Почему нужно читать классику
Классическая литература: что дает ее чтение, с чего начать знакомство с ней, как ее полюбить
Классическая литература вызывает у людей разные эмоции. Кому-то она надоела еще со школы и бесконечного «списка книг для чтения летом», кому-то пришлось столкнуться с ней и в университете.
К сожалению, учебные программы часто составлены так, что в них попадают далеко не самые интересные произведения, поэтому учащиеся приходят к выводу, что классика — скучна и бесполезна.
На самом деле это далеко не так. Мы научим, как полюбить классическую литературу, расскажем, какую пользу она приносит и порекомендуем список интересных книг.
Если хотите регулярно получать больше полезных советов и мотивирующих статей, присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу.
Что мне дает классическая литература?
Есть люди, которые читают классику ради удовольствия: их привлекает эпоха ХІХ или первой половины ХХ столетия, нравятся яркие герои, трагичные судьбы.
Но есть и другие ответы на вопрос «почему полезно читать классическую литературу?». Классические произведения литературы:
- благотворно влияют на интеллект;
- учат концентрировать внимание;
- развивают память;
- формируют грамотность;
- делают читателя эрудированным;
- дают ответы на «вечные» вопросы.
Как полюбить классическую литературу?
Есть проверенные способы чтобы «наладить отношения» с классикой. Для лучшего эффекта их применяют в комплексе.
Объединяйте литературу и историю
Классические книги часто кажутся скучными потому, что читатель плохо представляет себе время и условия, в которых жили персонажи. Если вы предварительно изучите главные исторические сведения об эпохе, то лучше поймете поступки героев и их мотивацию.
Это поможет и изучению самой истории: исторические факты лучше усваиваются, если воспринимать их через призму интересного персонажа.
Знакомьтесь с другими сферами искусства
Чтобы лучше проникнуться ощущением эпохи, обратите внимание на ее культурные компоненты.
- Посмотрите картины того времени.
- Послушайте популярные в те годы музыки,
- Обратите внимания на типичный облик живших тогда людей.
После этого вы лучше поймете смысл книги, сможете наглядно представить героев и условия их жизни.
Смотрите экранизации
Часто интерес к произведению вызывает снятый по нему фильм. Посмотрев его, вы поймете, насколько интересен сюжет книги и персонажи. После этого, прочтя оригинал, сравните его с кинофильмом.
В книгах герои раскрываются более полно, в сюжете больше линий и важных деталей, так что сравнение часто оказывается не в пользу киноленты.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Книги можно закачать на смартфон, так вы сможете читать чаще
Лучшие книги классической литературы
Предлагаем список альтернативных книг от знаменитых авторов. Они не успели надоесть в школе, поэтому знакомство с классикой лучше начать именно с этих произведений.
Русская классическая литература
1. А. С. Пушкин «Повести Белкина»
Небольшие по объему рассказы отличаются динамичным сюжетом и яркими героями. Мотивация персонажей гораздо проще, чем в «Евгении Онегине», поэтому их поступки кажутся логичными и понятными.
2. Л. Н. Толстой «Анна Каренина»
Роман о сложных отношениях нескольких семей читается гораздо легче, чем знаменитая «Война и мир».
3. Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы»
Семейная сага, в которой нашлось место даже загадочному убийству. Моральных вопросов автор поднимает не меньше, чем в «Преступлении и наказании», но детективная интрига делает чтение интереснее.
4. И. С. Тургенев «Дворянское гнездо»
Здесь, в отличие от известных «Отцов и детей» нет никакого нигилизма и острого конфликта поколений. Это, в первую очередь, роман о чувствах: любви, уважении, честности, принципиальности, ответственности.5. А. Н. Островский «Бесприданница»
История главной героини этой пьесы не менее трагична, чем Катерины из «Грозы». В то же время «Бесприданница» наполнена множеством событий: здесь кипят страсти, а любовь борется с желанием спокойной обеспеченной жизни.
Зарубежная классика
1. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
Вместо сложных и объемных романов Ч. Диккенса можно прочесть посвященную той же эпохе «Ярмарку тщеславия». Ее сюжет более динамичный, в нем больше интриг и любовных линий.
2. Ш. Бронте «Джен Эйр»
В отличие от своей предшественницы, Дж. Остин, Ш. Бронте уделяет внимание не только чувствам и переживаниям героинь, но и размышляет о положении женщине в обществе, что делает произведение более ярким.
3. Г. Джеймс «Женский потрет»
Не слишком известный в нашей стране, но на западе писатель пользуется заслуженной популярностью. В его книгах психологический реализм соединен с мистическими нотками, а герои совершают непредсказуемые поступки.
4. Э. Хемингуэй «Праздник, который всегда с тобой»
Одна из самых жизнерадостных книг писателей «потерянного поколения», поэтому начинать знакомство с их творчеством лучше именно с нее.
5. Дж. Оруэлл «Скотный двор»
Относится к современной классической литературе. Как и «1984», «Скотный двор» посвящен тоталитарному обществу. Но читать его гораздо проще, т. к. действие происходит не в непонятном будущем, а на обычной ферме.
А если вы слишком увлеклись классической литературой и забыли про учебу, не беда. Ведь есть студенческий сервис, специалисты которого готовы всегда прийти на помощь и решить все учебные проблемы.
