Почему москву назвали москвой

Содержание

Почему москву назвали москвой? какая версия наиболее верна? – Сайт ответов на популярные вопросы

Почему москву назвали москвой

Объективные и субъективные факторы привели к тому, что в конце 14- начале 15 века Москва стала не только политическим, но и духовным центром Руси.

Ключевский

В 14 веке Москва начала становиться центром объединения русских земель. Причины возвышения московского княжества, а также предпосылки этого процесса в литературе рассматриваются неоднозначно.

Поэтому в сегодняшнем материале я хочу систематизировать основные условия данного вопроса, выделив причины и предпосылки, по которым именно Москва стала тем политическим центром, который сумел объединить Русь.

Все причины, по которым Москва стала центром объединения русских земель, можно разделить на3 большие группы:

  1. Объективные
  2. Субъективные
  3. Случайные
Таблица: «Причины возвышения Москвы в 14 веке»

Объективные причины Субъективные причины Случайные причины
1) Географическое положение 2) Переселение людей в Москву 3) Поддержка идеи объединения Руси массами.1) Политика князей 2) Деятельность церкви1) Поддержка Ордой 2) Чума в Москве

Объективные причины

Главные объективные причины возвышения Москвы над другими городами и княжествами Удельной Руси:

  • Удобное географическое положение. Город был относительно удален от набегов монголов, а также здесь перекрещивались важные торговые пути.
  • Увеличение численности населения. Люди старались переселиться в эти земли, как более удобные для жизни.
  • Большинство населения поддерживало идеи объединения Руси.

Далее мы рассмотрим основные особенности важнейших причин возвышения Московского княжества, но вначале необходимо отметить, что важную роль в этом процессе сыграла поддержка населения.

За объединение Руси в единое государство, вокруг единого политического, экономического и духовного центра выступали: бояре (в основном служилые), дворяне, духовенство, купечество, ремесленники и крестьяне.

То есть — основная масса населения была «за» осуществление этих процессов.

Если кратко рассматривать причины возвышения Москвы в 14 веке, то все существующие аргументы можно разделить на 2 большие группы: объективные и субъективные факторы.

Географические причины

Если посмотреть на карту Руси и Московского княжества в 13-14 веках, то становится понятным почему именно географические причины возвышения Москвы принято считать главенствующими. Существуют 2 географические причины возвышения Московского княжества:

  1. Удаленность от Золотой Орды.
  2. Пересечение важных торговых путей

Москва была ограждена от Орды Рязанским и Нижегородским княжествами. Это не защищало от военных походов, которые то и дело устраивало Хан, но защищало от локальных набегов, которые очень часто самовольно устраивали монгольские мурзы на пограничные земли. В этой связи московские земли стали привлекать население своей безопасностью.

Через Москву проходил торговый путь из Новгорода в Смоленск (2 самых богатых торговых городов Руси), а также торговый путь из Оки на Волгу, откуда торговцы добирались в Золотую Орду. Пересечение 2-ух крупных торговых путей позволяло Москве жить относительно безбедно только за счет установления пошлины.

Красным на карте обозначены изначальные границы Москвовского княжества.

Субъективные причины

Выше мы рассмотрели объективные причины, а субъективные причины возвышения Москвы над другими княжествами в 14 веке следующие:

  • Политика первых князей. Московские князья сразу начали вести политику на собирание земель.
  • Церковь. После того как митрополит Петр перебрался из Владимира в Москву, именно Москва стала религиозным центром Руси.

Политика князей

Важнейшая субъективная причина собирания русских земель именно вокруг Москвы связана с политикой местных князей. Интересно, что Москва на ту пору была провинциальным городом. Неслучайно княжество было отдано младшему сыну Александра Невского — Даниилу.

Политика местных князей строилась на получении независимости, а также постепенного подчинения себе соседей. И рост территории действительно начался. Достаточно посмотреть на карту.

Карта — Рост территории Московского княжества в 14 веке

Роль церкви

При Иване Калите митрополит Владимирский Петр переехал в Москву. Город моментально стал центром духовной жизни Руси.

при этом церковь на тот момент уже высказывала идеи необходимости объединения Руси вокруг единого политического центра. Естественно, что в глазах церкви и в ее учениях московские князья стали правителями всех русских земель.

Этим воспользовался Иван Калита, который объявил себя князем Московским и всея Руси.

Случайные факторы

В большинстве учебников приводится огромное количество причин и факторов объединения земель вокруг Москвы в 14 веке, но при этом абсолютно игнорируется факт того, что в этом процессе были случайные факторы, которые нельзя отнести ни к объективным, ни к субъективным. При этом эти факторы были крайне важны.

Например, один из случайных факторов — эпидемия чумы в Московском княжестве при правлении Ивана Калиты. Из-за чумы погибло большинство детей и внуков князя. В живых остались только 2 внука: Дмитрий Иванович и Владимир Андреевич.

Этот факт позволил избежать Москве суровых междоусобных войн, а также дробления княжества на мелкие удельные куски.

Во-многом к случайным факторам можно отнести и покровительство ордынских ханов над Москвой. Они неосмотрительно делали Москву центром, не полагая, что небольшой город может представлять собой большую угрозу. Например, ханы наделили московских князей правом собирать для них дань.

