако в 2000 году Совфед был реформирован: губернаторов и глав законодательной власти заменили представители регионов, работающие в СФ на постоянной основе.

Егор Строев покинул пост спикера 5 декабря 2001 года, получил титул “Почетный председатель Совета Федерации”. В 2009-2014 годах вновь представлял Орловскую область в Совфеде. Первый полный кавалер ордена “За заслуги перед Отечеством”. Почетный гражданин Орловской области.

Сергей Миронов (2001-2011)

Родился в 1953 году в г. Пушкине (Ленинград). Окончил Ленинградский горный институт (1980), Санкт-Петербургский государственный технический университет (1992), юридический и философский факультеты Санкт-Петербургского госуниверситета (1998, 2004), а также Российскую академию госслужбы при президенте РФ (1997).

В 1976-1991 годах работал инженером-геофизиком, участвовал в геологических экспедициях. Затем возглавлял компании “Русская торговая палата”, “Возрождение Санкт-Петербурга” и др. В 1994 году Сергей Миронов был избран депутатом Заксобрания Санкт-Петербурга, в 2001 году делегирован в Совет Федерации РФ.

5 декабря 2001 года он занял пост спикера Совфеда, руководил палатой почти десять лет. Среди инициатив Сергея Миронова – увеличение президентского срока с четырех до семи лет, выборность членов Совета Федерации. В 2009 году в порядок формирования Совета Федерации были внесены изменения, согласно которым был отменен т. н.

ценз оседлости для кандидатов (требование проживать на территории данного региона в течение 10 лет). Сенаторов от законодательной власти стали избирать только из числа региональных и муниципальных депутатов. 18 мая 2011 года Сергей Миронов был отозван Заксобранием Санкт-Петербурга из Совета Федерации.

Отставка была инициирована фракцией “Единая Россия” после критики Миронова деятельности городских властей. После ухода из верхней палаты он получил мандат депутата Госдумы РФ от “Справедливой России”, лидером которой является с 2006 года. Возглавил думскую партийную фракцию.

Дважды – в 2004 и 2012 годах – баллотировался на пост президента РФ, оба раза занимал последнее место на выборах.

Валентина Матвиенко (2011 – н. в.)

Родилась в 1949 году в Хмельницкой области Украины. В 1972 году получила диплом Ленинградского химико-фармацевтического института, в 1985 году окончила Академию общественных наук при ЦК КПСС. С 1972 года находилась на комсомольской работе, возглавляла Ленинградский обком ВЛКСМ, затем продолжила карьеру в органах КПСС. Избиралась народным депутатом СССР (1989).

После окончания курсов при Дипломатической академии МИД СССР в 1991 году была назначена послом на Мальте, в 1997 году возглавила диппредставительство России в Греции. В 1998 году заняла пост вице-премьера РФ по социальным вопросам, в 2003 году – полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе. С октября 2003 года по август 2011 года – губернатор Санкт-Петербурга.

В августе 2011 года была наделена полномочиями сенатора от Санкт-Петербурга, и 21 сентября того же года избрана председателем Совфеда, став первой в России женщиной – спикером верхней палаты парламента.

За время руководства Валентиной Матвиенко СФ был изменен порядок формирования верхней палаты (отныне заксобрания регионов назначают представителей только из число своих депутатов), вновь введен ценз оседлости для кандидатов (пять лет), а также требование об их “безупречной репутации”.

Валентина Матвиенко неоднократно заявляла о необходимости повышения статуса палаты и сенаторов, выступала с публичной критикой деятельности некоторых членов правительства, несколько раз Совфед по ее инициативе отказывался одобрять принятые Госдумой законы. При этом палата продолжает поддерживать политический курс руководства страны.

Совет Федерации под председательством Валентины Матвиенко дважды – в 2014 и 2015 годах – давал разрешение президенту РФ на использование российских войск за рубежом. 18 сентября 2019 года Валентина Матвиенко была вновь наделена полномочиями сенатора от Санкт-Петербурга. Член партии “Единая Россия”. Почетный гражданин Санкт-Петербурга.

