Существительные как члены предложения

Содержание

Имя существительное: синтаксическая роль в предложении

Существительные как члены предложения

Основной структурной единицей речи является предложение, которое передает законченную мысль. Части речи в предложении «притираются друг к другу», согласуютсямежду собой, подчиняясь логике выражения мысли.

Главные члены предложения несут основную информацию – называют субъект и его действие. Второстепенные члены говорят о признаках субъекта, образе и обстоятельствах действия.

Синтаксическая роль существительного универсальна: оно может сочетаться с любыми частями речи и выступать в роли как главных, так и всех второстепенных членов предложения.

Существительное в предложении – на все руки мастер

Пять членов предложения способны передать все многообразие речевых задач. Каждая часть речи играет здесь свою традиционно-законную роль:

  • Существительное в И. п. (Кто? Что?) называет объект (предмет речи) и является ПОДЛЕЖАЩИМ.
  • Глагол называет действие и чаще всего становится СКАЗУЕМЫМ.
  • Прилагательное – обозначает признак предмета, играет роль ОПРЕДЕЛЕНИЯ для подлежащего и второстепенных членов предложения.
  • Существительное в косвенных падежах становится ДОПОЛНЕНИЕМ, сообщающим о подробностях события.
  • Наречие обозначает ОБСТОЯТЕЛЬСТВА места, времени, образа действия.

Синтаксическая роль слов и словосочетаний в предложении определяется по вопросам, которые можно к ним адресовать.

Вопросы главных и второстепенных членов предложения

Части речи иногда «расширяют свои полномочия» – выполняют синтаксические задачи членов предложения, которые им обычно несвойственны.

Числительное может выступать подлежащим и сказуемым: дважды два – четыре. Глагол – встать на место подлежащего: ломать – не строить.

Но ни одна часть речи, кроме существительного, не способна играть роль ВСЕХ ПЯТИ членов предложения.

Многообразие ролей существительного в предложении

По каким правилам определяют синтаксическую роль существительного

Главный инструмент, определяющий роль существительного в предложении – ВОПРОС, поясняющий смысловую нагрузку и сочетание слова с остальными членами.

  1. Подлежащее (предмет речи) отвечает на вопросы только Именительного падежа – КТО? ЧТО? Пример: Что? – «Дела идут, контора пишет». Кто? – «Кассирша деньги выдает».
  2. Сказуемое (действие предмета) – существительное образует составное именное сказуемое, которое отвечает на вопросы: ЧТО ПРЕДМЕТ СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ? КАКОВ ОН? В состав такого сказуемого входит глагол-связка был, есть, будет, стал, станет. Связка есть может отсутствовать, но её полезно подставлять, чтобы увидеть грамматическую основу. Существительное является именной (лексической) частью сказуемого и употребляется в разных падежах:
    – Его пример (что собой представляет?) – другим наука (И. п.).
    Истина (какова она?) – в вине (П. п.).
    Россия (есть) – Родина моя (И. п.).
  3. Дополнение (объект действия) отвечает на вопросы КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ, которые задаются от сказуемого. Конструкции «переходный глагол + В. п.» образуют прямое дополнение. В отличие от подлежащего (кто? что?), прямое дополнение требует вопросов КОГО? ЧТО? – их надо задавать в паре, чтобы не ошибиться с определением падежа имени существительного и его роли в предложении. Знакомый пример: «Кассирша деньги выдает». Выдает (кого? что?) – деньги (В. п. – дополнение).

Прямые и косвенные дополнения

  1. Определение (признак предмета) – вопросы: ЧЕЙ? КАКОЙ?/ИЗ ЧЕГО? Существительное может выступать в предложении в качестве несогласованного определения:

    – мой дядя (какой он?) самых честных правил (Р.п).
    – на остановке (чьей?) троллейбуса (Р. п.) – ср.: на троллейбусной остановке;
    – дом (какой?) с мезонином (Т. п.);
    – кораблик (какой?/из чего?) из газеты вчерашней (Р. п.);
    – избушка (какая?) на курьих ножках (П.п.)Несогласованное определение не всегда можно заменить конструкциями с прилагательными, особенно если определение выражено устойчивым сочетанием.