Источник: https://Zaochnik-com.ru/blog/pochemu-polezno-chitat-klassicheskuju-literaturu-i-kak-ee-poljubit/
Как полюбить читать классику
На школьных уроках литературы, как правило, читают русскую классику. В разных классах знакомятся также с мифами и сказками народов мира, отдельными зарубежными произведениями.
Классическими считают те произведения, которые стали национальным достоянием.
Это книги, которые волнуют людей во все времена и поднимают вечные темы — любовь и дружба, жизнь и смерть, вера, самоопределение человека. В русскую литературную классику входит творчество М. В.
Ломоносова, А. С. Пушкина, Д. И. Фонвизина, В. А. Жуковского, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя и многих других замечательных писателей.
Считается, что с классикой должен быть ознакомлен каждый образованный человек. Более того, классическая литература обязательна для изучения — это проверяют и на промежуточных, и государственных итоговых аттестациях.
При этом книжная полка «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» объёмнее и интереснее, чем в обычной школе. Кроме классики, ученикам предлагаются к обсуждению такие необычные для школьной программы произведения, как «Каникулы» Рэя Брэдбери, «Хроники Амбера» Роджера Желязны и другие. Посмотрите, к примеру, наш список литературы на лето.
Каждый урок литературы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» — это активное обсуждение. Преподаватели не просто знакомят учеников с теорией литературы, но стараются пробудить интерес к художественным текстам, даже таким непростым для понимания современного подростка, как классика.
Зачем читать классиков
- Человек, читающий классику, получает эмоциональный культурный опыт. Он переживает за героев, вместе с ними проживает все события. Это развивает чувство эмпатии, то есть способность к сопереживанию.
- Классические произведения погружают нас в другую эпоху. С помощью чтения мы можем познакомиться с давними традициями и узнать, как жили люди столетия назад.
- Чтение классики улучшает грамотность. Речь становится ярче, потому что обогащается литературными приёмами и средствами выразительности.
- Классические книги развивают мышление. Так, выпускница «Домашней школы Фоксфорда» Варвара Королёва читает классику для тренировки мозга.
«Гаджеты — это круто, интернет — это огромные возможности. Однако если бесконечно залипать в ленты соцсетей, то проблема клипового мышления и прочие когнитивные искажения неизбежны. Для тренировки мозга читайте классику — Толстого, Бунина или каких-нибудь философов. Не нравится русская классика? Читайте французскую, английскую, какую угодно. Даже если трудно, непонятно и засыпаешь на третьей странице. Я вообще аудиал, но заставляю себя читать классические произведения, потому что не хочу, чтобы мозг высох».
Как читать произведения классиков
Для чтения серьёзных произведений нужен большой читательский опыт и желание. Если вам трудно разобраться с такой литературой, воспользуйтесь нашими советами. Возможно, они помогут полюбить школьную классическую литературу.
- Узнайте исторический контекст
Каждая книга — это определённый период в истории. На людей того времени влияли политические и социальные события, культура и другие факторы.
Достаточно главы из учебника истории, чтобы освежить в памяти устройство государства и общества периода, описанного в книге.
Со знанием исторического контекста произведение станет для вас интереснее, вы будете лучше понимать речь, настроения и поступки героев.
Классику тяжело усваивать, если вы мало читаете. Для накопления читательского опыта попробуйте начать с чего-нибудь попроще. Например, рассказов и поэм, психологически к ним проще подступиться, чем к длинным литературным формам.
Быстрое чтение — это не вариант для классики. Такую литературу необходимо читать вдумчиво, помечая карандашом (или закладкой в приложении) интересные или непонятные моменты. Важно находить ответы на свои вопросы сразу же, иначе забудется контекст. При чтении романов можно делать схемы отношений между героями и основных событий.
Язык классической литературы красивый и живописный. Большинство таких произведений зачитывались современниками писателей в салонах или кругу семьи. Но современному человеку читать её довольно тяжело, много незнакомых слов и сложные предложения. Зато так легче сконцентрироваться на книге и вникнуть в смысл произведения.
Фильмы и театральные постановки, конечно, не заменят оригиналов. В них порой отсутствуют важные сюжетные линии, могут быть искажены факты, даже финал может отличаться. Но воспринимаются они легче и могут заинтересовать произведением.
- Заведите читательский дневник
Читательский дневник поможет обдумать и лучше запомнить прочитанную информацию. К нему можно обратиться спустя время и вспомнить содержание книги. Одна из форм такого дневника — commanplace book. Это отдельный ежедневник для записи цитат, интересных идей и выдержек из книг.
Читайте и любите классику. Удачи!
Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/classic-literature
Зачем читать классическую литературу?
Статистика показывает, что современные дети, подростки и взрослые все-таки читают книги, но несколько в ином формате – в электронном. Это очень хорошо, однако качество большинства современных произведений оставляет желать лучшего.
Не по годам развитые тинэйджеры просто не понимают, зачем читать классику, когда есть масса других увлекательных книг, которые к тому же легко воспринимаются.
Любовь к классической литературе прививают еще со школьной скамьи.
Программа по литературе наполнена глубокими и сильными произведениями Толстого и Пушкина, Достоевского и Гоголя, и других великих авторов. Однако школьники упорно не желают читать их произведения.