Предпосылки возвышения

Предпосылки возвышения Москвы нужно рассматривать с точки зрения множества факторов. Важно понимать, что эти предпосылки складывались на протяжении многих лет.

За период Удельного (феодального) существования, Русь в значительной степени утрачивала свои позиции, поскольку каждое княжество рассматривало себя в качестве отдельного государство. Княжества преследовали только свои интересы, абсолютно игнорируя интересы общегосударственные.

Все же предпосылки возвышения Москвы можно свести к следующим крупным показателям: экономические, политические, социальные и духовные.

Политические предпосылки

Можно выделить 2 политические составляющие этого процесса:

  1. Получение и сохранение политической независимости. Русь вела борьбу с Ливонским орденом и Литовским княжеством.
  2. Желание церкви усилить свою власть.

Русь по-прежнему находилась под Игом, а также подвергалась постоянным набегам с запада и северо-запада. В таких условиях для свержения ига и прекращения набегов было нужно единое государство с единой армией и едиными политическими целями.

Большим подспорьем в этом была церковь. Впервые за долгие годы интересы государства и церкви совпали. Объединение русских земель вокруг единого центра, Москвы, позволяло церкви использовать централизованную власть для собственного влияния.

Ведь в период раздробленности и церковь была разобщена.

Экономические предпосылки

Среди экономических причин объединения Руси вокруг Москвы можно выделить следующие:

  • Рост количества городов.
  • Увеличение экономических связей отдельных княжеств между собой, а также с соседними государствами.
  • Увеличение производительности земледелия и рост количества ремесленников.

Экономические связи между княжествами усиливались и часто развитие одного княжества напрямую зависело от его соседей и связей с ним. Поэтому с экономической точки зрения был созданы все предпосылки для объединения Руси, поскольку только так страна могла эффективно развиваться.

Социальные предпосылки

С социальной точки зрения были следующие предпосылки возвышения Москвы:

  • Потребность верхов в сильном государстве.
  • Потребность низов в единой центре, который обеспечит защиту от монгольских набегов.

Отдельно обращаю внимание на первый пункт. Дело в том, что к 14 веку на Руси уже сформировался целый класс людей, которые много зарабатывали (прежде всего на торговле).

К этому же времени набрали силу и ремесленники.

Этим категориям людей нужна сильная и стабильная власть, поскольку в противном случае они всегда будут находиться под рисками: война, восстание, смена князя, предъявление прав на престол и так далее.

Духовные предпосылки

В качестве духовных предпосылок, благодаря которым начался подъем Московского княжества, можно отнести следующие факторы:

  • Общность религии. Православие было единой религией для всего населения и, следовательно, прослеживалась единая связь людей.
  • Стремление церкви противостоять католической экспансии с Запада.
  • Общая культура, традиции, история, психологический склад, традиции, язык, законы и так далее. Люди во всех удельных княжествах были выходцами из одной области и практически ничем не отличались друг от друга.
  • Рост национального самосознания. Примерно к середине 14 века у славян начала ярко выражаться идея создания единого, сильного политического и духовного центра.

Источник:

Почему Москву называют третьим Римом?

В 455 году пала великая Римская империя, а в 1453 году не стало её наследницы — Византии. Православная церковь была вынуждена искать новый «дом». Нашла она его на Руси. С этого момента именно Русь становится оплотом веры для православных христиан.

Москва, как и вся Русь, была названа третьим Римом не просто из-за размеров и внушительной боевой мощи. Это выражение имеет философский, духовный и исторический подтекст. Москва — не просто третий Рим, а последний.

Откуда берёт свои корни знаменитое выражение «Москва — третий Рим» и кто придумал это сравнение? Фактрум расставил по местам основные факты об известном крылатом выражении.

Герб Священной Римской империи

Для того, чтобы понять, почему Москва — это третий Рим, необходимо вспомнить первые два. Римская империя, подарившая миру классическое право, архитектуру и искусство войны, была грозным противником вплоть до V века.

Рим считался оплотом культуры и образования. В 313 году официальной религией римлян становится христианство, что положило конец религиозным распрям. Через сто лет Римская империя потерпела поражение.

В 455 году, после длительной осады Рим был разграблен и разрушен.

В V веке на мировой арене появилась новая великая империя — Византийская. Именно она «приютила» православное христианство. Византия не просто перенимает духовные ценности Рима.

Новая империя наследует также и историю, и достижения науки, и культуру. Константинополь стал мировым центром православного христианства, византийские патриархи считались наиболее почитаемыми.

Второй Рим просуществовал тысячу лет, а в 1453 году Византия пала под натиском турецко-османских войск.

Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)

Суть теории «Москва — третий Рим»

Герб Российской империи

«Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать», — так в письме русскому князю выразился Филофей Псковский.

Преемственность была подкреплена царскими брачными узами между князем Иваном III и византийской принцессой Софьей Палеолог. Таким образом Палеологи и Рюриковичи в 1472 году официально объединяют свои династии.

Русь на весь мир заявляет о своём желании следовать за Римской и Византийской империями.