    На заметку: определение в виде ПРИЛОЖЕНИЯ пишется с определяемым словом через дефис и сочетается с ним в роде, числе и падеже: в городе-спутнике, о матери-героине; в море-океане.

  2. Обстоятельство (образ, место, время действия) – основные вопросы: КАК? ГДЕ? КУДА? КОГДА? Вопросы задаются от сказуемого:

    – Друзья пошли (куда?) в лес.
    – Он захворал (когда?) с вечера.
    – Бандит ударил (как?) с размаху.
    – Они расположились (где?) на скамейке.

Основные трудности определения синтаксической роли существительного

Синтаксическая рольПроблемаРешениеПримеры
ПодлежащееСуществительное не стоит в И. п.Количественное значение Избирательность: предлог «из» + Р. п. Сочетаемость: предлог «с» + Т. п. Фаза времени: И. п. + Р. п.Устойчивое сочетаниеПять пальчиков сидят в чуланчиках.Один из пассажиров – вор. Жили-были (мн. ч.) старик со старухой. Но: Жил (ед. ч.) король с королевой. Приближался конец года. Меня ожидал ворох дел.
Второстепенные члены предложенияОпределение, дополнение или обстоятельство?Определение – если относится к объекту и можно задать вопрос какой? чей?Дополнение – если относится к действию, может само иметь определение, отвечает на вопросы косвенных падежейОбстоятельство – если можно задать вопросы как? где? когда? – вместо косвенных падежейЗа мной стоял мужчина (какой?) с портфелем. Но: Мужчина пришел (с чем?) с портфелем. Он – достойный сын (чей?) своей матери. Но: Он сказал (кому?) матери не всю правду. Пребывание (какое?) в тишине успокаивает нервы. Шорохи раздались (в чем?) в зловещей тишине. Я хочу посидеть (как?) в тишине.

Когда существительное – не член предложения

Роль существительного в речи может быть шире синтаксических задач. Иногда существительное, присутствуя в предложении, не является его членом.

Обращение служит для привлечения внимания к тому, что говорится:

  • «Мама, я хочу домой».
  • Я люблю тебя, жизнь.
  • А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.

Слова «мама», «жизнь», «друзья» никак не согласованы с остальными членами предложения, являются «посторонними наблюдателями», отделяются запятой.

Вводное словосвязано с остальными членами предложения разве что мимолетным настроением. Предложение не потеряет ни капли смысла, если вводное из него слово убрать:

  • К счастью, мы успели к поезду. – Мы успели к поезду.
  • Ваша кошка, к сожалению, потерялась. – Ваша кошка потерялась.

Еще раз о синтаксической роли существительного:

Источник: https://KakPishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/imya-suschestvitelnoe-sintaksicheskaya-rol-v-predlozhenii.html

Разобрать предложение по членам

Существительные как члены предложения
Разбор слова по составу Подобрать однокоренные слова Проверить уникальность Подобрать синонимы к словам Проверить орфографию Распознать

Сервис позволяет автоматически разобрать предложение по членам. 

Члены предложения русского языка

Слова и сочетания слов, которые связаны синтаксическими отношениями при построении предложения, составляют особый раздел. Все члены предложения делятся на:

Предлоги, союзы, частицы и междометие не различаются как член предложения. К этой группе присоединяются вводные конструкции, обращения.

Главные члены предложения

Подлежащее и сказуемое несут основную смысловую функцию. Являются грамматической основой предложения.

Подлежащее – это субъект, совершающее какое-либо действие. Отвечает на вопросы кто? что? Стоит всегда в именительном падеже. Например, птички поют. Действие выполняют птички – это подлежащее.

Сказуемое указывает на действие субъекта. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? каков? что это такое? Например, дом – крепость. Дом что это такое? Крепость – сказуемое.