Читать классику школьник должен. Ведь трудно считать человека образованным, если он ни слова не может сказать о шедеврах мировой классической литературы. Подросток не обязан любить эти книги, но знать и понимать их он должен.
Обратите внимание
Кроме того, классика мягко и ненавязчиво открывает ребенку реальный мир. Психологи считают, что это очень важно для развития и становления личности подростка. Если приглядеться, окажется, что рядом с тобой живет девушка, похожая на Наташу Ростову, и некто, напоминающий Раскольникова.
Оказывается, и поступки они совершают похожие… Классика – это отличный способ безболезненно узнать людей, понять их глубинные мотивы.
Великие писатели создавали свои произведения гораздо раньше, чем поколение современных взрослых появилось на свет.
Многие делают вывод, что эти книги уже устарели. Однако специалисты в области литературы и поклонники бессмертной классики считают, что это просто невозможно.
Толстой и Пушкин, а также другие великие писатели подняли в своих произведениях такие проблемы, которые неподвластны времени, они до сих пор не теряют актуальности.
Психологи всего мира рекомендуют обращаться к классической литературе в моменты жизненных трудностей. Книга успокоит, раскроет глаза на ошибочное поведение, покажет пути выхода из сложившейся ситуации.
Многие взрослые читатели признают, что в возрасте около тридцати лет они с истинным удовольствием читали классику, хотя в школе не могли прочесть ни страницы.Все дело в том, что с возрастом человек обрастает опытом, совершает массу ошибок, его мировосприятие меняется. Отсюда и иной взгляд на «Анну Каренину» и «Войну и мир».
Рано или поздно, каждый человек придет к классике – отечественной или зарубежной. Это неизбежно. Хорошие книги нужны современному человеку, в них есть глубина и огромный смысл.
Классическая литература требует вдумчивого и глубокого чтения, ее нельзя читать, чтобы просто заполнить время. На разных этапах жизни классика будет восприниматься по-разному. Школьник воспримет и поймет только то что прямо сказано автором. Человек, имеющий солидный жизненный опыт, многое прочтет между строк.
Инструкция
Важно
Делайте пометкиВооружитесь простым карандашом и делайте пометки. Подчеркивайте понравившиеся вам мысли, аккуратно записывайте на полях книги свои размышления по поводу прочтенного. К такому способу чтения прибегали многие ученые, литераторы, политики. Чтение с карандашом помогает запомнить основные мысли и более глубоко понять идею автора.
Это наиболее продуктивный вариант работы с книгой, требующей внимательного, сосредоточенного изучения, а читать классику иначе просто нельзя.Выписывайте цитатыЗаведите специальную тетрадь, в которую будете выписывать цитаты из произведений классиков.
Если пометки предполагают своеобразный диалог между автором и читателем, то цитаты – прекрасные помощники для усиления выразительности своей мысли. Они помогут наиболее точно подтвердить собственные умозаключения в беседе, тетрадь с цитатами классиков – подспорье в творческой деятельности журналиста, литератора, философа.
Беседуйте о прочитанномМало просто читать классику, необходимо обсуждать прочитанное. Обсуждение помогает более глубоко понять суть классических произведений, оно оттачивает критические и аналитические способности читающего.
Дискуссия помогает мыслить ясно и четко, она вскрывает моменты, которые остались незамеченными во время чтения, которым возможно не придали должного значения.Возвращайтесь к прочитанномуЕсли во время чтения классиков возникли трудности в восприятии текста, а такое случается, оставьте на некоторое время произведение.А затем вновь вернитесь к прочитанному, после небольшого перерыва легче понять трудные моменты.Читайте исторические справкиЧтобы наиболее полно раскрыть для себя тот или иной шедевр классики, обратите внимание, в какую эпоху он создавался. Изучение исторической информации – это ключ к пониманию и чувствованию классической литературы.
Развитие государственной статистики и история ее возникновения определяется развитием государства и общества, его социально-экономическими потребностями. Смена политической картины в России в конце 18 века напрямую повлияло на характер русской статистики, в ней более полно отразилось состояние общественной жизни, экономики. Это время дало жизнь первым научным статистическим разработкам.
Расцвет статистики как науки пришелся на 40-50 годы позапрошлого столетия. Основная заслуга русских статистов заключалась в окончательном оформлении, утверждении политико-экономического направления, а теоретические разработки стали основой для определенных статистических исследований. Важнейшей вехой в истории статистики того времени была перепись населения Российской Империи 1897 года.
10 необычных психологических терминов
Советская статистика на начальном этапе (1917-1930) отличалась исключительной интенсивностью. В это время проводилось множество переписей, обследований. Только в 1920 году было проведено 3 переписи: демографическо-профессиональная перепись населения, сельскохозяйственная и краткого учета промышленных предприятий.
Основная задача статистики – изучение закономерностей массовых процессов и явлений, в которых и выражается жизнь общества. Это внешняя и внутренняя торговля, производство, потребление, перевозка грузов и т.д. Все перечисленные явления состоят из массы одинаковых элементов, объединенных единой качественной основой, но отличаются рядом признаков и образуют статистическую совокупность.
Статистическая совокупность хотя и представляет собой единое целое, но состоит из отдельных единиц. Например, во время переписи населения в отношении любого человека собираются сведения о национальности, занятости, возрасте и т.д. А все население в период переписи являет собой статистическую совокупность.