Источник: https://tass.ru/info/6925798

Совет Федерации Федерального Собрания: общая характеристика, полномочия, организация деятельности

Кто входит в совет федерации

Ст. 95 Конституции РФ определяет, что Федеральное Собрание состоит из двух палат:

    1. Совет Федерации;
    2. Государственная Дума.

Совет Федерации является субъектом права законодательной инициативы и осуществляет государственную власть в РФ в пределах, установленных Конституцией РФ.

Совет Федерации формируется в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N 229-ФЗ “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Члены Совета Федерации имеют особый статус:

    • обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий,
    • не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также
    • не могут быть подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (ст. 98 Конституции РФ).

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

Полномочия и основы организации деятельности Совета Федерации определены в гл. 5 Конституции РФ.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Заседания Совета Федерации являются открытыми или закрытыми (в случаях, предусмотренных регламентом палаты).

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Совет Федерации образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Полномочия Совета Федерации

К ведению Совета Федерации относятся:

    1. утверждение изменения границ между субъектами РФ;
    2. утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
    3. утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
    4. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
    5. назначение выборов Президента РФ;
    6. отрешение Президента РФ от должности;
    7. назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
    8. назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
    9. назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Организация деятельности Совета Федерации

Организация деятельности Совета Федерации определена Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Совет Федерации действует на постоянной основе и самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, в том числе по вопросам укрепления федерализма, государственной безопасности и кадровой политики.

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Совета Федерации проводятся открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом, палата может проводить закрытые заседания.

В Совете Федерации не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений, а также организация и ведение любой деятельности в интересах политических партий.

Совет Федерации может выступать соучредителем средств массовой информации, учреждаемых в целях информирования общественности о работе Федерального Собрания – парламента РФ по исполнению его конституционных полномочий.

Основной формой работы комитетов и комиссий Совета Федерации являются их заседания, которые считаются правомочными, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседание Совета Федерации также правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Заседания Совета Федерации проводятся в Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено.

Каждому члену Совета Федерации отводится в зале заседаний Совета Федерации постоянное место, которое, в частности, оформляется табличкой с указанием его фамилии, инициалов, субъекта РФ, который он представляет.

Особые места в зале заседаний Совета Федерации отводятся для Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации.

Специальные места в зале заседаний Совета Федерации отводятся для Президента РФ, Председателя Правительства РФ и других высших должностных лиц страны.

По решению Совета Федерации на заседания палаты приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Советом Федерации вопросам. Присутствие представителей средств массовой информации на открытых заседаниях палаты регулируется Пресс-службой Совета Федерации.

Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, Председатель Правительства РФ и другие должностные лица, перечисленные в Регламенте (ст. 52), вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты.

Другие лица, не являющиеся членами Совета Федерации, могут присутствовать на открытых заседаниях только по специальному разрешению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации или Руководителя Аппарата Совета Федерации.

Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 30 человек.

Решение о проведении закрытого заседания палаты принимается большинством от числа членов Совета Федерации, принявших участие в ании, но не менее чем 46 голосами.

закрытого заседания Совета Федерации, сведения, составляющие государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы членами Совета Федерации только для их деятельности в Совете Федерации.

Председательствующий на заседании информирует членов Совета Федерации и присутствующих на заседании лиц о правилах проведения закрытого заседания и запрете распространения информации, составляющей государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, комитета Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, субъекта РФ либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации. Предложение комитета Совета Федерации или субъекта РФ должно быть поддержано не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/sovet-federatsii-federalnogo-sobraniya-obschaya-charakteristika-polnomochiya-organizatsiya-deyatelnosti

Совет Федерации – это… Члены Совета Федерации

Кто входит в совет федерации

Как-то так сложилось, что в России за все недостатки или недоработки власти ругают первое лицо. Однако система государственных органов достаточно сложна и многогранна. Функции в ней распределены.

Часть из них выполняет правительство, некоторыми вопросами органы на местах занимаются, другие, наиболее важные, решает Совет Федерации. Это все закреплено в основном законе – Конституции.