По наличию главных членов и их количества предложение бывает:

  • двусоставное или односоставное;
  • простое или сложное.

В двусоставном предложении имеются и сказуемое, и подлежащее. Например, весна наступает. В основе односоставного предложения подразумевается только один из главных членов. Например, на улице весна.

В простом предложении отражается только одна основа из состава подлежащего/сказуемого. С двумя или несколькими основами называют сложным. Например: Скоро будет лето. Скоро будет лето, и вновь поспеют ягоды.

При разборе предложения в письменном виде подлежащее подчёркивается одной линией, сказуемое – двумя.

Второстепенные члены предложения

Второстепенную информацию несут три члена предложения, которые тесно связаны с главными членами, поясняют основную мысль.

В зависимости от наличия второстепенных членов бывают:

  • распространённые и нераспространённые.

Нераспространённое предложение состоит только из подлежащего и сказуемого (в односоставном предложении с наличием одного главного члена). Например: Весна. Дети рисуют.

При наличии второстепенного члена предложение считается распространённым. Например: Благоухающая весна. Дети рисуют птичек.

Вносят добавочную информацию определение, дополнение и обстоятельство.

Дополнение

Обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Различают прямое дополнение: в винительном падеже объекту при ответе на вопрос не нужен предлог. Например, вижу (кого?) маму.

Косвенное дополнение – это формы всех других падежей независимо от наличия предлога, в винительном падеже требуется предлог. Например, верить (во что?) в справедливость.

Части речи, которые выражают дополнение:

  • имя существительное;
  • имя прилагательное в качестве существительного;
  • причастие в роли существительного;
  • местоимение;
  • неопределённая форма глагола (инфинитив);
  • словосочетание;
  • фразеологизмы.

При письменном разборе дополнение подчёркивается пунктирной линией.

Определение

Обозначает признак объекта и отвечает на вопросы какой? чей? Относится к существительному или к части речи, которая выступает в роли существительного. По способу согласования определения бывают:

  • согласованные;
  • несогласованные;

Согласованное определение применяется в том же роде, числе, падеже, что и определяемое слово. Несогласованные определения связываются с определяемым словом с помощью примыкания, управления.

Определение при письме подчёркивается волнистой линией.

Обстоятельство

Обозначает место, время, образ действия и степени, а также причину, условие, сравнение, цель действия. В зависимости от вида отвечает на вопросы: где? когда? откуда? с каких пор? как? каким образом? почему? отчего? зачем? почему? с какой целью? сколько?

При письменном разборе обстоятельство отмечают штрихпунктиром.

Итак, бывают главные и второстепенные члены предложения. Особо можно рассмотреть однородные члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос.

Как выполняется разбор предложения

Чтобы разобрать предложение по членам, нужно следовать простому алгоритму. Он заключается в следующем: сначала находят грамматическую основу предложения. Задать вопросы именительного падежа «кто?» и «что?». Это будет подлежащее. Чаще всего оно выражается существительным, местоимением или начальной формой глагола.

Найти сказуемое можно, задав извечный вопрос, о котором задумывался Николай Гаврилович Чернышевский: «Что делать?».

Он очень подходит к тому члену предложения, который выражается такой интересной морфологической единицей, как глагол. Подчеркнув подлежащее одной чертой, а сказуемое – двумя, можно производить разбор дальше.

Следует быть внимательным при разборе, так как существуют предложения с одним главным членом, подлежащим или сказуемым.

Теперь нужно пояснить главное

Найти все второстепенные члены предложения станет легче, если знать, какой частью речи они обычно выражаются. Дополнение – это существительное или его заменитель местоимение в пяти падежах (исключая именительный). Такие падежи называются косвенными.

Определения выражаются прилагательным, причастием, местоимением и отвечают на вопросы: «какой?» и «чей?». Наречие, деепричастие, существительное и неопределенная форма глагола в предложении выполняют функцию обстоятельства, если отвечают на вопросы: как, куда, откуда, где, по какой причине.

