Зачем нужно высшее образование

Содержание

Зачем нужно высшее образование? | Будь собой

Зачем нужно высшее образование

Если вы не уверены, что вам нужно высшее образование и хотите понять, зачем люди вообще тратят годы жизни на получение диплома, я с радостью готова поделиться с вами своим мини-исследованием на эту тему, которое основано на моем личном опыте и опросе разных людей.

Я сама долго не могла определиться, стоит ли поступать в ВУЗ, ведь кажется, что мир вокруг совсем изменился, что уже совсем другие требования от работодателей, а учеба — это просто дань системе.

Однако не люблю я делить мир на черное и белое. Поэтому, чтобы иметь наиболее объемное представление об этом вопросе я стала искать информацию из первых уст в интернете, пересмотрела на эту тему весь русскоязычный ютуб и пообщалась со всеми знакомыми.

В подавляющем большинстве случаев у людей высшее образование было, либо они находились в процессе его обретения. Я спрашивала, почему, зачем и для чего.

Нынешние студенты поделились на три основных категории.

  • Те, у кого горят глаза. Люди, которые мечтают изменить мир именно в этой сфере и стремятся в ней развиваться. Получение образование было очевидной потребностью. Таких меньше всего.
  • Те, кто понимал, что нужно поступать. Просто нужно и все. И выбрал ВУЗ, специальность. Либо ту, которая ближе. Либо ту, которую родители посоветовали. Либо ту, после получения которой платят побольше по статистике. Таких большинство. Люди, которые пока что не до конца представляют, будут они работать по специальности, в смежной сфере или учатся там из чистого интереса. Просто принято после школы поступать куда-то. Я так на журфак пошла (и бросила благополучно).
  • Те, кому образование нужно по личным обоснованным причинам: чтобы получить повышение на работе, чтобы прокачать экспертность в интересной для себя теме, чтобы получить определенный статус, чтобы в армию не идти, в конце концов. То есть образование — как способ решения какой-либо проблемы или потребности. Такие встречаются. В процентном соотношении даже по ощущениям тяжело прикинуть, сколько. Но есть.

Люди, которые высшее образование получили достаточно ощутимый период времени назад (5-15 лет), отзывались об этом решении по-разному.

  • Получил образование, поставил диплом на полочку, он теперь пылится. Никто никогда его не спросил и не потребовал. «Еще бы, я даже не по специальности работаю» — часто слышу такое.
  • Именно студенческие годы у многих связаны с самым большим количеством открытий: глубокие отношения, настоящие друзья, обретение самостоятельности, первая работа, управление личным временем и финансами — и все это на фоне беспечности, веселья, свободы и моря общения. Таким образом ВУЗ рассматривается как место, которое нужно не столько для получения знаний, сколько для попадания в тусовку единомышленников. Однако это куда больше относится именно к дневной форме обучения.
  • Еще часто называли такую причину для получения высшего образования: развитие общей культуры своей личности, обретение навыков учиться, быть ответственным, выходить из сложных ситуаций, организовывать себя и свое время, возбуждать в себе интерес к тому, что изначально было скучно. В этом случае ВУЗ — как школа жизни. Место, где ты сам готовишь себя к реальной жизни, либо он готовит тебя сам, в зависимости от уровня осознанности.
  • Ну и, конечно, были те, для кого получение высшего образования было естественным путем. Кто-то с детства мечтал стать актером, поэтому пошел в театральный ВУЗ, где обрел и навыки, и нужные контакты, и бонусом подтверждающий все это документ — диплом. Таких меньше всего.

Я думала над этими причинами и все-таки ни одна из них не казалась мне достаточно убедительной, чтобы вложить в получение «вышки» 4+ года своей жизни.

Из личного опыта: где и кем я работала без образования

После полугода учебы на журфаке я оттуда ушла. Освободила бюджетное место для того, кому оно и правда нужно. С этого начался мой путь поиска.

Спустя пару месяцев после этого «расставания» я стала работать. И с новыми карьерными успехами я все более отчетливо понимала, что для работы высшее образование вовсе и не обязательно. Ну, оно не дает никаких преимуществ по сути.

Это работает не во всех сферах, естественно. Нельзя без образования работать врачом или юристом, например. Нельзя работать в государственных организациях любого уровня и масштаба. В этих случаях необходимость получения высшего образования очевидна.

Но не в моем.

Я преподавала в лагере рисование и ту самую журналистику вперемешку с русским языком. Делала визитки ручной работы. Рисовала аквагрим. Была няней. Занималась организационными вопросами в лагере, помогала со скучными бумажными делами руководителю и до какого-то момента принимала активное участие в оптимизации существующих процессов.

И потом я оказалась в «Жажде творчества». Я стала самым молодым сотрудником. Творческим координатором. Я была тем человеком, у которого в прямые обязанности входило быть в курсе всех нюансов творческих мастер-классов. И не важно, рисование это, флористика, приготовление пиццы или мультипликация.

Я весьма успешно управляла работой склада, писала инструкции для мастеров (чтобы они это успешно проводили уже на площадке), составляла списки материалов, по которым все закупалось, консультировала отдел по работе с клиентами.

И это в 19. Без высшего образования.

Мне доверяли, а я ответственно подходила к задачам. Меня направляли, а я прислушивалась к обратной связи. И без конца стремилась к улучшению качества своей работы. И меня за это ценили. Несмотря на то, что моих предложений по улучшению было куда больше, чем возможно реализовать.

Я тогда с каждым днем все более четко понимала: для успешной работы нужно отнюдь не высшее образование. Нужны мозги. Нужно желание. Нужен интерес. Нужны навыки — в зависимости от сферы деятельности.

Само по себе педагогическое образование, например, не делает людей педагогами. А опыт может. И второе может быть без первого. Я тому живой пример. И это безо всяких там «связей» и знакомых людей в нужных местах.

Согласитесь, с такими выводами очень легко решить, что «вышка» — вообще пустая трата времени. Будто это формальность, которая никому не нужна.