Чтобы не путаться, необходимо иметь минимум знаний по данной теме. Давайте разберемся.

Что это такое?

Мы нечасто слышим о том, какие решения принимает Совет Федерации. Это, в принципе, достаточно хорошо. Вы и сами это поймете, когда ознакомитесь с перечнем его функций. Многие ошибочно считают, что Совет Федерации – это Государственная дума. Но это большая ошибка. Они являются различными представительскими органами, с обособленными функциями.

Совет Федерации – это верхняя палата парламента. Он состоит из представителей всех территориальных единиц России. Он решает вопросы, касающиеся в целом жизнедеятельности государства, затрагивающие интересы всех граждан, каждого субъекта Российской Федерации.

Когда заходят разговоры на тему суверенитета, войны и мира, участия в глобальных процессах, то необходимо смотреть, что по этому поводу думает данный орган. Внутренними политическими вопросами занимается Госдума. Орган рассматривает и принимает законы, обязательные для всех субъектов. Такую же силу имеют решения, которые вырабатывает Совет Федерации.

Это не может быть оспорено или не выполнено. Теперь подробнее о его компетенции, закрепленной конституционно.

Открываем Конституцию. Статья 102 данного документа говорит о том, какие исключительные полномочия осуществляет Совет Федерации РФ. К ним отнесены вопросы регулирования границ между субъектами, входящими в состав страны. Все спорные моменты не могут решиться без акта данной палаты парламента.

Применение вооруженных сил России тоже невозможно без ее вердикта. Данный представительский орган вправе дать (забрать) главнокомандующему разрешение на ведение боевых действий за пределами страны. Такое происходило в 2008 и 2014 годах, когда у соседей России возникали критические ситуации.

Совет Федерации РФ принимал решение о применении ВС РФ за границей по приказу главнокомандующего.

Кадровые исключительные полномочия

В любом государстве есть должности, влияющие на вопросы его выживания или процветания. Кандидатов нужно подбирать взвешенно, всеобъемлюще разбирая их качества, продуманно. А главное – процесс необходимо закрепить законодательно, выработав защитные механизмы.

Совет Федерации решает, когда назначать выборы президента РФ. Кроме того, в его ведении находятся кадровые дела руководителей судов: Конституционного, Высшего Арбитражного и Верховного. Генеральный прокурор также назначается Советом Федерации.

То есть людей, занимающих высшие государственные должности, невозможно уволить или назначить без одобрения данного органа.

Экономические вопросы

Статья сто шестая основного закона перечисляет темы, которые обязательно рассматривает Совет Федерации. К примеру, бюджет государства должен быть утвержден органом. Еще он рассматривает вопросы, связанные с федеральными налогами, валютным, кредитным, финансовым, таможенным регулированием. Денежная эмиссия находится в его ведении.

Когда страна заключает договоры с другими государствами, то их необходимо ратифицировать (одобрить). Этим занимается СФ РФ. Только после принятия им соответствующего решения все иные органы имеют право использовать положения договора в своей деятельности. Одним из самых важных вопросов для государства является его отношения с иными странами.

В Конституции он называется «состояние войны и мира». Этот вопрос также находится в ведении СФ РФ.

Самоорганизация

Следующая группа вопросов – работа самого органа. Структура его предусмотрена в Конституции, как и порядок функционирования. В основном законе изложены лишь общие моменты. Там невозможно предусмотреть все тонкости, имеющие принципиальное значение при принятии важнейших решений. Их вырабатывает и утверждает сам Совет.

Он составляет регламент, в котором детально и конкретно прописаны процедуры его деятельности. К примеру, возьмем вопрос ратификации договоров. Конституция говорит, что им занимается СФ. Однако имеет значение, как пройдет эта процедура. Ведь у решения будут те или иные последствия. За них нужно отвечать.

Кроме того, для правильного решения необходимо учитывать мнения разнообразных специалистов, экспертов. Каждая справка должна не просто стать важным документом, но и быть доведена до сведения ответственных лиц. То есть члены Совета Федерации обязаны составить всеобъемлющее мнение о вопросе, решением которого занимаются.