Подчёркиваем дополнения пунктирной линией, определение – волнистой, обстоятельство – пунктиром с точкой.

Особые случаи

Оригинальными являются предложения с однородными членами предложениями. Однородные потому и носят такое название, что они обозначают одно и тоже, значит, следует отметить, что однородные члены отвечают на один и тот же вопрос

Источник: https://progaonline.com/members_proposal

Существительные как члены предложения

Существительные как члены предложения

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Член предложения – синтаксический компонент предложения.

Выделяют всего 5 членов предложения:

  • подлежащее;
  • сказуемое;
  • определение;
  • дополнение;
  • обстоятельство.

Первые 2 члена являются главными, остальные – второстепенными.

Синтаксическая роль существительных

  • Имена существительные в предложениях чаще всего являются подлежащими. Например:

Наступила зима.

В данном случае существительное «зима» – главное действующее лицо и поэтому является подлежащим.

  • Реже существительные в предложениях обозначают действие и выступают в роли сказуемых. Например:

Мой дом – моя крепость.

В этом предложении и подлежащее («дом»), и сказуемое («крепость») выражены именем существительным.

  • Существительные могут обозначать признак предмета и являться определением. Например:

В комнату вошел мужчина полного телосложения.

В данном предложении существительное «телосложения» в сочетании с прилагательным «полного» отвечает на вопрос какой? и является определением.

В русском языке существует особый вид определения – приложения. Они всегда выражаются существительными. Например: художник-портретист.

  • Чаще всего, наряду с подлежащими, существительные в предложениях выступают дополнениями. Практически все существительные в косвенных падежах являются дополнениями. Пример существительного в роли дополнения:

Катя на день рождения пригласила гостей.

Существительное в винительном падеже «гостей» отвечает на вопрос кого? и является дополнением.

  • Также существительные в предложениях могут являться обстоятельством и, соответственно, отвечать на вопросы как? зачем? почему? сколько? когда? каким образом? и т.д. Например:

Мы всегда с удовольствием (как?) слушаем рассказы дедушки.

В данном случае существительное в творительном падеже «удовольствием» в сочетании с падежным предлогом «с» образуют обстоятельство.

Таким образом, существительные в предложениях могут выступать любыми членами предложения: как главными, так и второстепенными.

Источник:

Как правильно подчеркиваются части речи в предложении

> Русский язык > Как правильно подчеркиваются части речи в предложении

При изучении русского языка в школьную программу включают темы, связанные с рассмотрением разных частей речи, из которых строится предложение. При письме каждая из них выделяется с помощью специального подчеркивания. В процессе разбора предложения преподаватель уточняет месторасположение его составляющих и объясняет, как они подчеркиваются.

Согласно правилам русского языка, обычное предложение состоит из 2 видов членов:

  • главные — подлежащее и сказуемое;
  • второстепенные — определение, обстоятельство, дополнение.

Типы предложений

  1. В русском языке встречаются 2 типа предложений:
  • простые — двусоставные и односоставные;
  • сложные — с несколькими главными членами.

В односоставном варианте может присутствовать либо подлежащее, либо сказуемое.

Каким членом предложения может быть местоимение?

Существительные как члены предложения

Местоимение может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния. Приведем при­ме­ры с место­име­ни­ем в син­так­си­че­ской роли глав­ных чле­нов пред­ло­же­ния, под­ле­жа­ще­го и имен­ной части ска­зу­е­мо­го, и вто­ро­сте­пен­ных чле­нов — допол­не­ния, опре­де­ле­ния и обсто­я­тель­ства.

Синтаксическая роль местоимений в предложении

Каким чле­ном пред­ло­же­ния явля­ет­ся место­име­ние, мож­но опре­де­лить, исхо­дя из того, сло­во какой части речи оно заме­ня­ет, на что место­име­ние ука­зы­ва­ет, на лицо или пред­мет, на при­знак или коли­че­ство. Рассмотрим подроб­но, какую син­так­си­че­скую роль выпол­ня­ет место­име­ние в пред­ло­же­нии.