«Москва — третий Рим» — не просто красивое выражение. В XV веке эта фраза отражала главную политическую линию страны. Русь считалась непобедимой. Правящая элита верила, что стране уготована великая и светлая судьба. Святая Русь (как её называли православные) была призвана защищать православное христианство от вражеских нападок.

Как известно, Иван Грозный укрепил статус Руси как непобедимой державы, хранимой Богом.

Православная Церковь перестаёт быть просто церковью, она возведена в ранг патриаршества, то есть практически поставлена на один уровень с Византией. На Руси стараются придерживаться её традиций.

Так, в 1515 году в Москве под руководством итальянских архитекторов заканчивается модернизация Кремля — на византийский манер.

Третий Рим и православие

Общенациональная идея о том, что Россия — третий Рим, сплотила народ духовно. На политическом уровне это убеждение активно продвигалось именно из-за своей объединяющей силы. Правящей элите было выгодно поддерживать позицию, которая фактически укрепляла самодержавие (власть царя едина с властью Бога).

В XX веке идею начали активно переосмысливать. Некоторые историки намекали, что концепция имеет тоталитаристский подтекст и пропагандируется исключительно для политических нужд. Фраза «Москва — третий Рим» активно использовалась Западом во время холодной войны.

С помощью этой идеи европейские страны как бы подчёркивали культурные и духовные различия между Россией и Западом.

Следует отметить, что за пять веков меткое выражение Филофея своей актуальности не потеряло, и Россия до сих пор остаётся надёжным оплотом христианской веры.

 10 малоизвестных фактов о Древнем Риме, которые могут шокировать

Ещё: 10 малоизвестных фактов о Древнем Риме, которые могут шокировать

Источник:

Исследуем происхождение названия русской столицы

Нас часто интересует, откуда берутся имена собственные? Например, названия городов часто содержат в себе их историю.

Источник: https://yar-strike.ru/zdorove/pochemu-moskvu-nazvali-moskvoj-kakaya-versiya-naibolee-verna.html

Почему москву назвали москвой

Почему москву назвали москвой

Москвичи привыкли называть Москву Москвой, и обычно название города не вызывает у горожан вопросов: оно просто есть и его знают.

Но почему Москва называется именно так? На самом деле, в плане названия именно города обсуждать нечего: ойконим Москва, по мнению большинства исследователей, произошёл от названия реки, а вот с чем связано название реки — действительно большой вопрос.

На этот счёт существует несколько теорий, основные из которых утверждают, что происхождение гидронима связано с языками проживавших на территории современной Москвы народов.

Славянская теория

Славянская теория предполагает, что слово «Москва» произошло от праславянского корня «моск» («мозг»), который означал буквально «болото, сырость, вязкий, топкий».

Связь корня со значением «влага» подтверждается его наличием в других славянских и европейских языках: например, река Москва существует также в Закарпатской области Украины, река Мозгава — в Польше и Германии, река Маска — в Белоруссии.

Таким образом, гидроним Москва может обозначать буквально «влажное место» и происходить из праславянского языка.

Тем не менее, к этой теории есть очень веское возражение: ведь названия многих «соседних» рек имеют откровенно балтоязычное и финноязычное происхождение (Яуза, Истра, Руза, Икша, Курга, Воймега), и достаточно странно, что между них могла появиться река со славянским именем.

Финно-угорская теория

Слово «Москва» также может иметь финно-угорское происхождение. В прошлом на территории современной Москвы существовал ряд финно-угорских городищ, и в языках финно-угорских народов встречаются слова, которыми можно обосновать происхождение названия реки.

Например, корень «моск», означающий «корова», обнаруживается в языке коми, а «ва» означает «вода». Таким образом, слово «Москва» может означать буквально «коровья река».

Балтийская теория

По мнению отечественного лингвиста и филолога Владимира Топорова (1928-2005), проводившего исследования в области славистики и балтистики, территория современной Москвы расположена в зоне балтийской гидронимии, и гидроним Москва является продолжением пояса балтийских названий в Верхнем Поднепровье.

Корни mask- и mazg- в балтийских языках связаны с топью, грязью и жижей; те же корни могут пониматься и как обозначение извилистой реки.

С этой точки зрения слово «Москва» может толковаться как «топкая, извилистая река».

Это выглядит обоснованно: только в пределах МКАД на Москве-реке можно насчитать почти 2 десятка извилистых поворотов, а заливные луга и низменные берега реки действительно могли долго оставаться топкими.

Легендарное происхождение

В вопросе названия реки и города, разумеется, не обошлось без легендарного обоснования.

Легенда, появившаяся в 17 веке, гласит, что название Москвы (реки и города) может быть связано с именем Мосоха — внука Ноя (того самого, который строил Ковчег).

Потомками Мосоха, согласно легенде, были заселены земли от Вислы до Белого моря, и есть мнение, что от его потомков как раз и пошёл русский народ.

Впрочем, ничем кроме созвучия имени Мосоха и названия российской столицы легенда в действительности не подкрепляется.