Однако логика и здравый смысл говорили мне: не может ошибаться такое огромное количество людей. Образование — это полезно. Нужно только найти, чем оно может пригодиться именно мне.

Какие причины получать вышку казались мне не убедительными?

  • Дневное отделение я не рассматривала совсем в силу объективных причин. А именно — моего финансового положения. Было просто очевидно, что мне нужно умудриться обеспечить себя самостоятельно. А значит, все «плюшки» в виде веселья, общения и тусовок проходили мимо. Туда же шли скидки на проезд, в театр и прочее.
  • Умение организовать себя, выработать в себе навыки для дальнейшей успешной работы и прочее из этой темы — прекрасно. Но только дело в том, что работа над реальными проектами и задачами, от которых действительно зависит не только твоя оценка, но и иногда судьба компании… как бы, это куда больше мотивирует к развитию. Это куда более эффективно и в более сжатые сроки учит тебя всему, что нужно. А я уже работаю. Собственно, поэтому с этой стороны образование тоже не котировалось моим внутренним критиком.
  • Специальности, о которой я мечтала с детства всю жизнь — не было. Круг моих интересов достаточно широк. И выбрать что-то одно — огромное испытание. Я не могла позволить себе отказаться от всего ради чего-либо. Хотя какое-то время делала попытки.

В итоге я поняла, что универсальных решений, как и одинаковых людей, не существует. У всех разные исходные данные и разные цели.

И нужно учитывать максимум факторов, чтобы сделать максимально конструктивный выбор.

Я для себя приняла решение, что высшее мне всё-таки нужно. И вот о каких вещах часто забывают.

Мои личные аргументы в пользу высшего образования

  • Законченный бакалавриат открывает двери в магистратуру. Об этом мало кто думает, но перечень магистерских программ намного шире и интереснее! Бакалавриат — это всего лишь «базовое» высшее. Можно не знать, куда поступать лишь по той причине, что ты не знаешь, какие возможности перед тобой появляются после. Например, на базе психологии, где я учусь, можно поступить на специальность «когнитивные науки» и изучать то, как работает наше мышление. Знала бы я об этом школьницей, я бы, вероятно, не стала терять времени на журфаке.
  • Диплом о Высшем образовании как таковой дает возможность проходить огромное количество курсов повышения квалификации и профессиональных переподготовок. Независимо от того, по какому профилю у тебя диплом. А лишать себя возможности учиться где-либо сознательно — вообще не в моем стиле. Не по всем технологиям существуют курсы, доступные без диплома. А это важно. Откуда ж я знаю, что мне будет интересно через 10 лет?

Итак, какие вопросы стоит задать себе, чтобы понять, стоит ли вам заморачиваться по поводу высшего образования.

Вопросы для самокоучинга

  1. Буду ли я работать по специальности?
  2. Можно ли работать по этой специальности без высшего образования?
  3. Какие знания и навыки я получу?
  4. Можно ли получить эти знания и навыки вне университета?
  5. Что, кроме профессии, даст мне учеба в ВУЗе? Как я испоьзую эти ресурсы?
  6. Если мне не удастся использовать диплом по назначению — при устройстве на работу, я не пожалею об этом? Буду ли я уверен, что время не потрачено зря?
  7. Какие есть возможности развития у меня, когда я закончу бакалавриат?
  8. Люблю ли я вообще учиться?
  9. Не навязывает ли кто-то мне своё видение по этому вопросу?
  10. Если я решу не получать образование, как изменится моя жизнь относительно той, где у меня есть диплом?
  11. Какие вообще у меня планы на жизнь, работу и карьеру?
  12. Мне необходим диплом, знания, навыки, статус или «пропуск» куда-то в будущем?
  13. Какой ценой мне дастся учеба на вышке? Сколько я потрачу денег, времени, сил, других ресурсов? Готов ли я к этому?
  14. А главное: есть ли у меня внутренняя потребность этим заниматься?

Я свой выбор сделала. И на то, чтобы сделать этот выбор, я потратила два года жизни, о чем ни капли не сожалею. Вам я желаю найти лично СВОЙ ответ на вопрос, для чего и почему люди получают высшее образование, и в соответствии со своим видением принять решение на это счёт.

Просто будьте собой

Источник: https://xn----9sbbk1a2abvp5g.xn--p1ai/zachem-nuzhno-vysshee-obrazovanie/

Зачем нужно Высшее образование

Зачем нужно высшее образование

Общеизвестно, что сегодня каждый хотя бы мало-мальски способный выпускник школы стремиться поступит в ВУЗ – высшее учебное заведение. Правда бывает и по-другому: родители, во что бы то ни стало, хотят дать высшее образование своему чаду, пусть даже и на платной основе.

Интересно, а какой смысл они все видят в этом?
Мы провели опрос на одной из оживленных улиц города с миллионным населением.

Почему стоит получать высшее образование?

Результаты впечатляют: 37% считают, что без высшего образования не устроиться на нормальную работу; 24% – думают, что во время учебы в ВУЗе можно «откосить» от армии; 22% – хотят стать квалифицированными специалистами; 17% – называют другие причины. Выходит, что у современной молодежи довольно абстрактное понимание о том, что такое высшее образование. Так давайте же разберемся.

Мнение о том, что после окончания университета получается готовый специалист не совсем верно. Дело в том, что практически в любом высшем учебном заведении учат …получать знания.

А за этим стоит очень и очень многое: умение правильно ставить вопрос, быстро находить источник знаний, оптимально организовывать свое время, систематизировать, фильтровать ненужное и, вообще, как говориться «зрить в корень». Никто не спорит, главная задача ВУЗа – обучение будущего специалиста. И основы профессии, несомненно, будут заложены.

Но до высококлассного профессионала в своей области вчерашнему студенту еще далеко. Вот тут-то и пригодится то самое умение учиться, но уже в боевых условиях – на работе. Немаловажным является и то, что нигде так, как в ВУЗе не формируется способность к самоконтролю и ответственности. А ведь как раз эти качества так нужны руководящим работникам и просто необходимы в бизнесе.