Современная государственная статистика – составной элемент системы государственного регулирования, значительно усиливающий ее интегрирующую функцию в создании информационной инфраструктуры общенационального масштаба.
Распечатать
Почему нужно читать классику
Почему нужно читать классику
09.04.2018
Многие или не читают совсем, ссылаясь на недостаток времени, или отдают предпочтение современным авторам. Родители больше не прививают своим детям любовь к чтению, в итоге каждое новое поколение деградирует всё больше. Виртуальный мир заменил книги. Люди стали забывать, какое значение раньше литература имела в жизни человека.
Сколько бы лет или веков не проходило, но человеческие чувства, эмоции и жизненные ситуации не меняются. Мы узнавали, какой должна быть настоящая любовь, какому поведению нужно придерживаться. Открывали для себя новый мир, где благородство и честь – не пустой звук.
Иллюстрация к Евгению Онегину
Ярким примером этого является произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна показывает нам, какой должна быть девушка, как она должна выглядеть и вести себя. Евгений же подаёт пример юношам.
Герои говорят нам, что нужно быть начитанными, знать иностранные языки, не бояться учиться на своих ошибках и постоянно открывать что-то новое. К сожалению, люди стали забывать, что классическая литература даёт нам идеал, к которому нужно стремиться.Совет
Книги дают нам возможность попасть в другой мир, эпоху. Из произведений классической литературы мы можем почерпнуть для себя знания истории. Ведь они очень тесно связаны. Мы можем узнать о восстании декабристов, битвой под Бородино, первой и второй мировых войнах, революции и о многом другом. Нам открывается жизнь похожих на нас людей, но, возможно, имеющих другие ценности, цели, идеалы.
В произведении Шолохова «Судьба человека» мы видим мужчину, которого очень сильно потрепала жизнь. Он потерял всю свою семью: жену, дочек, сына. Война искалечила его душу, но он нашёл в себе силы жить дальше и подарил кусочек счастья мальчику, который остался без родителей. Он не сдался и мы не должны.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
Нужно ли читать классическую литературу? Нафик?
Sebastian Мыслитель (8880) 4 года назад
Если человек хочет жить идеалами животных- сытый сон и утробное довольство …то можно и не читать..и по праву признать себя полинялой обезьяной и поклониться Дарвину..
Источник: https://polit-gramota.ru/istoriya/zachem-chitat-klassicheskyu-literatyry
Зачем школьникам читать классическую литературу
В классической литературе встречается много слов, которые современный ребёнок не понимает. Например, что такое кибитка или бричка? Но это не повод не читать произведения из школьной программы. Наш блогер Мария Терленева объясняет, зачем детям (даже в пять лет) читать классику и разбираться в устаревших словах.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Существует мнение, что в школе изучать классическую литературу необязательно. Мол, помилуйте, как ребёнку разобраться во всех этих бричках, кибитках и метаниях лишнего человека. Не до того. Детский разум не созрел для таких исканий.
Немного личного опыта
Мне кажется, это от лукавого.
В своё время, когда бабушка предлагала мне учить сильно ею почитаемого Пушкина, я особо не брыкалась, но и не понимала: зачем? Наверное, в том была ошибка — не объяснить ребёнку, для чего он что-то делает.
Я ведь тоже не понимала, что это за облучок, на котором сидит ямщик, и смутно осознавала, что салазки — это санки. Пять лет — странный возраст, когда всё интересно, но не всё понятно.
Так вот. Несмотря на все эти сложные кибитки, салазки, ноне и прочие странные слова, я стихи Пушкина учила и даже в определённой степени восхищалась музыкальностью. Его сказки знала чуть не наизусть, хотя там старинных слов тоже порядком.
Потом пришла пора читать Лермонтова, Тургенева, Достоевского, а ещё учить историю. И — о ужас! — там было множество всяческих непонятных слов, некоторые из которых для меня и по сей день — тёмный лес. Но было интересно, захватывающе, полезно.
Почему классика не утратила актуальности?
На мой взгляд, учить литературу, причём параллельно с историей, очень важно. Так маленький человек обретает связь со своими корнями и чувствует собственную идентичность. Понимает — актуально для подростков — как бы он ни был одинок, он не один, такие люди уже были и уже сталкивались с подобными проблемами, а значит — проблемы решаемы.
Интерес к русской литературе должен быть ещё и потому, что герои там — отражение общества. А общество наше не слишком меняется, если брать в расчёт, что история двигается по спирали. Человек проходит те же этапы, что и раньше — детство, отрочество, юность, взросление, старость. И про всё это уже сказано. Уже написано.
Углубиться в трансцендентальный, психологический анализ поэтики Достоевского или изучить влияние алкоголя на знаменитых русских литераторов можно много позже, но ведь не только для подобных исследований писались великие книги. Подозреваю, что немногие авторы лелеяли надежду, что их произведения будут изучать в школе.
Что такое литература?
Литература:
- даёт надежду, что ты что-то можешь;
- даёт моральные ориентиры;
- расширяет кругозор, воспитывает ум и душу;
- даёт понятие о добре и зле, как о вещах, которые не могут существовать друг без друга.