Интересно, что со временем эта легенда обросла совершенно фантастическими выдумками, будто бы Мосох поселился на территории современной Москвы, завёл жену по имени Ква, сына Я и дочь Вузу и в честь своего семейства поименовал местные реки: Москву (Мос + Ква) и Яузу (Я + Вуза). Иногда утверждают, будто бы Мосох основал город. Разумеется, это не имеет никакого отношения к оригинальной легенде: очевидно, что набор имён притянут за уши, да и в целом история отдаёт лёгкой степенью идиотизма.

В сухом остатке

Таким образом, почти наверняка можно утверждать, что Москва получила своё имя от Москвы-реки, а как получила своё имя Москва-река — чёрт его знает.

Может быть, в будущем историки и этнографы смогут установить точное происхождение слова «Москва», но на сегодняшний день всё, чем мы располагаем — ряд теорий, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки и может быть оспорена.

Источник:

 Анализируем переводы

Слово «Москва» имеет массу объяснений. Одно из первых упоминаний найдено в Ипатьевской летописи 1147 года. С этого времени имя города считается документально зафиксированным.

Наименование столицы состоит из двух корней древнеславянского языка: «моск» и «ков», которые обозначают слова «камень» и «укрытие». То есть, каменное укрытие.

Другой перевод корня: с праславянского «mosk» — болото, сырость, топкий, вязкий. Действительно, нынешняя столица России строилась на болотах. Причем, перевод, связанный со значением «влага», встречается во многих славянских и европейских языках.

Например, в словацком, литовском, латышском языке слова с таким корнем обозначают разные вещи, имеющие значение «влажный», «мыть» и пр. Даже в современном русском языке можно найти похожий корень «мозг» в слове «промозглый», так называют сырую погоду.

 Наименование от реки

Многие ученые связывают название города с гидронимом – наименованием реки. Об этом свидетельствую некоторые древнерусские памятники письменности. В действительности многие русские города назывались так же, как и реки, протекающие через них.

Некоторые исследователи наименование российской столицы считают не исконно-русским словом, а переводом с финского языка. Это связано с пребыванием на берегах одноименной реки финских племен. В этом случае в переводе корень «моск» означает «медведь» или «корова». Второй корень – «ва» — переводится как «вода». В этой версии тоже река дает имя городу.

Есть и такая версия. Корень «мос» связывают с именем прародителя древнеславянского рода – Мосоха. Корень «ква» — от его жены. В этой версии тоже речь идет о реке. По аналогии можно объяснить и название реки Яуза, произошедшего от имен детей Мосоха и Ква – Я и Вуза.

 Другие теории

Топоним произошел от слова «мошка» или «мошкара» из-за большого количества в этих краях насекомых. Это вполне объяснимо: как мы уже отметили, наша столица строилась на болотах.

Есть предположение, что река мела название «Москов» из-за большого количества на ней мостиков, мостков. Другой вариант – трансформирование эрзянских слов «Мазый» (красивый) и «Кува» (местность). Как в варианте с Новым городом, превратившимся в Новгород, Мазый Кува стал Маскува, затем — Масква, и теперь — Москва.

Некоторые исследователи связывают топоним с именем общеславянской богини Космоса и вселенской судьбы Макошь. Что означает «мать судьбы». Другие переводы этого понятия – моска, муска, машка и т.д. Отсюда и имя столицы.

Еще одна версия: это измененное название от слова Московъ или Московия. В этом случае корень «мо» обозначает звезду, сжигающую зло. Второй корень этого слова – «сков» от слова «скованный», то есть, созданный звездой, которая испепеляет зло.

Есть такое объяснение: Москва – Мосх-ков – Покров Мессии, то есть Туринская Плащаница.

Происхождение с тюркского: Маскеу: «мас» — «пьяный», «кеу» — «мужик» или «зять». Интересная интерпретация объясняется тем, что кипчаки нападали на Московию, брали в плен мос кеу (пьяниц). Их продавали в рабство в восточные страны.

Источник: https://soveti-masterov.com/lajfhak/pochemu-moskvu-nazvali-moskvoj.html

Почему москву назвали москву москвой?

Почему москву назвали москвой

» Прочее »

Вопрос знатокам: Почему Москву назвали Москвой? Почему Москву назвали Москвой?

С уважением, Анна Соколова

Лучшие ответы

Почему Москву назвали Москвой?

Вы когда-нибудь задумывались, почему Москву назвали Москвой? Нет? А вот некоторых это вопрос очень даже интересует, поэтому мы тщательно разберем его. На самом деле существует несколько версий, почему наша текущая столица так называется. По одной из них, название города имело два корня — «моск» (камень) и «ков» (прятаться) .

Таким образом слово «Москва» можно перевести как «каменное укрытие» и это название перешло от города к реке. Впрочем, большинство историков считает, что первой свое название получила река, а не город и на это есть свои причины.

Если верить одной легенде, то слово «Москва» вовсе не русскоязычное, а финское, и дошло оно до нас с тех давних времен, когда еще многочисленные финские племена обитали на берегах одноименной реки. «Моск» переводится либо корова, либо медведь (доподлинно не известно) , а «ва» — вода.

Вторая легенда рассказывает, что имя реки в переводе с древнеславянского означает болотистую местность или сырость. Обе версии имеют право на существование, так как наша столица действительно была заложена на топком месте. Существует также библейский вариант происхождения этого имени: Мосох в стародавние времена поселился на береге реки и впоследствии основал там город.