Как именно проходит процесс экспертизы, ознакомления, движения информации и документов, прописано в регламенте. Там предусмотрено все, вплоть до подписей и дат.

Структура органа

Понятно, что при таком уровне решаемых проблем СФ РФ не может быть маленькой организацией. Для его нормальной деятельности необходимо достаточно большое количество специалистов. Они должны охватывать весь спектр многосторонней государственной политики. Да и просто «статисты» и исполнители необходимы.

Члены Совета Федерации не выполняют технических работ. В их обязанности входит выработка и одобрение решений. Все остальное готовит аппарат. Руководит органом председатель Совета Федерации (ныне Матвиенко В. И.). Интересно, что всего два человека занимали эту должность. С 2001 года – Миронов С. И. Он проработал десять лет.

А в 2011 году на должность была избрана Матвиенко В. И. Она представляла в данном органе Санкт-Петербург. У председателя есть три заместителя. Кроме того, для работы создаются комитеты и комиссии. Некоторые из них осуществляют деятельность на постоянной основе, другие – носят временный характер.

Технической деятельностью занимается аппарат.

Порядок работы СФ РФ

Законодательно закреплены принципы деятельности данной палаты парламента. К ним относятся открытость, коллективность, публичность. Заседания СФ могут проводиться в присутствии представителей общественности и прессы.

На многие из них приглашаются члены правительства, иные специалисты. Все обсуждения проводятся открыто и свободно. Каждый присутствующий имеет право высказать свое мнение, опираясь на законодательство, руководствуясь интересами граждан и государства.

Есть и обязательные нормы, нарушать которые нельзя. К примеру, в заседании обязано принять участие не менее двух третей его состава. В ином случае решение не будет иметь законодательной силы. Решение принимается в основном открытым анием.

При этом применяется электронная система. «За» должно высказаться не менее половины членов, присутствующих в зале.

Государственная дума и Совет Федерации

Две палаты парламента не могут не пересекаться в своей деятельности. Их взаимоотношения также регулируются основным законом. Дума и Совет Федерации для совместной работы могут осуществлять ряд мероприятий. К ним относятся совместные заседания.

То есть обе палаты собираются в одном «сессионном зале» и принимают решение по вопросам, которые необходимо рассмотреть в таком формате. Кроме того, они могут создавать совместные специальные органы. В их состав включаются представители обеих палат.

Еще они ведут постоянное сотрудничество в сфере законотворчества.

Источник: https://FB.ru/article/165297/sovet-federatsii---eto-chlenyi-soveta-federatsii

Чем занимается Совет федерации России

Кто входит в совет федерации

Виктор, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 26 марта 2019. Время чтения 7 мин.

В полномочия Совета федерации России входит принятие постановлений по вопросам, перечисленным в Конституции РФ и федеральных законах. Они касаются определения границ между регионами государства, принятия решений о действиях российских войск вне территории государства и др. Председателем Совета федерации является Валентина Матвиенко.

Федеральное собрание России — представительный орган. Согласно Конституции, в качестве верхней палаты выступает Совет Федерации (иначе неофициально — Сенат). В России двухпалатный парламент, и нижней палатой является Государственная Дума.

Каждая из палат наделена рядом собственных полномочий и имеет особенный статус.

Совет Федерации РФ занимается решением наиболее важных государственных вопросов, отнесенных к его компетенции основным законом страны — Конституцией и федеральными законодательными актами.

Таблица 1. Основные сведения о Совете федерации

НаименованиеОсновная задачаГлава службыКому подчиняетсяСайт
Совет Федерации Федерального Собрания Российской ФедерацииПринятие постановлений по вопросам, перечисленным в Конституции РФ и федеральных законахПредседатель Совета ФедерацииНезависим. Вправе решать вопросы о прекращении полномочий Президентаhttp://council.gov.ru

Ключевые задачи

Поскольку сам парламент по определению является законодательным органом представительного характера, основная функция верхней его палаты также законодательная. Конституция наделяет этот орган полномочиями законодательного регулирования важнейших государственных вопросов в области суверенитета, в частности:

  • определения границ между регионами государства (субъектами);
  • утверждения Президентских Указов в отношении военного и чрезвычайного положений;
  • принятия решений о действиях российских войск вне территории страны.