Литература как бы поясняет жизнь. Это своего рода инструкция по применению, которую писали люди, много думающие, анализирующие и тонко чувствующие. Литераторы — как лакмусовая бумажка своей эпохи.
В 1910-20-х в России наступило смутное время, и мы не видим ни одного полностью психически здорового литератора.
Они отражают действительность, окружающий распад, показывают своим творчеством то, что происходило, краше, чем любой учебник истории.Литература, как и любое искусство, порой потрясает, порой вызывает недоумение. Но у человека она должна также вызывать желание разобраться, что происходило, почему так, как быть дальше.
Даже если мы отойдём назад и погрузимся в золотой век русской литературы (XIX), это много нам даст для понимания и современного общества в том числе. Те же самые идеи, выставленные в новом свете, господствуют и сейчас.
Изменилась окружающая обстановка, но человек со своими нравственными метаниями, внутренними терзаниями и попытками познать себя, остаётся тем же самым.
Тут литература, как хороший психолог, помогает найти корни, увидеть закономерности и понять, что есть «луч света в тёмном царстве», выбрать ориентиры и действовать согласно нормам морали и этики, понимая, что за попытку пойти не по тому пути придётся в итоге расплачиваться.
В чём же практическая польза классической литературы?
Классика даёт нам то, что не дадут ни комиксы, ни современные книжки:
- Способность выражать свои чувства устно и письменно. Я говорю не о сочинениях, а о богатейшем словарном запасе, который демонстрируют проза и поэзия.
- Возможность увидеть, что ты не одинок, а зачастую понять, что кое у кого проблемы были посерьёзнее, чем у тебя, дружок.
- Умение соотносить личность с историей и увидеть личность через историю. Одно дело слушать даты пугачёвского восстания, другое — познакомиться с Пугачёвым через восприятие Петруши Гринёва.
- Средства понимать и выражать свои чувства. Расширять свой эмоциональный диапазон, чтобы он был чуть шире, чем «у зубочистки».
Вот почему стоит читать литературу, изучать литературу, пробираться сквозь неясные места и даже сверяться со словарями. В конце концов, что такое непонятные слова перед попыткой понять себя? Лишь мелкие мошки, которые порой назойливо гудят и лезут в лицо, но не способны прервать путешествие.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник: https://mel.fm/blog/maria-terleneva/43912-zachem-shkolnikam-chitat-klassicheskuyu-literaturu
Зачем читать классическую литературу
Часто приходится слышать о том, что классическая художественная литература использует очень много текста там, где можно было обойтись одной-двумя страницами. Описание окружающей природы у Пришвина очень затянуто и объемно.
Да, это верно, если рассматривать художественную литературу как справочное пособие или энциклопедию.
Все же главная задача таких книг — помочь читателю самому сформировать СВОЙ образ описываемого мира. Книга может только лишь описать его. И в результате читатель становится соавтором. Книга одна, но каждый имеет свой результат ее прочтения.
Книги помогают своим читателям прожить множество жизней именно тем, что ставят их на место главного героя и показывают не только то, к чему приводят возможные решения, но и то, как люди эти решения принимают.
Конечно это все относится к хорошей литературе. Бульварное чтиво мало чем отличается от своей экранизации в форме «мыльных опер». Кстати, название свое подобные сериалы получили из-за того, что их далали по заказу производителей бытовой химии. Сериалы делали специально для домохозяек и активно рекламировали в них товары для дома.
Устарела ли классическая художественная литература?
Мнение о том, что классика устарела продвигается в рамках создания глобального мирового управления. Для глобализации не надо, чтобы люди изучали культурное наследие своего народа и других народов Земли. Когда человек изобретает велосипед, ему некогда развиваться дальше.
Действительно, все Ваши проблемы уже решаются людьми в той или иной форме в течение многих столетий. И знание литературы это подтверждает.
Проблемы современного человека во многом типичны, а значит, они имеют набор типичных решений. Это позволяет человеку, знающем классическую художественную литературу, эффективно и осмысленно решать задачи в своей повседневной жизни.
Не знание опыта предыдущих поколений, делает нас жертвами самых примитивных вариантов обмана, которых достаточно много в средствах массовой информации, и особенно в Интернете.
Книги сейчас спрятать не возможно. Их нельзя запретить или сжечь (как делали фашисты в Германии). Вас можно только убедить «не читать», чтобы было легче обманывать. Но в любом случае, выбор делаете Вы.
Для того, чтобы Вы не читали, Вас можно завалить огромным объемом литературы, которую надо прочесть. В этом случае насилие над мозгом может вызвать к чтению ту же реакцию отторжения, как и неприязнь к сексу у изнасилованной девушки.
Можно так же формировать клиповое мышление. Для этого все упрощается. Решения даются уже готовые и в максимально сжатой форме.
Человека отучают думать всеми возможными средствами. Не надо думать, Ваши образы должны совпадать со стандартными. Для этого есть теле-версии классики, сокращенные книги для чтения и набор готовых решений на все случаи жизни.
Для того, чтобы жить самостоятельно, человек должен самостоятельно мыслить. А чтобы самостоятельно мыслить, надо знать разные точки зрения, разные варианты решения типичных для человека проблем. А все это, и даже те условия, в которых разные люди принимают различные решения во всевозможных обстоятельствах — это и есть содержание классической художественной литературы.