Реку назвали в честь самого Мосоха и его жены Ква — таким образом получилось слово Москва. Также у этой пары были дети Я и Вуза, имена которых дали название другой реке — Яуза. Какая именно из этих версий верна на 100%, сказать не может никто. Однако отметим, чтоцерковь придерживается последнего варианта

Множество споров, связанных с названием городов, вызвал вопрос о том, почему Москвуназвали Москвой. На сегодняшний день существует несколько достаточно интересных версий о происхождении названия города Москва.
elhow ›ucheba…pochemu-moskvu-nazvali-moskvoj

-ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

Появление названия города, как и названий многих городов мира, связано с именем реки Москвы, которая носила это имя задолго до появления поселения. Кем дано название, и что оно означает, точно не известно. Две основных версии: финно-угорская и славянская.

Согласно первой, слово «Москва» происходит из финно-угорской группы языков, и означает «река-Медведица» .
Славянская версия указывает на то, что корень моск- означал «вязкий, топкий» или «болото, сырость, влага, жидкость» .

Существуют и другие версии происхождения названия города, но они менее состоятельны и убедительны.

Есть много вариантов толкования происхождения названия Москвы, но все они неубедительные. Просто Москва и все. Почему Ростов, почему Кинешма, почему Псков, Суздаль?

Существует множество версий происхождения названия города.
По одной из них, слово «Москва» происходит из финно-угорской группы языков, и означает «мокрое, топкое место». По другой версии, это слово также происходит из финно-угорских языков, но означает «мошкара», как бы подчеркивая обилие мошки в старые времена в этих краях.

Один из древних вариантов названия города «Москов» сохранился в иноязычных транскрипциях таких как «Moscow» и «Moscou». По версии Ивана Забелина название города происходит от гидронима, то есть сначала было название реки «Москов» (от большого количества мостов и мостков) , а затем это же название получило образованное здесь поселение.

Топоним Москва-река можно переводить, как «слякотная река», «болотистая река», «река с топкими берегами» и т. п. Такова она и была на самом деле в своих верховьях — истоком Москвы-реки служит Старьковское болото на Смоленско-Московской возвышенности. .
гипотезы происхождения слова «Москва»

Прежде всего, откуда взялось само название «Москва»? Это не такой уж праздный вопрос; ведь, выяснив корни происхождения этого слова, можно понять, какой народ, в какие времена освоил берега реки и дал имя ей и поселку, ставшему впоследствии столицей России.

Среди историков нет согласия даже в вопросе о том, река ли дала свое имя городу или наоборот. По одной из версий название города возникло раньше и состояла из корней «моск» (на древнеславянском языке- «кремень») и «ков» или»хов» (от глагола «ховаться», т. е. «прятаться»). Значит, слово «Москва» означало «каменное укрытие», и уж от города оно перешло и на реку.

И все-таки большинство исследователей считают, что город получил свое название от реки, на которой он стоит. Ну, а откуда тогда взялось название реки? Объяснений происхождения названия Москва много: и от русского слова «мосты», и от скифского «моска», что будто бы означало «крутящаяся», «извилистая».

Наиболее вероятны две версии происхождения названия реки и города.

Согласно первой из них, слово «Москва» финского происхождения и относится к тем далеким временам, когда по берегам реки еще обитали древне финские племена, оттесненные впоследствии на север славянами.

Окончание «ва» всеми сторонниками финской версии переводится однозначно — вода, река. А вот с началом далеко не все понятно — кто-то переводит его как «медведь», кто-то как «корова» и т. д.

По второй версии имя реке дали славяне, и означает оно на древнеславянском языке «мокрая», «сырая». Ведь до сих пор в русском языке сохранилось слово «промозглый», которое, может быть, является однокоренным названием столицы.

Как ни различны две эти гипотезы, они сходятся в одном- в названии нашего города заложено указание на воду, сырость. И в самом деле, гидрофизическая сеть региона играла в истории города самую заметную роль.

Ой, долго объяснять) вот кидаю ссылку — здесь несколько гипотез указывают филологи и историки, интересно)
moscow.gramota /znan01.shtml

[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

.moscow-faq /all_question/2007/November/2356

Максим Свистунов

5В класс Гимназии №248 СПб

Почему наша столица названа Москвой?

———————————————————————————

Всем известен город Москва. Но знаете ли вы, почему он так называется?

В 1147 году Юрий Долгорукий основал Москву в междуречье Оки и Волги.

Свое имя город получил от Москва-реки, где он стоит. А кто так назвал реку?

Этого еще никто не знает. В глубокой древности (1 тыс. д. н. э. сер. 1 тыс. н. э. ) здесь осели финноугорские племена.

Их центром была крепость «Дьяково городище» недалеко от нынешнего Коломенского.

По берегам рек жили и древние балты, предки литовцев и латышей.

Поэтому название Москвы-реки ученые толкуют по-разному, основываясь на разных языках – и как быстрая, и как темная, и как медвежья.

Может быть, оно восходит к балтскому или славянскому понятию — «влага» , «вода» .

Некоторые исследователи связывают его со старославянским корнем «моск», что значит «мокнуть», и угро-финским «ва» (река) . Другие возводят название к угро-финскому «мос», «моск» (корова) .