Конституция обязывает Сенат рассматривать уже принятые Госдумой РФ законы, касающиеся бюджетного и налогового регулирования, финансовых вопросов и денежной эмиссии. К его компетенции также относится рассмотрение законов о войне и мире, государственной границе России и действии международных соглашений.

Конституция страны предусматривает взаимодействие властных структур по принципу системы сдержек и противовесов. В связи с этим верхняя парламентская палата наделена особыми полномочиями, позволяющими, в случае необходимости, влиять на деятельность Президента и других ветвей власти.

К ним относятся полномочия:

  • назначения выборов и прекращения полномочий Президента страны;
  • назначения судей высших судебных инстанций;
  • назначение и снятие с должности Генпрокурора страны и его заместителей;
  • назначение и снятие с должности зампредседателя Счетной палаты и ½ ее аудиторского состава.

Важным является положение, согласно которому глава государства не вправе распустить Сенат. Это также проявление действия системы сбалансированности власти.

Верхняя палата российского парламента формируется из представителей регионов и определенного количества членов, назначаемых лично Президентом страны. Конституция предписывает включать в его состав двух представителей от каждого региона (субъекта Федерации).

От региона в Сенат направляются 2 члена: один от представительного, второй — от исполнительного органов власти. Конституция предусматривала в Российской Федерации 85 субъектов. Если рассчитать число сенаторов, оно будет равно, соответственно, 170. При этом не более 0,1 от их численности назначаются дополнительно в Совет Федерации Президентом.

Таким образом, максимальное число членов верхней палаты российского парламента — 187 человек.

После присоединения к России Республика Крым и г. Севастополь приобрели статус субъектов РФ.

Рис.1 Заседание

Все сенаторы обладают неприкосновенностью. К ним не могут применяться арест, задержание, обыск и досмотр. Исключение составляют ситуации, когда лицо застали на месте совершения преступления.

Обе палаты парламента работают на постоянной основе. Заседания верхней палаты назначаются по мере необходимости, но не реже двух раз в течение года. Обычно они проходят в периоды с января по июль и с сентября по декабрь. Члены Сената не имеют права уклоняться от участия в заседаниях. Отсутствие допускается только при наличии объективной обоснованной причины.

Все решения принимаются путем ания. Оно может быть как открытым, так и тайным. Решение признается принятым, если было одобрено более чем 50% авших, но при этом не менее чем 25% всех членов палаты. Для ания могут использоваться бюллетени и электронные системы.

Значимые решения Совета Федерации РФ последних лет

  • В марте 2014 года, когда руководство Крыма обратилось к России с просьбой о помощи в поддержании мира, Президент РФ обратился к Сенату по поводу разрешения использовать на территории Украины силы российских войск. Его обращение было удовлетворено.
  • В октябре 2018 года верхняя палата рассмотрела закон о пенсионной реформе в России. Согласно новому порядку, пенсионный возраст для жителей страны предполагалось повысить. Сенаторы закон одобрили.
  • После предъявления обвинений в убийствах сенатору Р. Арашукову в январе 2019 года перед Советом Федерации встал вопрос о лишении его статуса неприкосновенности. Положительное решение было принято единогласно.

Председатель Совета Федерации РФ

Рекомендуем! Запишитесь на бесплатный вебинар от наших партнеров по созданию пассивного дохода

Верхнюю палату отечественного парламента возглавляет Председатель. Для руководства деятельностью палаты он избирается из числа членов самой палаты. Председатель — лицо, ведущее заседания. Он решает общие организационные вопросы работы.

С 21 сентября 2011 года и по настоящее время пост Председателя занимает Валентина Ивановна Матвиенко, представитель органа исполнительной власти г. Санкт-Петербурга.