Университет – это не школа и не техникум, где практически каждый день педагоги устраивают опрос знаний. Посещение лекций в институте практически не контролируется. Иными словами – когда учиться, а когда гулять студент решает сам. Прогулял больше, чем следовало, не смог разобраться в материале – не сдал зачет. Не сдал зачет – не допустят до сессии.

Не правда ли полезный жизненный опыт для того, кто плохо знаком с пословицей «делу время – потехе час»? Как из песни слов не выкинешь, так и учеба невозможна без общественной жизни.

Участие в различных общественных движениях, волонтерство, знакомство с интересными и успешными людьми, потребность в умении общаться с различным контингентом – и все это тоже часть получения высшего образования. Трудно переоценить и значение совместной работы студентов над различными проектами, будь то лабораторная или курсовая работа. Умение работать в команде – навык, приобретаемый многими лишь после нескольких лет работы. Специалист с высшим образованием уже имеет его, едва переступив порог ВУЗа.

Высшее образование – это не только получение знаний, необходимых в профессии, но и незаменимый опыт в жизни, первый шаг в карьере, толчок к дальнейшему развитию и совершенствованию ВЫСОКОКЛАССНОГО СПЕЦИАЛИСТА.

Зачем получать второе высшее образование, почему учиться во второй раз легче, что нужно учесть,собираясь во второй раз в ВУЗ,да и стоит ли вообще это делать?

Еще лет 30-40 назад наличие корочек с гордой надписью «Диплом» считалось свидетельством исключительной образованности человека. Сегодня высшим образованием никого не удивишь. Схема «окончил школу – поступил в ВУЗ» стала практически нормой для каждого.

Почему многие решают вновь сесть за студенческую скамью? Наиболее распространенными причинами вновь посещать ВУЗ являются:
– Неудовлетворенность выбранной ранее профессией (действительно, в 17-18 лет мало кто осознанно находит «дело всей жизни»);
– Желание повысить квалификацию в своей области с целью получения большей зарплаты или прибыли в бизнесе;
– Стремление к расширению круга познаний в рамках личной потребности в самосовершенствовании;
– Желание «вспомнить молодость», вновь ощутить «дух студенчества» Зачастую бывает, что материал, получаемый в ходе второго высшего, усваивается гораздо лучше, да и применяется с большим успехом, нежели знания, приобретенные в первый раз. Почему? Во-первых, вторая специальность выбрана уже с реальной оценкой собственных способностей. Во-вторых, нет уже желания «прогулять». В-третьих, после навыков, приобретенных в первом ВУЗе, получать второе высшее образование гораздо легче. Проще говоря, студент уже умеет учиться: быстро конспектировать, выделять главное, оптимально распределять свое время и т.д. И все-таки, прежде, чем решиться на такой ответственный шаг, как второе высшее образование, нужно еще раз подумать: – Действительно ли желание вновь учиться обосновано. (Если просто хочется повесить в рамку на стене очередные «корочки», не проще ли купить их в «переходе»?) – Принято ли решение о втором высшем ВАМИ и согласуется ли оно с ВАШИМИ личными потребностями. (Излишне заинтересованных родственников, произносящих фразы типа «Хорошо бы тебе стать врачом/адвокатом/политиком!» лучше самых отправить учиться)

– Готовы ли вы оплачивать свое второе высшее образование? Необходимо выяснить заранее стоимость обучения и оценить свою платежеспособность на ближайшие годы. Ведь бросить учебу на середине будет очень жалко.Твердо решили снова стать студентом? Тогда остается только выбрать ВУЗ и – вперед! Дерзайте, ни пуха, ни пера!

Как поступить в университет?

Получить высшее образование с каждым годом становится все сложнее. Растет плата за контрактное обучение и, как следствие этого, увеличивается неофициальная цена поступления на бюджетные места.

В широких родительских массах бытует мнение о том, что «просто так» в ВУЗ не попасть. Либо готовьтесь каждые полгода вносить энную сумму на счет учебного заведения, либо ищите хороших знакомых…и опять-таки собирайте деньги.

А если финансовых возможностей нет – забудьте о высшем образовании своего ребенка.

На самом деле ситуация обстоит не совсем так. И будущее ваших детей зависит не только от размера вашего кошелька, а в первую очередь от них самих.

Главное – это понимание будущим абитуриентом своих желаний, четкая постановка жизненных целей и выбор приоритетов, а также самоорганизация. Ведь не могут все ВУЗы набрать полные аудитории «середнячков» и «двоечников».

В такой ситуации наше общество просто полностью деградирует, а преподаватели университетов сойдут с ума.

Кто-то ведь должен учиться, представлять учебное заведение на различных олимпиадах и конкурсах, писать кандидатские и докторские, поднимать ему рейтинг в конце концов. Так что в любом ВУЗе зарезервированы места для «простых смертных» – одаренных молодых людей и девушек, которые четко знают, зачем они пришли в это учебное заведение.

Поэтому первая заповедь на пути к высшему образованию – это – как говорится – учиться, учиться и еще раз учиться!

Но уже за год-два до поступления следует определиться с выбором будущей специальности. Причем сделать это должен сам будущий абитуриент, а не его родители! Ему потом постигать азы выбранной специальности, и нужно, чтобы делалось это с удовольствием, а не из-под чьей-то палки.

Когда выбор сделан – становятся понятны приоритетные направления в обучении: то ли налечь на математику с экономикой, то ли почитать лишний раз учебник по истории, то ли пойти на курсы английского. Но тут надо четко понимать, что просто средний уровень знаний – это маловато.

Возникает вопрос – а как же объективно оценить свой реальный уровень знаний по сравнению с другими абитуриентами? Тут на помощь приходят всевозможные конкурсы и олимпиады. И даже не столь важно, наверное, место, которое школьник там занял.

Пусть он просто попробует выполнить олимпиадные задания и поймет для себя, способен ли он на это.