Использованная литература: «Издательство «Слово» Энциклопедия «Что есть что?» .

———————————————————————————

По названию реки. До славян когда-то на территории нашего города жили финно-угры, Москва-финно-угорское название, также, как и Нева, Ока. Ва-«вода»( финно-угорск. )

А, например, Псков, потому что река Пскова. Новгород-возник новый город, а раньше был город Словенск)

С угро-финскго означает «Коровья река»!

Впервые Москва упоминается в Ипатьевской летописи в 1147 году, когда суздальский князь Юрий Долгорукий встречал здесь своего союзника — Новгород-Северского князя Святослава Ольговича. С 1260 года Москва являлась центром княжества, с 1460 до 1711 года — центром Московской Руси. Столица РСФСР с 1918[16], СССР с 1922[17], Российской Федерации — с 1991 года [16].

Становление Москвы Древнейшее поселение, возможно, возникло здесь ещё в те времена, когда начали развиваться торговые и промысловые отношения между севером и югом Русской равнины. Местоположение Москвы находилось на перепутье от балтийской Двины и Немана, а также от верхнего Днепра к Волге и Дону.

Прямая дорога от балтийского запада к Волге направлялась долинами рек Москвы и Клязьмы — и здесь, на перевале из Москвы-реки в Клязьму, по рекам Сходне и Яузе, и основалось поселение первоначальной Москвы.

По-видимому, изначально сложились предпосылки для возникновения города у реки Сходни (в древности она называлась Всходня) , где рассеяны многочисленные памятники древней культуры — курганы.К 1147 году на территории города жили славянские племена.

Современные историки отмечают несовпадение фактов, имен, событий и особенно дат в данных древних летописцев.По древнейшей версии основателем столицы был легендарный Вещий Олег, поэтому Москва может претендовать на 1100-летний возраст.

Самым достоверным считается указание на апрельскую субботу 1147 года, в которую Юрий Долгорукий принимал в городке под названием Москов своих друзей и союзников — князей Новгород-Северского и Рязанского.

Город назван в честь реки-Москвы на которой он стоит.

думаю, князь хотел построить город в котором было бы множество храмов, и приближенных духовному ремесел. Самым на тот момент востребованным было писание икон. Икона слово греческое — аналог др. русскому слову Маска. Место где писали маски называлось Маскова.

Не надо думать. Первоначально на месте нынешней Москвы была небольшая деревушка с назва нием Кучково. Был купец, Степан Кучка, ходил он тогда уже по реке Москва, торговал.

Остановился в том месте где сейчас город, основал небольшое поселение, и всё пошло своим чередом. Но это было до первого упоминания о Москве 1147 года.

А название реки действительно происходит от фино-угорского, но версий много! Точно, что не две.

— Москва прежде называлась Москов, а это имя происходит от слова «моска «(мул); в 12 в.

на реке Ростово-Суздальской земли Моства (Мостящаяся; большие излучины русла этой реки ) стоял постой Черниговского епископа Феоктиста, названный «Мулов «(Москов), где была кузня для ковки мулов в прямом и переносном смысле, ибо мулами — они бесплодны! — именовали финских юношей-малакий (геев); земля города МоскОва стала позднее МоскЪва или Москва, дав это имя и реке Моства по сходству произношения… Епископом Черниговским Феоктист был в 1113-1123 гг., помнится, а это ранее 1147 года!.. На месте Москова прежде было финское поселение Хирвости, переосмысленное в русской тарабарщине в Хер-в-почтении, давшее постройку (надстройку!) Борисом Годуновым церковь под колоколы Иоанна Лествичника, олицетворявшую для Бориса его величество Случай по занятию царского престола (церковь Иоанна Лествичника, Великая, и напоминает хер, одним из значений/»Т» — слив благ сверху, с неба/ которого по понятиям ариев и был Случай, повелитель мира!)… 25.02.2019г., 10 часов 00 минут.

Источник: https://dom-voprosov.ru/prochee/pochemu-moskvu-nazvali-moskvu-moskvoj

Почему Москву назвали Москвой?

Почему москву назвали москвой

Кто не был в столице России, тот никогда не постигнет все великолепие и размах жизни многонационального населения этой страны.

Несмотря на вихрь современного ритма, город увлекает сменой пейзажей, контрастным колоритом памятников старины и ультрамодным обликом. Наверное, каждый спрашивал себя однажды: почему Москву назвали Москвой? Откуда взялось это звучное имя?

Отпечаток иноземных предшественников

Языковеды до сих пор спорят о его происхождении, приписывая малейшие совпадения звучания разным народам, живущим в здешних местах в древности. Единодушны они в одном: первой это имя обрела река, а местность в ее округе унаследовала его позже. Подтверждением тому служит множество примеров исторических хроник.

Одни этнографы и лингвисты уверены, что наречия финно-угорских племен подарили имя «Москва» нынешней столице. В переводе «моск» означало «корова» или «медведь» (у мерян), а «ва» – «вода». Выходит, в долинах речной красавицы с изобилием сочных трав паслись стада домашнего скота и водились крупные дикие звери.