До этого, с мая по сентябрь 2011 года, обязанности главы верхней палаты исполнял Александр Порфирьевич Торшин (Республика Марий-Эл). До него, с декабря 2001 года по май 2011, Председателем был Сергей Михайлович Миронов (Санкт-Петербург).

Рис.2: Председатель В. И. Матвиенко

В. Матвиенко назвала 2018 год началом Десятилетия детства. Она отметила роль парламента в законодательном регулировании помощи семьям с детьми.

Так, было продлено действие программы материнского капитала. Были увеличены пенсии детей-инвалидов, для них создается среда, способствующая развитию и получению инклюзивного образования. С 1 января 2018 года стали получать социальную пенсию сироты, сведения о родителях которых отсутствуют. Законодательная инициатива здесь принадлежала Совету Федерации.

История создания

Первые представительные органы появились на Руси во времена древнерусских княжеств. К этому периоду относят появление вечевых собраний. Далее была Боярская дума, которая просуществовала до XVII в. Петр I заменил ее Сенатом, планируя, чтобы тот заменял его на время отсутствия.

В XVI – XVII вв. в России существовали Земские Соборы. В них принимали участие бояре, купцы, священнослужители. Соборы решали вопросы государственной важности, практически аналогичные тем, что были отнесены к компетенции европейских парламентов того времени. Укрепившаяся монархическая власть свела деятельность таких органов на нет.

Первый проект двухпалатного парламента в России связан с именем М. Сперанского, который занимался реформами при Александре I.

Такой парламент должен был состоять из Государственной думы и Государственного совета. Государственный совет был создан в 1810 году.

В его компетенцию входило обязательное рассмотрение всех законов до их передачи на утверждение императору. Однако Государственная дума так и не была создана.

После убийства Александра II и прихода к власти Александра III работа по созданию парламента приостановилась.

Необходимость представительного органа в полной мере проявилась в начале XX века. В 1905 – 1906 годах на основании царских манифестов появилась Государственная дума. Ранее созданный Государственный совет подлежал реформированию. Этот двухпалатный парламент просуществовал немногим более 10 лет. После произошедших революций новым представительным органом стали Советы.

В 1924 году законодательным представительным органом стал Съезд Советов. В него входили Союзный Совет и Совет Национальностей. Выборы при этом были двухступенчатыми.

Принятая в 1936 году Конституция СССР говорила уже о Верховном Совете СССР, включающем в себя Совет Союза и Совет Национальностей. Выборы здесь были уже прямыми. Этот орган существовал вплоть до момента разрушения СССР.

Рис.3. Съезд народных депутатов РСФСР

Конституция России 1993 года на уровне высшего закона страны закрепила положения о Федеральном Собрании, сделав его современным парламентом. Позднее были приняты законы о порядке его формирования.

Становление отечественного парламента подробно рассмотрено в фильме спецпроекта «День российского парламентаризма»

Источник: https://yakapitalist.ru/gov/zanimaetsya-sovet-federacii/

Чем отличается Совет Федерации от Государственной Думы

Кто входит в совет федерации

В России на сегодняшний день можно встретить огромное число политических партий, самые известные из которых входят в состав Государственной Думы. Наряду с данным политическим органом также функционирует Федеральное Собрание, вместе же они составляют Парламент РФ.

Совет Федерации

Советом Федерации принято называть верхнюю палату Федерального собрания (Парламент) России.

Во 2-й части 95 статьи такого весомого документа, как Конституциия РФ указано, что данный государственный объект составляют представители из всех российских субъектов (по 2 человека: один от законодательного органа, другой – от исполнительного), а также люди, назначаемые непосредственно президентом, их число не может превышать 10% от количества членов, входящих в Совет Федерации. Эти 10% составляют сотрудники законодательной и исполнительной систем государственной власти, относящейся непосредственно к субъектам Федерации.

На сегодняшний день насчитывается 170 сенаторов от всех 85-ти субъектов. С 1993 года данное количество неоднократно изменялось, что связано в свою очередь со слиянием некоторых субъектов и образованием новых.