Читать электронные или бумажные книги?
Это очень разные формы восприятия. Бумажная книга — она реальна. Книга имеет объем и вес. Бумажную книгу приятно держать в руках и листать.
Но в библиотеке часто не бывает новых книг, а купленные в магазине и на книжном рынке тома часто занимают слишком много места на полках.
Так что скорее всего Вам придется совмещать чтение книг бумажных и электронных.
Электронные книги лучше читать не на телефонах и планшетах (хотя в дороге или как крайний случай и они сойдут), а на специальных «ридерах», которые более контрастны и почти не бликуют за счет специального покрытия экрана.
Так что же конкретно можно рекомендовать к прочтению
Русская классика:
Н.В. Гороль: «Мертвые души»
А.С. Грибоедов: «Горе от ума»
А.С. Пушкин: «Евгений Онегин»
М.А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»
Л.Н. Толстой: «Война и мир»
И.С. Тургенев: «Отцы и дети»
Д.И. Фонвизин: «Недоросль»
Зарубежная классика:
Этель Лилиан Войнич — «Овод»
Алигьери Данте — «Божественная комедия»
Ярослав Гашек — «Похождения бравого солдата Швейка»
Даниэль Дефо — «Робинзон Крузо»
Джером К. Джером — «Трое в лодке, не считая собаки»
Конан Дойль — все, что найдете
Джек Лондон — все, что найдете
Марк Твен — все, что найдете
Жуль Верн — все, что найдете
Ричард Бах — все, что найдете
Ну, и конечно же обязательно надо читать фантастику: братьев Стругацких, Ивана Ефремова, Александра Беляева, Рея Бредбери и Хольм Ван Зайчика.
Отдельно хочется рекомендовать книги:
Юлии Борисовны Гиппернрейтер «Общаться с ребенком как?»
Владимира Ливи «Нестандартный ребенок»
Норбекова «Путь дурака или ключ к прозрению»
Список далеко не полный. Здесь только то, что в обязательном порядке надо прочесть и осмыслить.
Источник: https://63samara.ru/chto-i-zachem-chitat/
Дмитрий Быков – о том, зачем и как читать русскую литературу XIX, XX и XXI веков
«Именно русская классика, русская литература — наша национальная религия», — уверен писатель Дмитрий Быков.
30 мая в киностудии Лендок он прочел лекцию о том, с чем связан этот феномен, а также объяснил, как менялись главные темы в великих романах последних 200 лет.
Организаторы мероприятия — лектории «Прямая речь» и «Слушай сюда». «Собака.ru» записала самые интересные цитаты выступления.
В последнее время мне приходится бесконечно оправдываться, потому что человека, который банально траванулся какой-то ерундой, до сих пор не найденной, воспринимают как жертву то ли рока, то ли режима.
Я уже чувствую себя немного умершим, потому что хорошее отношение, прямо скажем, мне непривычно. Я привык скорее к другому – к бесконечным «но»: «Быков, может быть, неплохой фельетонист, но…», «Быков, может быть, хороший учитель, но». Кто угодно, только не писатель.
А в последнее время наоборот, я стал всем дорог, и это ужасно приятно.
Нужно ли читать русскую классику?
Тему лекции «Зачем читать классику» придумал не я. Когда мне ее предложили, я стал думать, что можно тут сказать. Первая мысль, которая напрашивается – читать классику совершенно не обязательно. Даже, может быть, лучше этого не делать, чтобы не воспроизводить русский цикл и не наступать на грабли.
Но если задуматься, в России особенно нечего делать, кроме как читать классику, это уникальное явление культуры – страна, в которой, кроме литературы, ничего нет. Она является целью, это единственная по-настоящему бессмертная экспортная статья. Был когда-то показательный анекдот: Японца спрашивают по возвращении из России, что ему больше всего понравилось.
Он выдерживает долгую паузу и говорит: «Дети. Все, что вы делаете руками, получается чудовищно». Так вот, русская литература – это то, что делается не руками, а душой, опытом. Вся наша культура литературоцентрична, Бог придумал эту страну, чтобы ему было, что почитать. Все остальные продукты нашей жизнедеятельности интересны ему не более, чем какие-нибудь скучные драмы обывателей.
Акакий Акакиевич нужен для того, чтобы Гоголь написал «Шинель». Никакого другого смысла его жизнь не имеет.Литература в России является целью, это единственная по-настоящему бессмертная экспортная статья
Классику прежде всего нужно читать для того, чтобы не питать иллюзий и понимать, что тебя дальше ждет. Другого зеркала, другого способа рефлексии у нас нет.
Весь остальной мир привык, что у него есть богословие, философия, которая в России тоже заменена литературой и публицистикой. Социология на 90% заказная, всегда можно сказать, что она существует на деньги иностранных агентов. Философия на 90% сводится к кухонным дискуссиям.
Россия познает себя через художественный текст, через странные грезы людей, ни к чему больше не приспособленных.
Метасюжеты русской литературы
Главным зеркалом русской истории является метасюжет, то есть когда несколько писателей, не сговариваясь, начинают вдруг писать об одном и том же.
Если бы Набокову, Пастернаку и Шолохову сказали, что «Лолита», «Доктор Живаго» и «Тихий дон» написаны на один метасюжет, они бы с одинаковым негодованием отвесили оплеуху такому критику.