Таблица

Синтаксическая рольПримерыВопрос
ПодлежащееЯ писал сооб­ще­ние на ходу.(кто?) я писал.
СказуемоеЭти пер­чат­ки были вовсе не мои.пер­чат­ки (како­вы?) были не мои.
ОпределениеДевушке шла любая шляп­ка.шляп­ка (какая?) любая.
ДополнениеНе рой яму дру­го­му, сам в нее попа­дешь.не рой (кому?) дру­го­му.
ОбстоятельствоМежду нами села наша зна­ко­мая.села (где?) меж­ду нами.

Подлежащее

Если место­име­ние заме­ня­ет собой суще­стви­тель­ное и ука­зы­ва­ет на лицо или неоду­шев­лен­ный пред­мет, то чаще все­го оно явля­ет­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, то есть под­ле­жа­щим, или допол­не­ни­ем.

Местоимение в роли под­ле­жа­ще­го отве­ча­ет на вопро­сы кто? что?

Примеры

Я не хочу огор­чать вас этим изве­сти­ем.

Завтра мы отпра­вим­ся в поход.

—Ты возь­мешь меня с собой на рыбал­ку? — спра­ши­ва­ет маль­чон­ка у стар­ше­го бра­та.

Солнце быст­ро сади­лось в море. Оно бро­си­ло  послед­ний баг­ря­ный отсвет на воду.

Кто мно­го зна­ет, тот нигде не про­па­дет.

Что-то силь­но бес­по­ко­и­ло мать.

Несколько детей с шумом и виз­гом плес­ка­лись в реч­ке.

Местоимение — часть составного именного сказуемого

Если в пред­ло­же­нии име­ет­ся под­ле­жа­щее, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным или сло­вом дру­гой части речи, а глагол-сказуемое отсут­ству­ет, то место­име­ние пояс­ня­ет под­ле­жа­щее и высту­па­ет в роли имен­ной части состав­но­го ска­зу­е­мо­го. При место­име­нии в этой син­так­си­че­ской роли может быть глагол-связка «был», «будет», «может», «явля­ет­ся» и пр.

Примеры

Скажи, эта кра­си­вая кор­зин­ка твоя?

Чья в этом вина, никто не зна­ет.

Этот жур­нал будет моим, когда ты его про­чтешь.

Каковы люди в этом посел­ке, всем извест­но.

Мы поин­те­ре­со­ва­лись, какой в этом доме рас­по­ря­док.

Считайте, что коте­нок уже ваш.

Мы зна­ем, кто они были.

урок

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/chlenom-predlozheniia-mestoimenie.html

Чем бывает слово «это» в предложении?

Существительные как члены предложения

Изучая в 6 классе указательные местоимения, мы учимся определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.

Иногда трудно понять, что обозначает слово «это». Оно может быть местоимением, заменять прилагательные и существительные, связкой в именном сказуемом и даже частицей. Виды сказуемого шестиклассники ещё не знают, а частицу как часть речи будут изучать только в седьмом классе.

Как же помочь ребятам точно определять синтаксическую функцию слова «это»? В качестве дидактического материала воспользуемся простыми и сложными предложениями, а также текстами разных стилей и типов речи из произведений Константина Паустовского. Покажем, какие возможны варианты употребления местоимения ЭТО.

Для начала напомним, что начальная форма данного указательного местоимения – ЭТОТ. Его общее значение – выделение какого-то одного предмета из числа однородных, который расположен в пространстве близко или рядом, чем, например, предмет, на который указывает слово ТОТ.

Указательное местоимение-прилагательное ЭТО имеет признаки рода (ЭТОТ, ЭТА, ЭТО) и числа (ЭТИ), а также изменяется по падежам.

При склонении во множественном числе и в единственном числе в мужском роде в Винительном падеже имеются двоякие формы: ЭТИХ, ЭТОГО для обозначения одушевлённых предметов и ЭТИ, ЭТОТ для обозначения неодушевлённых предметов.