Совет Федерации, или Палата регионов, представляет интересы отдельно взятых субъектов на уровне Федерации, он также является отражением федеративного принципа РФ.

Данный государственный орган представлен в виде института консолидации и интеграции, присущего региональной политике.

Он должен обеспечивать баланс во время принятия каких либо решений не только в сфере регионального интереса, но также и общефедерального, этот интерес в свою очередь направлен на осуществление главнейших целей развития государства.

Формирование Совета Федерации происходит исключительно по непартийному принципу. Его представители не могут создавать ни фракций, ни различного рода партийных объединений.

Деятельность Совета Федерации осуществляется постоянно. Заседания проходят ежемесячно, не менее 2-х раз и являются основной рабочей формой парламента.

Парламент собирается для заслушивания указов и посланий Президента, выступлений глав других государств, а также дипломатов и Конституционного суда РФ.

Рабочая деятельность членов Совета Федерации осуществляется на постоянной основе. Сами члены данной палаты Парламента обладают политической неприкосновенностью. Их не имеют права:

  • Задерживать.
  • Арестовывать.
  • Подвергать досмотру их личное имущество.

Исключение составляет лишь тот факт, если член Парламента будет непосредственно пойман на месте преступления, в таком случае он становится фигурантом преступления, будь оно уголовное, политическое, либо экономическое.

Полномочия:

  1. Изменение территориальных границ среди субъектов Федерации.
  2. Утверждение президентского указа в государстве о необходимости введения чрезвычайного положения.
  3. Назначение выборов на должность Президента РФ.
  4. Отрешение руководителя государства в порядке импичмента (для этого должны быть выдвинуты необходимыеобвинения).
  5. Назначение и отставка Генерального Прокурора государства и так далее.

Государственная Дума

Нижняя палата Федерального Собрания, более известная, как Государственная Дума считается высшим органом законодательной власти в РФ, наравне с Советом Федерации. Ее правовой статус подкреплен 5-й статьей Конституции.

Данный государственный орган является выборным. Выборы осуществляются посредством тайного ания. Срок действия – 5 лет.

Государственная Дума была сформирована еще в период правления печально известного венценосного монарха Николая II Романова. После событий Февральской революции 1917 года она была устранена за ненадобностью и заменена Временным Правительством.

Она снова получила важное государственное значение в период президентства Бориса Ельцина, который возродил Думу в 1993 году.

В состав современной Государственной Думы входит 450 депутатов, первая половина из которых выбирается из кандидатов одномандатных округов в один тур, вторую составляют политические партии РФ, перешедшие порог в 5% по результатам всероссийского ания.

Депутатом данного законодательного органа может стать любой гражданин РФ, достигший 21-летнего возраста, он имеет личное право участвовать в выборах. Депутатов избирают сроком на 5 лет.

Государственная Дума формируется исключительно по итогам выборов, порядок проведения которых устанавливает ряд федеральных законов.

Полномочия:

  1. Отстранения Президента от занимаемого кресла путем предъявления ему ряда обвинений.
  2. Заслушивание правительственных отчетов о решении государственных вопросов.
  3. Назначение и смещение председателя Счетной палаты и так далее.

Общее между Советом Федерации и Государственной Думой

  1. Один и тот же человек не может одновременно быть выбранным в Совет Федерации и Государственную Думу.
  2. Обладают неприкосновенностью.
  3. Имеют право повлиять на работу Президента.

Отличие Совета Федерации от Государственной Думы

  1. Президент не имеет права распускать Совет Федерации, в отличие от Думы.
  2. Совет Федерации – государственный орган, членов которого назначают, в Думу – выбирают.
  3. Депутат – должность выбираемая раз в 5 лет, сенатор – постоянная.
  4. Совет Федерации подчиняется с точки зрения законотворчества Государственной Думе.
  5. Деятельность депутатов заключается в постоянном рабочем функционировании, кроме их профессиональной деятельности они не имеют права более ничем не заниматься.
  6. Верхняя и нижняя палаты Парламента различаются имеющимися у них компетенциями.

Источник: https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-sovet-federacii-ot-gosudarstvennoj-dumy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.