Материалы по теме:

Самые густонаселенные города в мире

Некоторые смельчаки отыскали схожие корни даже у народностей коми. Их топоним «Коровья вода» («моск» и «ва») также свидетельствует о ведении массового земледельческого хозяйства в окрестностях старинного города. А внушительная удаленность по расстоянию приверженцев такой теории почему-то не смущает.

Однако есть и совсем иные версии. Согласно одной из них, на языке эрзянских племен (мордовские этнические группы) имя прастолицы состояло из двух частей. Первая «мазый» – красный, вторая «кува» – район, область. Предки мордовцев нарекли град «Красивым местом».

Другие ученые опираются на связь с древними тюркскими наречиями. Кочевники (кипчаки) совершали набеги на славянские поселения, беря в плен преимущественно мужчин, чтобы затем продать в рабство на востоке.

Завоеванных называли «маскеу». Корень «мас» означал – зять, мужик, вторая часть слова переводилась как «пьяный».

Похоже, слава о пристрастиях пращуров была известна другим еще задолго до того, как они получили постоянную национальность.

Материалы по теме:

Почему бабье лето так называется?

Москва и праславянские корни

Многие лингвисты склоняются к исконно славянским истокам происхождения собственного имени. По одной гипотезе корень «моск» означал «камень», а окончание «ков» – укрытие.

Сложенное вместе слово трансформировалось в «крепость». Получается, что сначала был назван сам населенный пункт, за стенами которого жители чувствовали себя в безопасности.

А позднее и река получила то же прозвище.

Другая теория предполагает соответствие «моск» (или «мозг») значению топи, болотистой местности, влаги. В действительности Белокаменная строилась именно на болотах. Такая этимология подкрепляется созвучными и даже идентичными названиями рек в других языках родственных народов. Через Польшу протекает Мозгава, в Белоруссии есть Маска, а в Украине – речка Москва.

“Москвой” называли извилистую реку

“Москвой” также обозначали извилистую реку. Взглянув с высоты на изгибы Москвы-реки вдоль МКАД, легко заметить множественные резкие повороты водной ленты. Прилегающие пойменные луга и низкие берега представить затопленными не сложно.

Материалы по теме:

Почему макароны называют пастой?

В 19 веке группа лингвистов склонялась к маловероятному утверждению, что имя Москва образовано от старинного слова «мостки» (маленькие мосты через реку). Другие умы убеждали соотечественников в причастности мошек к топониму, изобилующих в топкой местности.

Другие версии происхождения названия Москвы

Сторонники теологии не исключают библейский аспект возникновения названия столицы. По преданию Мосох (внук Ноя) облюбовал берег красивой реки, назвав ее в честь себя и своей жены Ква. Осев здесь, легендарный пращур основал целый город. А имена его детей Вузы и Я лирически соединились в гидрониме Яуза.

Некоторые исследователи, усмотрели в Москве связь с праславянской богиней космоса – Макошь. Изучив разные переводы ее имени, они обнаружили сходство в цепи: машка – муска – моска. Вывод, который был сделан, – Москва может означать «Мать судьбы».

На вопрос: «почему Москву назвали Москвой?» дано много ответов учеными умами разных эпох. Одни считали, что к имени столицы приложили руку выходцы из финно-угорских земель или кочевники, совершающие набеги в поисках наживы. Их старания вылились в «коровью (медвежью) воду», «красивое место», «пьяного мужа».

Другие настаивали на славянских корнях в происхождении топонима и отталкивались от болотистых топей в округе или крепостных стен. Третьи верили в божественное начало, усматривая связь с праславянской богиней Космоса и потомком Ноя – МосохомПоиски истоков будут продолжаться, пока существует человечество.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://kipmu.ru/pochemu-moskvu-nazvali-moskvoj/

Как появилось название города «Москва»: исторические версии и курьезы

Почему москву назвали москвой

Нет точной версии появления имени «Москва». Попробуем разобраться в истории происхождения названия города.

Лингвисты полагают, что имя города происходит от древнеславянского корня «моск» — что-то топкое и влажное.

Эту версию подтверждает то, что в русском языке до сих пор используется слово «промозглый». При этом некоторые лингвисты видят в имени корень «мозг», то есть «умный», аргументируя, что в русском языке есть слово «мозговитый».

Еще одна версия относит происхождение названия к проживавшим на этой территории финно-угорским племенам. Так, слово «Москва» стало соединением марийских слов: «маска» — «медведь» и «ава» — «мать». Известно, что на территории современного города водилось много медведей.

А В.Н. Татищев выдвинул гипотезу о скифско-сарматском происхождении слова «Москва» со значением «крутящаяся» или «искривленная». Но археологи следов пребывания скифов на территории города не обнаружили.

Поэтому наиболее распространенная версия переводит слово «Москва» с языка коми, где «моск» может быть искаженным от «моска», что значит «корова», а «ва» переводится как «река» или «мокнуть». Природные условия способствовали разведению здесь коров. Они паслись на берегах реки, которую так и называли — «Москва» или «Коровья река».

Еще одну легенду о начале Москвы записал в XVII веке дьякон Холопьего монастыря Тимофей Каменевич-Рвовский. Она говорит, что город основал библейский герой Мосох, сын Иафета, внук Ноя.