В предложениях выделенные указательные местоимения являются определениями, поскольку относятся к существительным и согласуются с ними.

Например:

ЭТИХ людей сюда не пропустили (одушевлённый предмет, множественное число).

Я не видел ЭТОГО человека полгода (одушевлённый предмет, единственное число).

Но тем интереснее было бы знать все ЭТИ деревья (неодушевлённый предмет, множественное число), кустарники и травы со всеми их свойствами.

ЭТОТ путь нам знаком (одушевлённый предмет, единственное число).

Встречаются предложения с инверсионным порядком слов:

Цветы ЭТИ собраны в большие стоячие кисти.

Делали ЭТО они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.

Местоимение ЭТО как существительное обозначает событие, факт, ситуацию, помогает избежать повтора и заменяет слова, являясь подлежащим:

Их вершины окутывал туман, и ЭТО придавало деревьям призрачный вид.

Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. Но ЭТО не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству.

В бездонной синеве и глубине появились жёлтые очертания острова, похожего на цветок чертополоха. ЭТО была Корсика.

Но на Ильинском омуте не было, к сожалению, ни ветряной, ни водяной мельницы. И ЭТО очень жаль.

Местоимение ЭТО является средством связи предложений в тексте:

То был лес на правом берегу Оки. Далеко за ЭТИМ лесом пряталась усадьба Богимово… (Определение)

Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. Он не понимал, что ЭТО значит. (Подлежащее)

Я не мог понять, о каких беличьих запасах идёт речь. Кого бы расспросить об ЭТОМ? (Дополнение)

Местоимение может входить в обобщающий член предложения как подлежащее:

Берега Корсики, её замки, алый цвет каких-то кустарников, ливень синего средиземноморского света – всё ЭТО не могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте…

Всё ЭТО: новые моря, каналы, леса, растительность, новый климат – создавалось на наших глазах.

Слово Это является подлежащим:

ЭТО правда, что вы отбираете у белок сосновые шишки?

Маша не знала, что ЭТО вовсе не грусть, а то чувство, какому нет еще, пожалуй, точного названия – замирание сердца перед неизвестным будущим…

Может, ЭТО последняя заря в моем существовании.

Слово ЭТО может выполнять роль связки в именном сказуемом и входить в его состав:

Кипрей – ЭТО наш помощник.

В роли дополнения слово ЭТО используется в диалоге, в составе полных и неполных предложений:

– Да нет, ЭТО я не вам говорю, – засмеялась она. – ЭТО котёнку.

Некоторые словосочетания, например ЭТИМ ЛЕТОМ, могут входить в состав обособленного определения:

Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною ЭТИМ летом, – мой первый пейзаж».

Цельные словосочетания являются обстоятельствами времени:

С каких ЭТО пор на крейсере завелись барышни?

Указательной частицей слово ЭТО обычно бывает в предложениях типа «ЭТО рубят лес» или «ЭТО ты поёшь».

Местоимение-частица может стоять и после сказуемого:

Иду ЭТО я по лесной тропинке и вижу пичужку.

Жили мы ЭТО втроём.

И после вопросительных слов ОТЧЕГО, КАКИЕ, КАК, ПОЧЕМУ, КУДА:

Отчего ЭТО мне грустно, не понимаю? – спросила вполголоса Маша.

«Какие же ЭТО петухи? Первые или вторые?..»

Как ЭТО «в порядок»? – удивилась Маша.

Вместе с другими модальными частицами ЧТО ЗА, ВОТ в вопросительных или восклицательных предложениях слово ЭТО передаёт экспрессивные оттенки, составляя устойчивые обороты (это уж слишком, вот это да):

Что ЭТО за таинственное счастье?

Вот это да! Все луга оборвали.

Исследовать роль местоимений разных разрядов можно в текстах монологической и диалогической форм речи, определяя их морфологические признаки и синтаксическую роль.

Текст 1   

Определите стиль и тип речи данного текста. Укажите разряды выделенных местоимений.