Но, тем не менее, это так. Через такие феномены мы познаем себя.
По большому счету, у нас есть четыре века русской литературы. В XVIII веке метасюжет еще не прослеживается, в XIX веке он уже вполне отчетлив – трикстерский, в XX веке – фаустианский. Метасюжет XXI века выстраивается на наших глазах. Литература – это подсознание, с ее помощью мы можем не только познать, куда мы движемся, но и предсказывать будущее.
Литература – это подсознание, с ее помощью мы можем не только познать, куда мы движемся, но и предсказывать будущее
Есть всего три сюжетных узла литературы XIX века. Во-первых, большинство русских романов начинаются в салоне, а заканчиваются на каторге или войне. Происходит это, потому что в России не так много локаций, где вообще что-либо может происходить. В этом смысле «Война и мир» и «Анна Каренина» – характерные примеры.
Война и каторга – вещи взаимосвязанные, каторга всегда оправдывается войной. Это показывает безнадежность, тупиковость русских вольномысленных и вольнодумных перспектив. Потому что практически любая перестройка или революция заканчивается внешней агрессией как единственным легитимным способом заморозить эту оттепель.
Лишние и сверхлюди
Второй метасюжет – это дуэль лишнего человека и сверхчеловека. Скажем, Онегин, который якобы выше светского общества, потому что ему надоело, а остальным еще нет.
Пожалуй, наиболее здравую статью об Онегине написал Писарев, в которой сказал: «Если вы объелись пудингом, это не более, чем проблема вашего пищеварения, совершенно не зависимая от ваших теоретических понятий о пудинге». Мысль очень глубокая.
Онегин объелся, он пресытился, но никакого душевного переворота в нем не произошло, он – лишний человек, ничтожество, пустое место. А кто же там сверхчеловек? Ленский, конечно. Потенциально гениальный поэт, которому Пушкин отдал свою молодость, романтические мечты, вспыльчивость, обреченность.
Конечно, Ленский протагонист не в меньшей степени, чем Татьяна, и для обоих Онегин – злой и опасный. Вторая дуэль – поединок сверхчеловека Печорина с фальшивым и пародийным Грушницким. Третья такая история – это дуэль Базарова с Павлом Петровичем. Классический финал этой истории, уже отчасти пародийный – это чеховская дуэль лишнего Лаевского и Фон Корена.
Это принципиальный узел, и я попробую объяснить, в чем дело. Быстрое движение приводит к делению общества на две фракции – одна стремительно развивается, другая медленно деградирует. В России средних людей практически нет, все здесь происходит быстро.
Русская литература прошла за сто лет от сатирических комедий до драм Чехова тот путь, на который Европа выходила 400-500 лет. Подумать страшно, что, когда умер князь Вяземский, Ленину было 8 лет.
Толстой начинал в некрасовском «Современнике», а заканчивал за семь лет до революции, причем до второй, первую он практически не заметил.Платой за фактическое отсутствие Ренессанса и краткий период Просвещения явился безумный XIX век. Практически весь путь от классицизма до модернизма был пройден одним Львом Толстым, и в этом русская существенная особенность. При такой скорости развития дуэль между отстающим большинством и стремительно эволюционирующим меньшинством становится неизбежной.
Лев Толстой и Максим Горький
Третий узел русского романа – это мезальянс, взаимное непонимание, трагическая любовь, при которой герои, вроде бы друг другу предназначены, но при этом роковым образом не равны.
Это вечное несовпадение мужского и женского начала я не совсем понимаю сам.
Почему русская литература избегает счастливых романов и гармоничных отношений? У меня есть одно предположение – боюсь, слишком радикальное.
Я читал большую лекцию об «Анне Карениной» как политическом романе, в котором, прежде всего, описана отчаянная попытка изменить судьбу, убежать от власти государственника, все перевернуть и уложить заново. Эта попытка неизбежно кончается трагедией, потому что есть предопределенность русского пути. Адюльтер в русской литературе всегда является попыткой реформы – неизменно неудачной.
В XX веке это стало главной темой: бегство с любовником приводит всегда к гибели героини, потому что он не может дать ничего взамен надоевшей государственной власти. Бегство Анны от Каренина к другому Алексею – это тупик, попытка перестроить судьбу, ведущая к железной дороге.
Все революции в России – это немного адюльтер, бегство в мечту, заканчивающееся таким же тупиком и возвращением к диктатуре.
Фильм «Анна Каренина» 1967 года
От такой страшной перспективы, пожалуй, спаслась одна Татьяна, и то, только потому что она это должное, неизбежное приняла как правильное. Она, в силу пушкинского аристократизма, сказала, что так и надо: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».
Это примерно та модель поведения, которую российский народ практикует, в очередной раз оказавшись в диктатуре. Он считает, что это правильно, что это такая судьба, что иначе никогда не жили, незачем и начинать.
Только Татьяна это сделала сугубо добровольно, превратив свою несвободу в осознанную необходимость.
Главные сюжеты русской литературы XX века
Первый узел литературы XX века – это инцест. В «Тихом доне» есть Аксинья, которую в пятнадцатилетнем возрасте растлил отец. Есть набоковская Лолита, которую сделал любовницей отчим. И есть та же история с Ларой Гишар в «Докторе Живаго», которую в шестнадцатилетнем возрасте соблазнил любовник ее матери.