Некогда пришел Мосох, шестой сын Иафетов, в те земли и на то место, где мы ныне жительствуем, и, придя, поселился на сем избранном, высочайшем и всепрекрасном месте над двумя реками, на котором ныне стоит святой и всепревеликий град Москва, названный по имени реки, под ним текущей.

Но тогда, когда Мосох пришел в сии места, река еще не имела названия, и он поименовал ее по своему имени и имени жены своей княгини прекрасной и прелюбезной Квы.

И тако по сложению общекупному имен их прежде безымянная река стала зваться Москва…
Вторую же, меньшую реку, текущую в Москву, Мосох назвал в честь сына Я и дочери Вузы Явузой».

Таким образом, Москва — один из наиболее древних городов мира, которому насчитывается более 5 200 лет, а начало городу было положено не на Боровицком холме, а на слиянии двух рек. Но даже современники знали, что эта легенда — фантазия, «обогатившая» Библию новыми персонажами.

Вымышленность имен не только очевидна, но и доказуема с научной точки зрения. Достаточно вспомнить, что имена Вязема, Вязьма, Вазуза, Вяземка, Вязь, Уза означают связь одной местности с другой. Так и Яуза является узким потоком, связывающим два пути.

Некоторые гипотезы о происхождении названия «Москва» имеют ярко выраженный курьезный характер.

Например, З. Доленга-Ходаковский в начале XIX века высказал версию, что название реки Москва образовано от слова мостки, то есть это река с большим количеством мостков. Но, как ни странно, это заблуждение повторил в своих трудах историк Москвы И.Е. Забелин.

А в книге «Кремлевский холм» Д. Еремин дает былинно-поэтическое объяснение. Когда на Боровицком холме начали строить крепостные стены, пришел к Юрию Долгорукому старый гусляр и попросил разрешения спеть о новом городе.

Сначала пел он о стольном граде Киеве, пресветлом князе Владимире, богатыре могучем Илье Муромце. Затем, окинув взглядом огромный холм, на вершине которого положены были первые венцы городовой стены, продолжил былину: А как старым стал Илья Муромец, Умирать пошел в Карачарово. Не дошел… упал у большой реки.

Тут и смерть пришла к Илье Муромцу… Не нашли Илью у большой реки, Лишь нашли курган по-над берегом. Знать, земля сама тут насыпалась, Да леса успели повырасти.

И поставили тут часовенку… Как поставили, так услышали — Будто вздох дошел: «Надо мощь ковать!» И второй дошел — только: «Мощь кова…» В третий раз дошел — только: «Мос…кова…» Так и стала зваться река: Москва.

— Мудр ты, как вещий боян. И песня твоя предивна, — сказал князь Юрий Долгорукий, когда гусляр кончил петь былину.

— Хотя, может, не так насыпало холм и, может, название реки — от иного взяло начало, но в песне твоей есть правда. — И громко добавил: — Сказал нам Илья «Москва». Так пусть же и город зовется ныне — Москва.

Еще одна версия принадлежит Ф.И. Салову, работавшему в 1950-х годах директором Музея истории и реконструкции Москвы. Он разбил первоначальную форму слова «Москов» на старославянский «моск» — «кремень» и русско-украинский корень «ков» от «ховать» — «прятать». Таким образом «Москва» означает «крепкое укрытие», «крепость».

А московский учитель и экскурсовод П.Р. Польский пошел другим путем. Исследовав слова, заканчивающиеся на «ква» (клюква, брюква), он нашел, что все они были ритуальной пищей для славянских идолов (Клюка, Брюка). То есть Москва была маленьким капищем древнего, но неизвестного историкам духа Моска.

Подобная версия есть и в «Велесовой книге». Так, в конце VI века вождь одного из племен славян-вятичей Моск Святославич переселился на север, в Залесье.

И так мы стеклись к Моску, и построили Москов град. И были там очаги. И там пил Моск сурину. И так явился град сей от него.

Некоторые источники приписывают основание Москвы Вещему Олегу. А в народе бытует версия, что «Мо су ко» на языке антов значит «тихая, теплая река».

История не сохранила точной версии происхождения названия и этимологии слова «Москва». Вероятно, этот вопрос мало интересовал науку, пока Москва не стала столицей.

Но к тому времени точных источников уже не осталось. Зато Москва всегда носила одно имя. Дважды над городом нависала угроза переименования — в 1920-х столицу хотели переименовать в Ильич, а позже — в Сталинодар.

Но Москве удалось сохранить свое исконное имя.

Читайте, почему и как переименовывали улицы

Говорят, что..

…есть у Москвы и неофициальные названия, например, Default City — обычно если город не указан, то имеется в виду Москва. Одни имени носят характер саркастический — Нерезиновая, Понаеховск, Долгоручинск-на-Клязьме, Цитадель Зла. А названия «Лужки», «Батуринск», «Лужква», «Лужков-сити», «Собянинск» отражают отношение жителей к деятельности текущего мэра.
А вам есть что добавить к версиям о происхождении названия города Москва?

Источник: https://liveinmsk.ru/article/proishozdenie-nazvania-moskva

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.