Я часто ходил не только к ветряку, но и к ЭТОМУ вязу, и подолгу просиживал в ЕГО тени.

Скромная невысокая кашка росла на меже. Старый сердитый шмель грозно налетал на МЕНЯ, стараясь прогнать человека из СВОИХ пустынных владений.

Я сидел в тени вяза, лениво собирал цветы и травы, и в сердце подымалась КАКАЯ-ТО родственная любовь к КАЖДОМУ колоску.

Я думал, что ВСЕ ЭТИ доверчивые стебли и травы, конечно же, МОИ безмолвные друзья, что МНЕ спокойно и радостно видеть ИХ каждый день и жить с НИМИ в ЭТОЙ тихой степи под свободным небом.

За Ильинским омутом была видна в отдалении зеленая стена. ТО был лес на правом берегу Оки. Далеко за ЭТИМ лесом пряталась усадьба Богимово, чернел старый парк и стоял господский дом с террасой и венецианскими окнами. В ЭТОМ доме одно лето жил Чехов. ОН написал здесь «Остров Сахалин» и «Дом с мезонином» – бесконечно грустный рассказ о любви и милой девушке Мисюсь.

Мисюсь уехала из ЭТИХ мест навсегда, но чеховская грусть осталась. ОНА живет в глубине сыроватых аллей, в пустых комнатах большого дома, где ночные бабочки спят на пыльных оконных стеклах. Если ВЫ прикоснетесь к ЭТОЙ бабочке, то увидите, что ОНА мертва.

(К.Г. Паустовский «Ильинский омут».)

Текст 2   

Определите стиль и тип речи данного текста. Укажите разряды выделенных местоимений.

– Кипрей, – сказала Анюта, – не только воздух обогревает, но и почву. Так что и корешки ВСЕХ ЭТИХ побегов не замерзают.

– ВЫ думаете, один кипрей ТАКОЙ замечательный? – спросил МЕНЯ Михаил Михайлович. – Почти про каждое растение можно рассказать ТАКИЕ удивительные вещи, что ВЫ просто ахнете. Что ни цветок, то прямо рассказ.

Растения спасают НАС от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят – ВСЕГО не перечтешь. Нет у НАС лучших друзей, чем растения.

Да если бы Я умел рассказывать сказки, Я бы о КАЖДОЙ травинке, о КАЖДОМ КАКОМ-НИБУДЬ незаметном маленьком лютике или колоске порассказал бы ТАКОЕ, что ВСЕ старые добрые сказочники МНЕ бы позавидовали.

– Ещё бы! – сказала Анюта. – Если бы ОНИ знали тогда ТО, что МЫ знаем сейчас, тогда и сказок не надо бы.

(К.Г. Паустовский «Ильинский омут».)

Литература

1. Иванова А.Н. Слово «это» в письменной и устной речи / Русский язык в школе. – 1982. – №2. – С. 80-85.

2. Произведения К.Г. Паустовского на сайте http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/rasskaz/rasskazy.htm

Источник: http://ruslita.ru/morfologiya/558-chem-byvaet-slovo-eto-v-predlozhenii

Как подчеркиваются части речи в предложении: главные и второстепенные члены

Существительные как члены предложения

> Русский язык > Как правильно подчеркиваются части речи в предложении

При изучении русского языка в школьную программу включают темы, связанные с рассмотрением разных частей речи, из которых строится предложение. При письме каждая из них выделяется с помощью специального подчеркивания. В процессе разбора предложения преподаватель уточняет месторасположение его составляющих и объясняет, как они подчеркиваются.

  • Главные члены предложения
  • Типы предложений
  • Второстепенные члены предложения

Согласно правилам русского языка, обычное предложение состоит из 2 видов членов:

  • главные — подлежащее и сказуемое;
  • второстепенные — определение, обстоятельство, дополнение.

: краткое причастие — примеры, отличие от прилагательного.

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/kak-pravilno-podcherkivayutsya-chasti-rechi-v-predlozhenii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.