Следующий шаг на пути к поставленной цели – правильный выбор ВУЗа

Тут стоит придерживаться правила золотой середины. Не стоит выбирать никому не известный университет, институт или академию и факультет с конкурсом 0,5 человек на место только для гарантии поступления. Остановитесь на «среднем» ВУЗе и том факультете, где ХОЧЕТСЯ учиться.

Пробуйте свои силы. В конце концов можно подстраховаться и сдать экзамены еще в парочке университетов по тому же направлению. Очень полезно было бы поучаствовать в университетских олимпиадах, в некоторых институтах, кстати, практикуют зачисление по результатам этих олимпиад.

Очень больно бывает смотреть на родителей, из последних сил тянущих обучение своего сына или дочери. Контрактное обучение в самом малопрестижном ВУЗе часто не по карману среднестатистической семье.

Наиболее обидно при этом, если все это в итоге выливается просто в получение «корочки», а не высшего образования в полном смысле этого слова.

Поэтому вовремя уделенное время обучению в школе, выработка правильного представления о жизни и деньгах у школьников – залог их устроенного будущего.

Источник: https://poliglot1.ru/archives/3796

Что не так с высшим образованием в России

Зачем нужно высшее образование
Эта статья — часть проекта «Аутодафе». В нём мы объявляем войну всему, что мешает людям жить и становиться лучше: нарушению законов, вере в чушь, обману и мошенничеству. Если вы сталкивались с подобным — делитесь своими историями в х.

Около 30,2% россиян от 25 до 64 лет имеют высшее образование.

В возрастной группе от 24 до 34 лет этот показатель ещё выше — 40,3%. При этом в Правительстве РФ уже не первый год говорят о том, что стране не нужно столько людей, окончивших вуз. Многие из них не могут найти работу по специальности, так как на рынке просто нет потребности в таком количестве специалистов.

Переоценённым высшее образование считают 56% опрошенных россиян. В то же время многие тратят 5–6 лет своей жизни на то, чтобы получить диплом, которому не обязательно сопутствуют знания.

Сейчас в стране 741 высшее учебное заведение, не считая филиалов. При этом в рейтинге 1 000 лучших мировых университетов QS World University Rankings находятся только 25 из них.

Средний российский вуз редко способен дать хорошее образование и сделать из вас высококлассного специалиста. И вот почему.

1. Мало практики

Чтобы понять, как функционирует отрасль и где в ней ваше место, нужно работать «в полях». Если вы большую часть времени тратите на лекции, ваши знания так и ограничатся теорией, а как применять её — не ясно. Много информации в голове — отлично, если вы участвуете в конкурсе на разгадывание кроссвордов. Но вам после выпуска придётся решать прикладные задачи.

Глубокие теоретические знания вам, возможно, и пригодятся. Но в начале карьеры на линейной должности от вас ждут умения выполнять некий набор действий, который приводит к нужному результату. Для этого мало знать теорию — нужно хотя бы несколько раз опробовать всё на практике. Но университеты этому чаще всего не учат.

Я училась на инженера информационных систем (по сути, на программиста). После получения диплома пошла работать и осознала, что взаимодействию в команде нас не учили — никаким Scrum, Agile, Kanban. Основы программирования дали, но их было невозможно применять в реальной жизни. Промучилась три месяца и сменила сферу: ушла верстальщиком в газету, причём сама освоила специальность.

В прошлом году в тот же вуз поступил мой брат. Но программа стала ещё хуже, даже сопромат добавили, чтобы добрать часов. В итоге он бросил университет и пошёл на вечерние курсы по программированию.

2. Вуз даёт устаревшие знания

В университетах вам не могут преподавать отсебятину: весь процесс обучения строится по утверждённым госстандартам. Везде, где запущена бюрократическая машина, изменения происходят очень медленно.

А вот в полевых условиях всё развивается мгновенно, особенно в некоторых сферах. Поэтому нередки такие ситуации, когда студентов учат уже устаревшим технологиям.

Они хороши лишь для расширения кругозора и уже имеют мало значения даже для понимания развития процессов в отрасли.

Журфак, 2010 год. Основы редакторской деятельности по учебнику 1989‑го! А верстать нас учили по макетам 80‑х годов.

3. В университетах высокий уровень коррупции

Вуз вузу рознь. Где‑то достаточно сложно договориться о сдаче экзамена или зачёта за деньги, а где‑то дипломы сразу выдают в пакетиках с надписью «Спасибо за покупку». Однако проблема существует. Например, доцента Сибирского государственного индустриального университета осудили за 58 взяток. Студенты перечисляли ему деньги прямо на карточку.

Если отставить в сторону юридическую сторону вопроса, то подкуп преподавателей прежде всего демотивирует остальных студентов. Можно сколько угодно разглагольствовать о том, что знания не купишь. Но IQ на лбу не написан. Зато в дипломе проставлены оценки — точно такие же, как у тех, кто всё купил. И здесь же появляется соблазн: «Может, и мне заплатить?»

Хоть уголовных дел по взяткам в вузах возбуждается немного, слухи распространяются быстро и у выпускников отдельных университетов складывается определённая репутация.

Мы снимали квартиру с девочкой, которая даже не ходила на зачёты и экзамены. Вся группа просто скидывалась одному человеку, и он относил преподавателю деньги и зачётки. Не хотелось бы, чтобы мои интересы представлял юрист, который учился с ней на курсе.

4. Университеты следуют «линии партии»

В некоторых случаях «линию партии» следовало бы писать без кавычек, потому что речь идёт о конкретных политических силах. Но даже если они тут ни при чём, нередко бывает, что вуз больше напоминает режимный объект, нежели учебное заведение.

Период с 15 до 19 лет считается поздним подростковым возрастом, когда мировоззрение человека ещё формируется. Жёсткие ограничения, как надо думать и что делать, явно не воспитывают свободную личность.

У нас был довольно либеральный вуз, но на каких‑то выборах старост заставили обзвонить свои группы и выяснить, кто ал, а кто нет. И если кто‑то пренебрёг своим гражданским долгом, объяснить, как он не прав.

Но хотя бы не говорили, за кого ставить галочку в бюллетене. Студентам другого вуза нашего города, где училось много ребят из области, оплачивали дорогу домой и обратно, лишь бы они дома правильно проали.