Я полагаю, что родственное сексуальное насилие в данном случае является метафорой такого отношения со стороны власти, ведь отец – традиционный образ правителя. И власть, которая растлевает страну вместо того, чтобы ее воспитывать – это точный образ России.
С этим сюжетным узлом плотно связан следующий: растлитель, как правило, гибнет или приводит себя, как Гумберт, в ситуацию более критичную, трагическую, чем она была изначально.
Главный герой XX века – это Фауст. Это человек с профессией, не зря его называют доктором – он ученый. На смену герою-страннику, бродяге приходит профессионал. Это происходит, потому что у него больше ничего не осталось, религия под вопросом, как и остальные сферы реализации. Можно спастись только за счет работы.
И доктор Живаго, прежде всего, профессионал, и Гумберт, и Григорий Мелехов – пахарь и солдат. Профессия становится способом быть незаменимым, спастись и в армии, и в лагере, а еще это аналог совести. Кроме мастерства, у человека нет ни способа удержаться, ни способа наладить самооценку. Как можно в России XX века оценивать себя? Есть ли хоть какое-то правильное мировоззрение? Нет.
Профессионализм в XX веке – единственный способ сохранить в себе человеческое.
Бегство, которое является синонимом революции, как правило, заканчивается катастрофичным ухудшением положения героев. Попытка отдаться соблазну приводит не к избавлению от него, а к ужесточению стартовых условий. К сожалению, в этом смысле российский путь, путь 1917-го года – это точная метафора.
Это и есть метасюжет XX века. Когда пытаешься улучшить свое положение, Россия загоняет тебя в безвыходную катастрофическую ловушку, в которой, кстати, не спасает и профессионализм.Данила-Мастер за счет своего самосовершенствования уходит в гору, в камень – в гораздо более страшную несвободу, в шарашку хозяйки Медной горы.
Проблема в том, что цветок оказывается каменным – не цветущим и не пахнущим, и этот уход только выглядит спасением.
Метасюжет XX века – это когда пытаешься улучшить свое положение, а Россия загоняет тебя в безвыходную катастрофическую ловушку
Метасюжет XXI века указан впервые в ленинградском романе Александра Житинского «Потерянный дом, или разговоры с милордами». История о потерянном доме стала предсказанием распада Советского союза.
Удивительным образом этот метасюжет осуществился через пять лет после того, как журнал «Нева» со скрипом и скрежетом рискнул в пяти номерах опубликовать это гигантское произведение. В нем говорится об утрате дома, бегстве и странной, гибридной войне, которая идет для того, чтобы все на нее списать.
А самое ужасное, что это война всех со всеми. Тут уже приходится упоминать, хотя это совсем нескромно, собственную книгу «ЖД», которая казалась в момент своей публикации в 2006 году какой-то идиотской антиутопией. Этот бред стал реальностью уже в 2014 году.
Многие стали спрашивать, откуда я знал, а я не знал – просто внимательно читал русскую литературу. Это один из способов в России все знать заранее. Все, кто читает русскую классику, ничего не могут предотвратить, но, по крайней мере, ничему и не удивляются.
К этому прибавился еще один важный кинематографический метасюжет. Почему кинематографический? Потому что прозой сейчас не больно-то проживешь, и все пишут сериалы или сценарии. Это история уже не о мертвом, а о пропавшем ребенке. Первым додумался Кирилл Серебренников в сериале «Юрьев день».
Потерянный ребенок в нем – это образ не мертвого или нежизнеспособного, а утраченного будущего. Какие перспективы у героев фильма «Нелюбовь», кроме бега по кругу в спортивной форме? Их нет, отсутствие образа будущего – это главная проблема в сегодняшней России.Мы все понимаем, что нам придется и заново переписывать историю, и заново пересматривать отношения к национальному характеру, и перепродумывать страну.
Но у нас есть еще один очень важный сюжетный узел, который появляется в литературе XXI века – это новое решение гендерного вопроса. Если раньше, как правило, революция выступала метафорой адюльтера, в сегодняшней русской литературе совсем нет революции и очень мало адюльтеров.
Отношение между героями – это очень интересно, это блестяще! Они перешли в другое качество – в товарищество, содружество, совместное преодоление проблемы.
То ли потому что этим героям не до любви, им все время приходится выживать, им не до страстей, не до измен, то ли потому что каким-то образом в России усилилась внутренняя солидарность людей, понимающих катастрофичность происходящего. Но в русской литературе XXI века появились, наконец, темы счастливой любви, взаимопонимания, братства.
Но что порождает такую ситуацию? Страшно сказать, но это отсутствие надежды, общность участи. Адюльтер могут позволить себе те, кто верит в счастливое будущее, кто может надеяться на то, что дальше будет хорошо. Но мы по «Анне Карениной» знаем, что дальше будет плохо.
Может быть, вот эта безнадежность русской жизни породила новый, необычайно трогательный, нежный мотив русской прозы – например, у Александра Снегирева. Это, пожалуй, самый позитивный исход происходящего. Потому что, когда ты не можешь любить страну, тебе остается любить жену. И это очень благое утешение.
Записала: Елизавета Кононенко
Источник: http://www.sobaka.ru/entertainment/books/91706