Ну а ещё мы как‑то вместо физкультуры ходили на митинг за одну партию. Если бы не пошли, поставили бы прогулы, а от посещаемости зависел зачёт.

5. Учёба требует больших денег

Если вы не поступили на бюджетное место, вам придётся раскошелиться. В среднем платная программа в российском вузе в учебном году 2018–2019 обходилась в 140  тысяч рублей. Вместе с расходами на питание, проживание и так далее сумма получится довольно большой. У студента‑бюджетника траты будут меньшими, но тоже значительными.

Примечательно, что лидерами платного образования обычно становятся социально‑экономические и гуманитарные направления, бюджетные места на которых были сокращены, так как рынок переполнен специалистами.

6. Набор предметов часто выглядит случайным

Многие предметы никак не соотносятся с будущей профессией. Они якобы должны расширить кругозор. И это отлично с точки зрения общего развития, но не делает вас ближе к специальности, а время отнимает.

Особенно высокая концентрация таких предметов наблюдается на первых курсах. Скажем, студенты сразу сталкиваются с философией, которая должна научить их понимать, как устроен мир.

Но как это сделать, если большинство их них не может понять уже даже философию как предмет?

7. Университет разочаровывает

Это одна из главных проблем современного образования. Люди, которые идут в вуз за профессией, нередко разочаровываются в ней ещё до окончания университета, и в этом виновато всё вышеперечисленное.

52% выпускников вузов жалеют о своём выборе профессии, а 33% предпочли бы другое направление. Только 12,3% опрошенных не нашли недостатков в полученном образовании. Остальные жаловались на бесполезность дисциплин в программе, неактуальность предметов и невозможность применить знания на практике.

Что дают хорошие университеты

На этой печальной ноте можно было бы закончить, но не всё так плохо. Среди более чем 700 вузов есть и те, обучение в которых вы будете вспоминать с теплотой и благодарностью, хоть у них и встречаются некоторые недостатки из списка. Вот что они дают.

1. Прокачивают soft skills

Так называют непрофильные навыки, которые помогают достигать успехов в работе и других сферах жизни. После хорошего университета вы, например, сможете:

  • Виртуозно искать информацию.
  • Запоминать данные в короткие сроки и уметь их представить с ощущением полного понимания предмета.
  • Презентовать себя.
  • Выступать перед большой аудиторией, в том числе перед незнакомыми или негативно настроенными людьми.
  • Планировать время и распределять задачи. Вы поймёте, какой предмет можно забросить до сессии, а какой нужно учить постоянно, когда начать подготовку к экзамену.
  • Научитесь проявлять инициативу и быть активным. Лучше постараться ради автомата сейчас, чтобы не страдать потом.

И это далеко не всё.

Примерно 100 лет тому назад профессор философии морали в Оксфорде Джон Александер Смит добрался до сути вопроса.

«Джентльмены, — сказал он первокурсникам, — ничто из того, чему вы здесь научитесь, не принесёт вам ни малейшей пользы в жизни после учёбы, за исключением одной вещи: если вы будете прилежно и с умом работать, вы сможете понимать, когда человек несёт фигню, а это, по моему мнению, и есть главная, если не единственная цель образования».

Эндрю Дельбанко, «Колледж. Каким он был, стал и должен быть»

2. Формируют базу знаний

Разнообразие и глубина даваемой в университете информации готовит платформу, с которой можно стартовать практически куда угодно. Если вуз хороший, а преподаватели горят своим делом, вам будет интересно. Более того, это пробуждает жажду знаний и вы начинаете понимать, куда хотите двигаться.

Вуз научил нас искать информацию и работать с большими её объёмами. Многие люди, которые «институтов не кончали», с трудом дочитывают посты в до конца. Мы получили классическое образование, а не ремесло. Поэтому в нём так мало практической пользы. Но нас научили учиться. Как нынче говорят на образовательных форумах, это теперь главное.

3. Предоставляют возможности для нетворкинга

Если вы учились в обычной общеобразовательной школе по месту жительства, ваш круг общения определяла территория.

В вузе вы наконец получите доступ к огромному количеству людей с пересекающимися интересами: вы же выбрали одну профессию.

Если университет хороший и с высоким конкурсом, студенты в основном будут умными, разносторонне развитыми и интересными. Это отличный способ завести друзей.

Если большинство знакомых из вуза будет работать по профессии, у вас автоматически после выпуска появятся свои люди во многих компаниях. Очень удобно.

4. Открывают доступ к студенческим грантам и конкурсам

Участие в подобных программах всегда соревнование, поэтому надо быть лучшим хотя бы в чём‑нибудь, чтобы воспользоваться данным преимуществом. Но если это сработает, вы получите деньги, новых знакомых из других городов или стран, шанс поучаствовать в интересных проектах и другие подобные бонусы.

5. Меняют отношение к себе и своему будущему

Средний российский школьник после выпускного нуждается в реабилитации. Мало кто из педагогов способен выстраивать отношения с учениками на равных, относиться к ним с уважением, предоставлять им должный уровень свободы (и дело не всегда только в них, не будем огульно обвинять учителей).

В хорошем вузе подавляющее большинство преподавателей воспринимает вас как взрослого самостоятельного человека. И это заставляет пересмотреть приоритеты и осознать ответственность за свою жизнь. Вам позволяют принимать решения, не давят, не контролируют каждый шаг. Но и церемониться, если вы с чем‑то не справитесь, никто не будет.

6. Расширяют границы

Школьное образование рассчитано на то, чтобы программу освоил средний ученик. Поэтому педагоги чаще сосредоточены на отстающих. В итоге мало кто полностью осознаёт, на что действительно способен и какой большой мир вокруг него.

Хороший университет прежде всего даёт понять, что границ нет. Есть препятствия, но вы можете гораздо больше, чем думаете, и точно больше, чем думают о вас. В картину мира добавляются и небольшие кирпичики, и целые булыжники, и она из почтовой марки превращается в огромное полотно.

Однажды на курсе литературы преподавательница спросила: «А что имел в виду этот писатель?» Студенты начали перечислять версии, и она кивала.

А на какой‑то смелой идее спросила: «Мог он такое иметь в виду?» И когда люди начали несмело переглядываться, добавила: «Конечно, мог, откуда мы вообще знаем, что он имел в виду».

Это было очень крутое ощущение, особенно на фоне того, что в школе меня заставили переписывать сочинение по «Грозе», потому что я использовала свои мысли, а не Добролюбова.

1. Осознайте, что высшее образование нужно не всем

Диплом не даёт гарантий, что вы получите место в тёплом офисе и будете заниматься лёгким трудом с 9 до 18 часов. 73% россиян работают не по специальности.

Если вы чувствуете в себе потенциал сворачивать горы уже сейчас и чётко понимаете, чем хотите заниматься, изучите альтернативные пути получения знаний. Колледж, вечерние и онлайн‑курсы, обучение при предприятии, стажировка под крылом крутого специалиста, штудирование открытых источников — все пути хороши, если вы готовы стараться.

Если через пару лет поймёте, что вам всё-таки нужен диплом, тогда и поступите в вуз.

2. Выбирайте хороший университет

Вузом может называться учреждение и со 100‑летней историей, и то, которое ещё вчера даже мечтать не могло о таком статусе. Чтобы не ошибиться, изучите текст Лайфхакера, который поможет определиться с планами.

3. Анализируйте, всё ли вам нравится

Обучение в университете не полёт на самолёте, из которого нельзя выйти, пока не окажетесь в пункте назначения. Это скорее путешествие на поезде, где можно дёрнуть стоп‑кран: торможение будет резким и травматичным, зато сможете свернуть и поехать верной дорогой. Так что периодически стоит сесть и подумать, всё ли вы делаете правильно.

4. Учитесь

Если уж поступили в вуз, постарайтесь взять от него всё, что вам могут дать. Считается, что вы должны потратить на самообразование столько же времени, сколько на занятия, чтобы овладеть предметом. Если вы так ничего и не узнали за годы обучения, возможно, проблема вовсе не в университете.

5. Работайте

Не обязательно ждать получения диплома, чтобы начать трудиться по профессии. Опыт работы на финише вам понадобится больше, чем диплом. А деньги за труд пригодятся уже сейчас.

Многие считают высшее образование обязательным атрибутом современного россиянина. При этом мало кто анализирует, зачем оно нужно и помогает ли в жизни. Делитесь этим текстом, чтобы как можно больше человек задумались над проблемой и смогли что‑то изменить в своей жизни.

Источник: https://Lifehacker.ru/vysshee-obrazovanie/

Что дает высшее образование человеку? *

Зачем нужно высшее образование

Сегодня в России и Европе отмечается самый настоящий образовательный культ. По статистике более 75% выпускников школ намерены поступать в ВУЗ, чтобы обеспечить себе в будущем достойную работу и жизнь.

В процессе обучения студенты получают теоретические знания, пишут курсовые работы, выполняют научные статьи, проходят практику, осваивая свою профессию в жизни, а по окончании ВУЗа – защищают дипломный проект. Что же на самом деле дает высшее образование человеку? Специалисты Дисхелп намерены разобраться в этом вопросе и предоставить максимально точный ответ.

Обучение в ВУЗе: вред или польза?

Современное образование в России представлено в виде трех ступеней: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Каждая последующая ступень становится более узкоспециализированной, дает более глубокие знания и навыки в рамках выбранной специальности. Раньше и сейчас также действует такое направление, как специалитет, но он постепенно вытесняется.

Процесс обучения

Обучение в ВУЗе призвано дать студентам общие и узкие знания в рамках выбранной профессии, помочь им освоиться в новое среде, стать дипломированным специалистом, готовым к суровым реалиям. Далеко не всегда намеченные цели достигаются учащимися. Большую часть реальных навыков новоиспеченные специалисты получают в процессе работы.

Образовательная программа ВУЗа предусматривает посещение студентами лекций, семинаров, практикумов, выполнение ими контрольных, курсовых, лабораторных, научных, дипломных и иных работ, прохождение практики. В данном ракурсе обучение в ВУЗе приносит исключительно пользу.

Но в ходе подготовки к экзаменам, больших нагрузок на организм студенты могут заработать ряд «побочных эффектов»: нарушение работы ЦНС, переутомление, недосып, волнение и стресс и пр.

Что на самом деле дает высшее образование человеку?

Обучение в ВУЗе не должно пройти бесцельно. Главное, чтобы студент сумел достичь намеченного ориентира, получить конкретные знания и навыки.

Высшее образование предоставляет индивиду следующие привилегии:

По сути, это то, зачем студент пришел в ВУЗ – знания, навыки по определенной специальности, которые позволят ему в дальнейшем работать, применять все свои способности и умения в жизни. Главное, уделить особое внимание выбору специальности (востребованная, престижная, хорошо оплачиваемая, нравящаяся поступающему) и ВУЗу.

  • Преимущество при поиске работы.

Специалисты, за плечами которых имеется высшее образование, становятся более привлекательными в глазах работодателя. Фактически диплом подтверждает, что человек имеет представление о том, чем ему предстоит заниматься, как выполнять работу, а значит, он более подготовлен к работе.

  • Возможность карьерного роста.

В большинстве организаций главным условием для продвижения по карьерной лестнице является наличие высшего образования. Занять руководящую должность без диплома ВУЗа не удастся.

Основные плюсы от высшего образования

Обучение в школе призвано дать общие, фундаментальные знания и навыки для дальнейшего развития личности и специалиста.

Обучение в ВУЗе призвано развить человека в конкретном русле, в рамках выбранной им профессии. Даже если не удастся устроиться на работу по полученной специализации, расстраиваться не стоит.

Эти знания могут пригодиться как в жизни в целом, так и на любой другой работе. Главное, при возможности умело ими пользоваться.

  • Предпринимательская жилка.

Конечно, чтобы открыть собственное дело, не обязательно иметь высшее образование за плечами, но наличие соответствующего диплома значительно облегчит управлением бизнесом, позволит избежать многих проблем и легче преодолевать возникающие препятствия.

  • Работа с большим объемом информации.

Обучение в ВУЗе позволяет привить студентам определенные навыки по работе с информацией: грамотный сбор, обработка и систематизация данных. Данные навыки успешно развиваются благодаря написанию курсовых, дипломных и иных студенческих работ.

  • Самодисциплина, самоорганизация и самоконтроль, ответственность.

В ВУЗе часть программы относится к самостоятельному изучению. Как, когда осваивать материал, студент решает сам. Более того, если в школе есть тотальный контроль над учащимися со стороны учителей и родителей, то в ВУЗе и на работе такого практически нет: все зависит от самого студента/работника, как он выполнит и что за это получит.

  • Умение адаптироваться и находить общий язык.

Поступая в ВУЗ или устраиваясь на работу, человек моментально выходит из «зоны комфорта», попадает в новые условия «обитания» и адаптируется под них. На этом этапе студент учится находить язык не только со сверстниками, но и людьми, стоящими выше него по статусу, должности и пр.

Следует учесть, что все знания и навыки студент получит в ВУЗе только в том случае, если он будет поступать в него не ради «корочки» (диплома), а ради обучения, освоения новых «вершин и горизонтов».

Источник: https://disshelp.ru/blog/chto-daet-vysshee-obrazovanie-cheloveku/

Нужно ли высшее образование?

Зачем нужно высшее образование

Так нужно ли высшее образование? Большинство тех, кто получил высшее образование, а потом пришел к выводу, что оно ему не нужно, начинают антипропаганду образования. И часто даже не понимают, что причиной неудовлетворительного опыта стали они сами. Как это возможно? Хочу рассказать в этой статье.

Скептиков высшего образования прошу лишь прочитать до конца и ответить на вопросы. И если после ответов на вопросы, вы все ещё будете считать, что высшее образование — это «зло», то я очень серьёзно готова углубиться в этот вопрос и рассмотреть ваши аргументы.

Итак, почему возникла тема. В последнее время я все чаще слышу и вижу, особенно на просторах интернета, множество антирекламы высшего образования. И поскольку я сама нахожусь в системе, знаю ее изнутри, мне кажется, я могу рассказать о ней, поругать и похвалить. И вообще имею право поднимать этот вопрос.

Нужно ли высшее образование: ох уж, эти примеры

Например, я встречала такие высказывания:

  • Сначала работаешь на зачётку, потом нигде
  • Сказки мамы на ночь: закончишь школу, закончишь университет, найдёшь хорошую работу и все будет прекрасно

В сети полно информации и статей о том, как многие именитые, известные люди, чаще бизнесмены, новаторы достигали высот. При этом в своё время они бросили университет или школу и высшего образования не получили. Мол, зачем оно нужно, зачем тратить годы на непонятное времяпрепровождение, если потом оно не нужно.

Мне тяжело и часто больно смотреть на эти высказывания. Ведь обращаются к молодёжи, на эти высказывания обращают внимание школьники, которым ещё предстоит делать выбор. И печально то, что такими мощными, запоминающимися, часто провокационными фразами и мыслями можно направить молодую не сформировавшаяся личность на ложный путь, сбить с толку. Почему?

1. Подумайте сами. В процентном соотношении, сколько историй таких успешных людей, которые, бросив ВУЗы, добились успеха? Сотые доли процента. А считал кто-то тех, кто закончил ВУЗ и стал успешным?

Об образовании этих людей никто не говорит. Это же не интересно, не провокационно! А сколько их? Часто приводят такие цифры (и кстати, неизвестно еще, откуда это взято), что около 30-40% успешных и богатых людей без высшего образования. Да, хорошая цифра! Но оставшиеся 60-70% с высшим, а не наоборот. Статистика-то в пользу образования.

Многие даже не задумываются, что успешные проекты образовались именно благодаря образованию.

Вот небольшой лишь список

Ну что ж, хотите быть главой банка, миллионером, создать новый Гугл или Яндекс — учитесь. Что-то не так интересно звучит, да? Не то что антипропаганда. (Я просто умолчу о врачах и ученых, они ВСЕ с образованием, и их… тысячи).

А каковы шансы, что именно этот школьник, который решил не учиться, достигнет подобного успеха? А каковы шансы, что с образованием достигнет? Неизвестно. Да-да. В том и другом случае нет никаких гарантий. Я не утверждаю, что образование сделает вас успешным. Гарантий никаких ни в том, ни в другом случае.

Образование поможет лишь тем, кому оно действительно нужно. Нужно ли высшее образование и как это определить? Поговорим ниже.

Получил диплом, а меня никто не берет на работу, приходится ходить искать места. Виновато высшее образование

Почему-то мы считаем, что получив корочки, мы тут же устроимся, нас прямо с руками оторвут радостные работодатели. Но разве есть гарантия этого? Нет, мы давно уже живем не в Советском Союзе. Нет гарантии, что вас примут с удовольствием. А каковы шансы устроиться куда-то без образования? Еще меньше.

Я хочу сказать, что образование и устройство на работу — это два разных процесса. Да, одно отчасти зависит от другого, но важно понять, что получить образование — это еще не значит получить работу. Как в случае с образованием, так и без него, для того, чтобы найти хорошее место, нужно потрудиться, приложить усилия.

Вас это смущает? Избавьтесь в своих головах от мифа, что диплом равняется благополучному месту. С распадом СССР это перестало быть таковым. Вы можете относиться к этому как угодно. Это факт и это нужно понять. Выкиньте этот миф об устройстве на работу.

С дипломом или без нужно прилагать усилия. Котлеты отдельно, мухи отдельно. Устройство на работу — это отдельный проект. Ваш личный. Образование только даст право надеяться на некоторые должности и базу знаний для ряда специальностей. И все.

А теперь задумайтесь, виновато ли само высшее образование в том, что в вашей голове сидит этот советский миф? Вопрос риторический.

Получил диплом, работу ищу, а не могу устроиться. Работы нет. В моей отрасли все переполнено. По специальности никто не берет. Виновато высшее образование

Сразу вопрос: а вы, когда поступали, то изучали рынок? Анализировали, где вы можете работать, насколько профессия востребована? Нет? Почему?

Почему перед тем, как отдать документы, вы не поинтересовались, каковы шансы устроиться на работу по этой специальности, какова текучка в профессии, какие шансы на развитие? Не интересовались? Почему?

Я могу сказать, что в 16 лет, когда готовилась к поступлению на химико-технологический факультет узнала по интересуемой специальности все, что было доступно. Где можно работать, каковы шансы, есть ли вакансии.

Меня порадовало, что на желаемую специальность был спец. набор от работодателей, которые готовы платить спец. стипендию и ждать выпускников. Здорово, правда.

Я готовилась и мечтала работать в крупной классной, процветающей компании.

Но туда я так и не поступила. Нет, с экзаменами было бы все в порядке, я сознательно не подала туда документы. Там у меня могли быть проблемы с устройством, поскольку на такие типы предприятий с осторожностью берут женщин из-за угрозы здоровью. Я решила, что этот вариант мне не подходит. Я заранее поняла, что потом меня могут ждать трудности, да и здоровье мне дорого.

Готовилась к одному, поступила в другое, на химический факультет. Где был широкий потенциал работать в безопасных пищевых, косметических и экологических областях. Я уже тогда в 16 лет об этом всем думала. А вы?

Когда мы хотим открыть бизнес (по хорошему), мы тщательно анализируем нишу, спрос, выявляем потребности потенциальных покупателей. Ведь не сделав это, можно вылететь в трубу.

Когда мы встречаем людей, то мы осознанно или нет оцениваем их, насколько это хороший человек, каковы у него ценности.

Нам не очень хочется общаться с алкоголиками-тунеядцами-нытиками-попрошайками, мы отстраняемся и не впускаем таких людей в свою жизнь.

А почему бездумно получаем образование такое, которое никому не нужно и еще надеемся, что нас как высококлассных специалистов оторвут с руками? Идите учитесь на учителей, врачей — там спрос огромный. Не хочется? Хочется на юриста? Там халява и деньги? Так не удивляйтесь, что юристов полно и шансы на устройство минимальны.

А теперь задумайтесь, виновато ли само высшее образование в том, что вы не подумали заранее о работе? Еще один риторический вопрос.

Знаю людей с образованием, они какие-то тупые и глупые. Образование их портит

На самом деле, какое бы внешнее культурное воздействие ни было, человек становится умным, эрудированным, грамотным САМ. Да, среда может внести свои коррективы, молодой человек может попасть в дурную компанию. Но те, кто желают развиваться, развиваются. А кто любит лишь попивать пивко, да играть в танки, не станут великими учеными и изобретателями, в каком бы элитном ВУЗе не учились.

Любой человек может запустить себя, а может постоянно развиваться, совершенствовать личные качества. Только это работа самого человека, за него не должен и не может это делать кто-то другой. Вы все еще думаете, что это должны быть университетские преподаватели?

Пока учился, понял, что хочу заниматься другим. Открыл свое дело, занялся дизайном/решил заняться психологией/вырезать мебель/ путешествовать и тп. Высшее образование виновато в том, что мешало заниматься любимым делом

В коучинге есть один удивительный, прекрасный принцип «каждый человек делает ЛУЧШИЙ выбор в данный момент». Тогда в 16-17-18 лет, вы просто не могли знать, что через 2-3 года вы займетесь починкой байков и это будет настоящим удовольствием для вас, станет делом жизни.

Тогда у вас, не было того опыта, тех знаний, которые есть сейчас. Тогда вы сделали этот выбор, потому что не знали, что вам может понравиться в будущем. Тогда вы еще только-только начали понимать, чего хотите в жизни.

Вышка была приемлемым вариантом на тот момент.

Вы не стали слоняться по дворам, попивая пивко с «друзьями», а стали учиться хоть чему-то, возможно, нашли настоящих друзей среди однокурсников, встретили будущую жену/мужа, участвовали в студенческих мероприятиях.

У многих из нас в голове сидит миф о том, что однажды сделав выбор профессии, мы навсегда в ней останемся. Друзья, это МИФ, МИФ, МИФ. Можно (и нужно) менять род своей деятельности. Нет ничего ужасного, если через год-два-три после поступления, вы поняли, что это не ваше, если вы нашли дело, которое вам нравится больше. Так это же прекрасно!

Некоторые мои одногруппники/однокурсники закончили образование и поняли, что эта специальность была не для них. Еще в ходе основной учебы некоторые поступили на второе высшее, кто-то закончил курсы переподготовки. Выучились, устроились и счастливы себе в новой сфере. Это же хорошо, и это их жизненный путь.

Виновато ли образование, что вы сами не знали в свои 16-17-18 лет, чего хотите? Да опять этот риторический вопрос!

А может, вы поступили, потому что настояли родители, за компанию с другом, потому что модно? А потом говорите, что образование бесполезно. Я так очень аккуратно, не сочтите за дерзость, хочу поинтересоваться, а не ваша ли в том вина ответственность, что вы выбрали образование, поддавшись внешнему влиянию?

Так виновато ли образование, что поступили вы не по собственному желанию? (Да что за эти риторические вопросы, надоели уже!)

Проанализируйте, нужно ли вам высшее образование

Итак, если вы негативно относитесь к образованию, ответьте на вопросы:

  • Та специальность, куда вы поступили, является ли желанной, является ли вашим любимым делом? Была ли таковым на момент поступления?
  • Вы анализировали заранее возможности устройства на работу? Просматривали спрос на специалистов по этой специальности?
  • Вы делали усилия по поиску работы? Насколько качественно вы искали себе место?
  • Вам действительно нравится делать то, чему вы научились?

Источник: http://razvitie-intellecta.ru/nuzhno-li-vysshee-obrazovanie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.